Смекни!
smekni.com

История протестантских церквей в России (стр. 1 из 3)

Федеральное государственное
образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РЕФЕРАТ

История протестантских церквей в России.

Выполнил:

Студент гр. ГФ 09-01 Одинцова В.Н.

16 мая 2010г.

Проверил:

Преподаватель Лаптева М.А.

« _____» ________ 2010г.

Красноярск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………3

1 Понятие религиозного сектантства…………………………………......3

1.1 Протестантизм, как ответвление христианской религии ..…….…3

1.2 Краткий обзор истории протестантизма в России ….……………..4

1.3 Протестантские церкви в Сибири..………………………………….5

2 Направления протестантизма…………………... ………………………7

2.1 История зарождения меннонитства в России .…………………......7

2.2 История зарождения лютеранства в России……………………......9

2.2.1 Московское царство ……………………………………………9

2.2.2 Советские годы………………………………………………...11

2.2.3 Постсоветский период………………………………………...12

2.3 История зарождения баптизма в России…………………………..13

3 Участие протестантов в разных сферах жизни……………………….13

Заключение ……………………………………………………………….15

Список литературы…………………..…………………………………...16

Введение

Данная тема выбрана мной с целью глубокого изучения истории протестантских церквей в России, поскольку это интересно, но не особо освещаемо в книгах и периодике.

Цели: изучить, как происходило развитие и распространение протестантских церквей в России; рассмотреть основные направления протестантизма и какие их них получили наибольшее распространение; выяснить, как происходило развитие протестантских церквей в Сибири; узнать количество таких церквей в России и основной состав верующих.

Понятие религиозного сектантства

Религиозное сектантство — это один из типов религиозного объединения, отличающийся рядом признаков. Во-первых, сектантство есть оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям; это своеобразная форма протеста социальных групп недовольных своим положением. Во-вторых; для сектантства характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов и установок, отсюда, существующая во многих сектах идея избранничества и духовного перерождения. Еще одним из признаков сектантства является строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. В России все религиозные секты можно объединить в 2 большие группы: возникшие исключительно на русской основе — старообрядческие секты, вышедшие из недр православной религии; и секты, пришедшие в Россию с Запада - это секты (или церкви) протестантского толка. Нас интересует вторая группа.

Протестантизм, как ответвление христианской религии

Краткий обзор истории протестантизма в России

Первые протестантские (немецкие) общины появились в России ещё при жизни Лютера (при царе Василии III). И в дальнейшем московские цари предпочитали приглашать в Россию протестантов, а не католиков; всем им гарантировалась полная свобода вероисповедания. Всем иноверцам ставилось жёсткое условие: не пытаться обращать православных в свою веру; попытки миссионерства карались с крайней жестокостью (обычно костром).

Первыми протестантами на территории России были постоянно проживающие здесь представители иностранного купечества, приглашенные специалисты, а также военнопленные. Протестантизм в России исторически был представлен различными вероисповеданиями. Первым протестантским приходом в Москве, официально открытым в 1559 году при царе Иване Грозном, стала лютеранская Церковь в Немецкой слободе. В конце ХVI столетия появляются, наряду с лютеранскими, и первые реформатские общины. Новообразованные в Москве и других российских городах протестантские общины постепенно обзаводятся своими церковными зданиями.

Количество протестантов в России увеличилось с присоединением Прибалтики и Польши, а в XIX веке — Финляндии. В конце XVII века в Москве были 3 лютеранские церкви и одна реформатская; вскоре кирхи и протестантские школы появились в Астрахани, Архангельске и др. крупных торговых городах. Начиная с Петра I, делами российских иноверцев ведал Синод (позднее — Юстиц-коллегия). Им дозволялись браки с православными при условии, что дети будут воспитываться в православии. При Екатерине II поощрялось расселение немцев в Саратовской и Самарской губерниях.

В 1832 г. Николай I утвердил Устав протестантских церквей в Российской империи. По уставу, общины избирали высший совет (конвент), следивший за соблюдением религиозных и государственных законов. Правовое положение пастора приравнивалось к дворянскому, часть его жалованья шла из казны.

До середины ХIХ столетия протестантизм в его различных формах исповедовали почти исключительно народы российской империи и национальные диаспоры, исторически исповедующие протестантизм, но при этом практически не было протестантов из славянских народов России. Однако, начиная с 60-х годов Х1Х столетия, ситуация качественно меняется. В пореформенной России протестантизм становится одной из религий, которую исповедует часть славянского (в том числе русского) населения страны.

Во второй половине Х1Х века на российской почве утвердились и развились протестантские общины баптистов, евангельских христиан, адвентистов седьмого дня. В ХХ столетии к общинам евангельско-баптистской и адвентистской вероисповедной принадлежности добавились и пятидесятнические церкви.

Несмотря на то, что протестантские церкви, развившиеся на российской почве, подвергались преследованиям, их численность постоянно увеличивалась. К 1917 году в России насчитывалось около 200 тысяч коренных российских протестантов. Многие из этих людей были протестантами уже в нескольких поколениях.

Протестантские церкви в Сибири

Со второй половины XIX века протестантские церкви появляются в Сибири: 1860-1865 годы - первые меннонитские общины, 1891-1893 годы — баптисты и адвентисты. Связано это было, в первую очередь, со строительством Сибирской магистрали и дальнейшей колонизацией этого края. К началу XX века на территории Сибири уже насчитывалось около 4000 членов различных сект протестантского толка. Общины были не многочисленны, так как из-за преследования властей они носили полулегальный характер, несмотря на это, число членов сект росло: к 1908 году количество верующих удвоилось и составляло 7, 5 тыс., а к 1915 году насчитывало уже 11 тыс. Революция и Декреты Советского правительства о свободе вероисповедания и равенства всех религий дало толчок росту протестантских общин в Сибири, этому способствовал приток сюда беженцев с Поволжья, многие из которых были членами той или иной протестантской церкви. Правящие верхи в них сумели адаптировать свои учения к существующей обстановке, применяя лозунги наиболее популярные в то время "Братство и мир народов", "Помощь бедноте" и др. "Мы, как и коммунисты, также стремимся к социализму. Разница между нами и коммунистами только в том, что мы идем к социализму духом и всепрощением, а коммунисты — путем насилия", — говорил один из протестантских проповедников в 1920 году. Конечно, у людей уставших от многочисленных войн и революций, не нашедших опоры в идеологии православия и старообрядчества, идеи, выдвигаемые адвентистами и баптистами, нашли отклик. Особенно бурно росли церкви баптистов, развернувших массовую проповедническую деятельность. Центром баптизма в Сибири до 1926 года был Омск, позднее - Новосибирск. В Омске в 1917 году состоялся первый свободный съезд русских баптистов, одна из выдвигаемых задач на съезде была пропагандистская деятельность. Как решалась эта задача свидетельствует такой факт: в 1917 году баптисты в Сибири имели 100 баптистских общин, 100 молитвенных домов, 150 местных и разъездных пресвитеров и проповедников; в 1927 году — 150 общин, 130 молитвенных домов, 610 пресвитеров и проповедников. Что касается других церквей протестантского толка, то они были менее многочисленны, хотя тоже наблюдался рост их членов. В 1923 году в Омске состоялся первый съезд сибирских меннонитов. К этому времени относится появление в Сибири секты "Свидетелей Иеговы", возникшей в среде меннонитов, поддерживающих связь с Америкой. В середине 1920-х годов возникают и церкви пятидесятников.

В 1929 году в Омске прошел Сибирский краевой съезд безбожников, отметивший, что 1920-е годы были временем наиболее бурного развития протестантских церквей в Сибири: к 1927—1928 гг. здесь существовало 15 сект, 400 сектантских общин общей численностью около 30000 человек, из них большинство являлись членами протестантских сект 21570 человек. Самой многочисленной была церковь баптистов — 16500 человек, меннонитов — 3700 человек, адвентистов 7-го дня — 1200, пятидесятников — 120, иеговистов более 50 человек. Когда началась борьба государства с религией, численность верующих, в том числе и протестантов, резко сократилась, так в Западной Сибири к 1923 году только число баптистских общин и групп уменьшилось на 10, 9%.

Направления протестантства

Протестантизм представлен в России следующими деноминациями:

· Лютеранство

· Евангельские христиане-баптисты

· Евангельские христиане-пятидесятники

· Меннониты

· Методисты

· Адвентисты седьмого дня

· исконно российские формы протестантизма: молокане и духоборы.

История зарождения меннонитства в России

Первое переселение меннонитов в Россию, из Мариенвердерской низменности (в Пруссии), состоялось в 1789 году, по приглашению правительства, в числе 228 семейств. Им была обещана свобода вероисповедания и свобода от военной и гражданской службы, дана льгота от податей на 10 лет, и каждому семейству отведено по 65 десятин земли, а также дано по 500 рублей на проезд и обзаведение. В свою очередь меннониты обязывались давать на общем основании квартиры и подводы для проходящих через их селения войск, содержать в исправности дороги и мосты и платить поземельную подать по 15 копеек с десятины удобной земли.