Во-первых, религия, жестокость и сладострастие - ее ближайшие родственники. Одно из этих чувств возрастает рука об руку с другими, одно замещает другое. Во-вторых, из трех исследованных чувств наиболее сильным является сексуальное чувство; религиозное чувство и жестокость в некоторых случаях могут быть рассматриваемы как заменители всесильного сексуального инстинкта. Юристы, учителя и моралисты не должны это забывать. В-третьих, объединение этих различных чувств в одну группу может иметь значение для естественной физиологической классификации чувств, классификации, которая станет возможной в будущем.
[1]Сначала мы должны сказать, что, трактуя его как религиозное чувство, мы не рассматриваем аффективную сторону этого сложного чувства, не затрагивая сторону интеллектуальную (Вундт связывает религиозное чувство с категорией интеллектуальных чувств).
[2]При попытке найти идентичную композицию в отношении этих двух чувств кое-что можно встретить в труде Неймана (LehrbuchderPsychiatric - Учебник психиатрии, 1859), а также в труде Крафт-Эбинга (Psychopathiasexualis, 1893)
[3]Мы не можем не привести выдержку из Золя, в которой в художественной манере представлена связь этих чувств: «Мюффа снова стал ревностно исполнять религиозные обязанности… Небо вырвало его из рук женщины, чтобы передать в руки господа бога. Граф находил в религиозном экстазе сладострастные ощущения, пережитые с Нана, те же мольбы и приступы отчаяния, то же самоуничижение отверженного существа, на котором лежит проклятие его пола. В церкви, с онемевшими от холодных плит коленями, он снова переживал былые наслаждения, вызывавшие судорожную дрожь во всем теле, помрачавшие его разум, удовлетворяя смутные потребности, таившиеся в темных глубинах его существа» (Э. Золя «Нана»).
[4] Des aberrations du sens genesique, 1880. Соотв. ссылка в произведениях Жаколлио (Jacolliot), Etudes indianistes; Монтеня (Montaigne), Essais, 111; смотреть Ломброзо и Ферреро (Lombroso et Ferrero), La femme criminelle et la prostituee и также Ploss, Das Weib.
[5]Храмы богини Милитты имелись в Вавилоне, богини Анаитис — в Армении, богини Астарты — в Финикии и богини Изис — в Египте.
[6]См. Ломброзо и Ферреро, цит соч.; оно реферировано в сочинении Дюфура (Dufour), L'histoiredelaprostitution.
[7]См. Ploss, op. cit., где он ссылается на высказывания секретаря папы Урбана VII. ThierrydeNiem, BarletteMaillard и др.
[8] См. Friedreich. Allgemeine Diagnostik der psychischen Krankheiten, 1832, и другое его сочинение: Systematisches Handbuch der gerichtlichen Psychologic, 1835.
[9] Maudslei, Physiologicde 1'esprit, 1871.
[10]Мейнерт в своих клинических лекциях (KlinischeVorlesungen, 1890) предпринимает интересную попытку физиологического объяснения одновременности болезненных состояний сексуального и религиозного характера у эпилептиков, объяснения, с которым, однако, нельзя полностью согласиться.
[11]Несомненно, что мы не назвали и половины психиатров, которые свидетельствуют об этой связи.
[12]См. сноску 8.
[13] Jeard. La femme pendant la période menstruelle, 1890
[14] Lesons sur les maladies mentales, 1880-1883.
[15]В работе Кальмейля (Calmeil) "О помешательствах" (Delafolie, I), I, 1845, можно найти примеры психических эпидемий, где встречается эта близость. В истории у людей, достигших вершины власти, мы находим множество примеров жестокости, соединенной со сладострастием (Сулла, Август, Калигула, Нерон, Вителлий, Домициан, Генрих VIII; и женщины: Агриппина, Фульвия, Мессалина, Елизавета Английская); другие менее показательные известности - Жиль де Ре, граф де Шаролэ и др.
[16]Сразу же мы встречаем противоречие. Действиями, которые зачастую провоцируются чувством сладострастия, бывают не только действия, причиняющие зло другим, но и такие, когда страдают от зла, причиняемого другими. Но это противоречие кажущееся: принято думать, что чувство, которое сопровождает действия, причиняющие вред другим, иное в сравнении с чувством, сопровождающим действия лица, страдающего от вреда, причиняемого другими, что эти чувства далеки одно от другого; на самом, же деле, напротив, эти два чувства должны быть много ближе друг к другу, чем обычно думают. В противном случае будет трудно объяснить наблюдения, где отмечается у одного и того же садизм и мазохизм. Подобные случаи приводятся в вышеназванной монографии Крафт-Эбинга. По этому поводу нужно заметить, что имеется целая серия психически больных, у которых действия, причиняющие зло другим, жестокость по отношению к другим и по отношению к самому себе (в экстраординарных случаях - импульсы к убийству и к самоубийству) идут рука об руку; так бывает при меланхолии и при демономаническом бреде. Наконец, существует целая серия сект, где бичевание по отношению к самому себе и по отношению к другим всегда идут вместе.
[17]Садизм наблюдается также и у животных (см. Ломброзо). Верблюд в период течки бывает очень злобен и всех кусает, даже самок. В Гамбургском зоологическом саду самец кенгуру убил самку и детенышей во время вспышки полового возбуждения. Кенар часто в подобных случаях разрушает собственное гнездо и разбивает яйца, он убивает самку и для его укрощения нужно ему дать двух. В некоторых породах пауков самка, которая более крупна, чем самец, втягивает в паутину самца и убивает его после спаривания.
[18] Молль (Moll, Die contrare Sexualempfindung, 1891). Имеется исключительно интересное наблюдение, где жестокость (специальное нанесение ранений) сопровождалась патологическими (гомосексуальными) половыми сношениями.
[19] Цит. по Крафт-Эбингу, 1893.
[20] NaturgeschichtedesVerbrechers, 1893.
[21] Les criminels mineurs. 1,1844. Он цитируется здесь по сочинениям: Semelaigne, Etudes historiques sur l'alienation mentale dand I'antiquitd и Azam, De la folie sympathique.
[22] Traite des maladies mentales, 1894.
[23] Op. cit.
[24] L'état menstruel et les psychoses menstruelles. Archives ХХIII, 1, 1894. Это случаи Крафт-Эбннга, Вестфаля, Тюка, Гиро и Балля.
[25]Op. cit. Достоверность этих указаний сомнительна.
[26] Цит. по Blumröder, Ueber das Irresein, 1836.
[27] L'homme criminel, 1,1895.
[28] Цит. по Féré: Le sadisine aux courses de taureaux Revue de medicine, 1900.
[29] Corré. Lescriminels, 1889.
[30]Lefevre. Lareligion, 1892. В истории религий имеется много такого, что может представить для нас интерес; к сожалению, мы не можем позволить себе этими сведениями занять эту часть нашей работы.
[31]Цит. по Havelock Ellis, Verbrecher und Verbrechen, Deutsche Ausgabe vonKurella, 1894.
[32] Цит. по Lombroso. Le crime, causes et remedes, 1899.
[33]Подобные случаи можно найти у Левенстима: Фанатизм и преступление. С.-Петербург, 1898. Левенстим использовал следующие сочинения: Dr. Salat. Versuche uber Supernaturalismus und Mysticismus, 1823; Meyer, Schwarmerische Grauenszenen oder Kreuzigungsgeschichte einer religiosen Schwarmerin in Wildenspruch, 1824.
[34]Случай убийств, совершенных больными с религиозным бредом, можно найти у Балля, Мореля и др. См. также DespinePsychologicnaturelle, II, 1868.
[35] De la folie consideree dans ses rapports avec les questions medicojucliciaires, 1845.
[36] Traité theorique et pratique des maladies mentales, 1853.
[37] Иван Грозный, 1893.
[38] Nоvalis. Schriften, herausgegeben von Ludwig Tieck und Fr. Schlegel. II. 1826.
[i]Установлено, что композиция берниниевской «Терезы» полностью соответствует тому описанию, которое подлинная Тереза — испанская монахиня XVI века — оставила в своих записках: в них говорится и об «ангеле в плотском образе», привидевшимся ей во сне, и о стреле, направленной ей в сердце, и о «сладкой боли», которую она при этом испытывала». Д. Аркин. Образы скульптуры. Издательство «Искусство», М., 1961, с. 32. (Прим. ред.)