Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного фундаментализма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и "концом мира", под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).
Особенность религиозного фундаментализма заключается в том, что, призывая вернуться к Традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является, в отличие от консерватизма в обычном понимании, современным проектом построения "нового мирового порядка", основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные фундаменталисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком, как в духовном, так и в политическом отношении.
3. Новые религиозные движения
Третья особенность современной религиозной ситуации заключается в том, что источники религиозного поиска расширены до всего опыта человеческой истории. Сегодня религиозная область включает в себя все возможные религиозные традиции и практики (что в "европейском" культурном контексте порождает причудливые сочетания, обычно именующиеся религиозным синкретизмом).
Существуют различные типы новых религиозных движений (НРД). Это могут быть религиозные заимствования из других культурных ареалов. Некоторые из них генетически восходят к глубокой древности и «новизна» их заключается в том, что они функционируют в новом культурном контексте. При этом они меняются в процессе адаптации. Буддизм на Западе иной, чем в Японии, а японское христианство отличается от европейского.
Ко второму типу относятся НРД, возникшие в результате дробления традиции. Их генезис восходит к сектам. Например, «Ветвь Давида» трагически погибшая в Техасе в 1993 году – это результат раскола в адвентизме. Адвентизм – продукт дробления протестантизма и т.д. В России примером подобного дробления традиции является «Богородичный центр».
Третий тип НРД – это движения, выросшие из западной оккультной традиции. Корни этой традиции уходят в глубокую древность (сами оккультисты считают ее вечной), но, как установлено исторической наукой, предшественники НРД этого типа стали организационно оформляться достаточно поздно. Масонские ложи появились в начале XVIII столетия, а самостоятельные розенкрейцерские ордена в конце XIX.
Еще один немаловажный источник – язычество, культурная реабилитация которого, начатая романтиками в прошлом столетии, привела к созданию разнообразных неоязыческих групп в XX веке. На Западе это, прежде всего, «Викка» – кельтское язычество, реконструированное британцем Джеральдом Гарднером. В России в последнее время активно распространяются НРД, опирающиеся на славянское язычество.
И, наконец, к пятому типу относятся НРД синкретические, состоящие из всех вышеперечисленных компонентов. Например, различные движения, составляющие Новый Век (New Age), включают в себя элементы индуизма, буддизма, христианства, оккультизма, и т.д., но в разных сочетаниях и пропорциях.
Ясно, что новизна НРД имеет относительный характер, но процесс их возникновения заметно ускорился в наше время по мере ослабления традиционных религий и совершенствования коммуникаций между различными культурными ареалами. Процесс глобализации будет способствовать этому явлению.
Однако, в отличие от западных НРД, которые в своей массе космополитичны, российские группы склонны к патриотическим заявлениям. Отечественные йоги, например, нередко утверждают, что русская йога древнее индийской. Российские кришнаиты настаивают, что истинно ведийская цивилизация возникла в Сибири и т.д. Из этого следует, что на нынешнем историческом этапе русские йога или кришнаизм призваны исполнить особую миссию и духовно спасти человечество.
4.Религии и "конфликт цивилизаций"
И, наконец, четвертая особенность современной религиозной ситуации связана с процессами глобализации. Мир стал единым, взаимосвязанным целым, и мировые религии столкнулись лицом к лицу. Обнаружилось, что есть религии, которые до сих пор в значительной степени определяют общественное бытие народов. Это касается, прежде всего, ислама, который претендует на то, чтобы быть основой особой "исламской цивилизации".
Стало очевидно, что секуляризация – особенность именно христианского мира и не распространяется на иные религиозные традиции. В мировом процессе религиозный фактор оказался весьма значимым, поскольку религии глубинным образом связаны с культурами, с этикой и менталитетом людей. Проект распространения ценностей европейского безрелигиозного гуманизма на весь мир провалился. Универсальным оказался только прагматизм, но он наталкивается на внутреннюю духовную жизнь людей, на традиционные способы социального общения, определяемые религией.
Мир сегодня является поликультурным и поликонфессиональным. Это создает проблему взаимоотношения религий. Религии оказываются конкурентами на "рынке вер". Существует также и взаимное непонимание между представителями разных религиозных традиций. Кроме того, некоторые религии приобретают политическое значение, участвуя в "конфликте цивилизаций".
Эта проблема может решаться только на путях утверждения принципа взаимной терпимости и уважения, а также активизации межрелигиозного диалога.
Численность последователей современных религий
Вопрос о численности последователей различных религий весьма сложен. Дело заключается в том, что многие церковные организации умышленно завышают число своих приверженцев. На востоке Азии определение числа сторонников отдельных религий осложняется еще явлением поликонфессиональности, т. е. отправлением одним и тем же человеком сразу нескольких культов. Поэтому точность данных, взятых из официальных церковных источников, весьма невысока.
Согласно этим сведениям, из общей численности населения мира 4495 млн. человек в 1981 г. 998 млн. исповедовали христианство, 592 млн. — ислам, 481 млн. - индуизм, 256 млн. - буддизм, 154 млн. - конфуцианство, 58 млн. - синтоизм (по официальным японским данным, численность синтоистов значительно больше), 30 млн. — даосизм, 15 млн. - иудаизм (в это число неправильно включены все евреи, независимо от того, религиозны они или нет), 276 тыс. — зороастризм; около 1,9 млрд. человек, по этим данным, придерживались других форм верований или не принадлежали ни к какой церковной организации.
Из христиан наиболее многочисленны католики - 580 млн., в том числе униатов - 11 млн. Среди униатов самая крупная группа — греко-католики, отколовшиеся от различных православных церквей. Имеются также отделившиеся от несториан халдо-католики (2,5 млн.), марониты (1,5 млн.), отделившиеся от монофизитов сиро-католики (0,3 млн.), копто-католики (0,1 млн.), эфиопо-католики (0,1 млн.) и армяно-католики (0,1 млн.), далее следуют протестанты (344 млн.) и православные (вместе с последователями других восточных церквей - 74 млн.). Среди протестантов по своей численности выделяются баптисты (вместе с детьми — 75 млн.), лютеране (свыше 70 млн.), англикане (67 млн.), пресвитериане и реформаты (52 млн.), методисты (около 50 млн.), пятидесятники (8 млн.), свидетели Иеговы (5 млн.), приверженцы трех близких по вероучению конфессий • Церквей Христа, Христианской церкви (так называемые ученики Христа) и Христианских церквей и Церквей Христа (около 4 млн.), адвентисты седьмого дня (4,3 млн.), члены Объединенной церкви Канады (3,8 млн.), конгрегационалисты (3 млн.), члены Объединяющейся церкви в Австралии (свыше 2 млн.), члены Объединенной церкви Христа (1,7 млн.), назаряне (0,7 млн.), меннониты (0,6 млн.), моравские братья (0,4 млн.), квакеры (0,4 млн.), плимутские братья (0,3 млн.), унитарии и универсалисты (0,3 млн.). К протестантам иногда относят также старокатоликов (0,4 млн.) и мормонов (5,6 млн.).
Из мусульман около 9/10 - сунниты, около 1/10 - шииты, хариджитов немного. Бехаистов насчитывается 2 млн.
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции – это способы действия религии в обществе, роль – суммарный результат, последствия выполнения ею функций.
Функции религии (способы действия).
Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная,регулятивная,интегрирующее-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.