Иудаизм в России
Число иудеев — около 1,5 млн. Из них, по данным Федерации еврейских общин России (ФЕОР), в Москве проживает около 500 тыс., а в Санкт-Петербурге — около 170 тыс. В России действуют около 70 синагог.
Буддизм в России
Буддизм традиционен для трёх регионов РФ: Бурятии, Тувы и Калмыкии. По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5-2 млн. человек. В 90ых годах XX века усилиями иностранных миссионеров и отечественных подвижников в крупных городах стали появляться буддистские общины, обычно принадлежащие к дальневосточной школе дзэн или тибетскому направлению. Не требуя от своих последователей веры в бога-создателя или существование души, из всех религий именно буддизм оказался наиболее идейно близок атеистам. В поисках поддержки и не имея альтернативы после запрета деятельности КПСС, тысячи разочаровавшихся в мире людей приняли буддистские или даже монашеские обеты у иностранных учителей, обретя вместе с ними осмысленность существования.
Самый северный в мире Дацан «Гунзэчойнэй»( буддийский храм), построенный ещё до Революции в Петрограде, сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве, который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике.[1]
Соотношение новых и традиционных культов
Самыми общими причинами появления и распространения нетрадиционных культов в России являются социальные, гносеологические, психологические факторы, среди которых наиболее значимыми, по нашему мнению, это социально-политические, духовно-идеологические условия жизни человека, реализации его политических и гражданских прав, с одной стороны, а с другой — активность международных центров новых культов, использующих несовершенство существующего законодательства Российской Федерации, по закреплению своих миссий на необжитой ими территории. Кроме того, эффективность распространения новых религиозных движений объясняется удачным сочетанием крайне примитивного, буквалистического толкования христианства, буддизма с необычайно агрессивными методами воздействия на личность, цель которых состоит в подавлении критического чувства и мыслительных способностей человека.
Динамика изменения численности организаций нетрадиционно-религиозного направления за последние пять лет показывает: если по количеству последователей новые культы уступают традиционным религиям, то по темпам роста числа организаций они превосходят другие образования. Увеличение из числа идет за счет внутрироссийских новообразований, оттока верующих от традиционных религий.
Новые религиозные культы в России нашли благодатную почву для своего распространения и развития, влияя на национальное самосознание, историческую память и духовные ценности россиян. Подавляющее большинство новых культов стремятся охватить молодежь. По материалам исследований Григорьевой Л.И., молодежь до 30 лет составляет в среднем от 50 до 90%. Еще одной особенностью новых культов является сегодня увеличение в составе общин количества мужчин, особенно в руководстве и активе организаций. В исследуемых направлениях его число составило, в среднем, от 40 до 70%. Одной возможной причиной, объясняющей этот показатель, может быть и то, что мужчины более уязвимы эмоционально, менее устойчивы в ситуации дистресса.
Проблемы распространения новых культов часто поднимается в средствах массовой информации. Это связано с тем, что молодые люди, попавшие к ним, как правило, оставляют родительский дом. Родители, объединившись в комитеты по спасению своих детей, требуют принятия мер, ограничивающих деятельность зарубежных миссионеров и их организаций на территории России.
По типу организации выделяются движения, имеющие централизованную структуру, четкую иерархию, где власть духовных харизматических лидеров носит авторитарный характер. В других — имеется значительная свобода для индивидуальной инициативы и самовыражения рядовых членов организации. Однако предложенная типология носит условный характер. Не каждое из новых религиозных движений, сочетая свойства различных типов, поддается однозначной квалификации.
В целом выделяются интерконфессиональные религиозные образования, религиозные культы восточного происхождения, западно-христианской ориентации и религиозные образования отечественного происхождения. Такая классификация помогает сориентироваться в калейдоскопе новых культов, подчеркивает их отличительные, характерные черты, типичными для которых могут быть: изменение концепции Бога (например, подмена понятием Абсолюта), концепции человека (в частности, утверждение его изначально божественной сути), концепции спасения (так, на смену вероятного загробного воздаяния приходит обращение к прикладным методикам изменения сознания и психического состояния личности, дающим реальное чувство облегчения и успокоения в этом мире и сейчас).
Подчеркнем, что если традиционные религии имеют глубокие корни в психологии, менталитете, в быту, системе праздников и обрядов, типе и способе мышления этноса, в литературе и искусстве, то новые культы, особенно зарубежного происхождения, не имеют ничего общего в народе. Они вытесняют традиционную религию, притом достаточно агрессивно, поскольку борьба ведется за жизнь, за территорию, за влияние на людей.
Рассмотрим некоторые новые культы, созданные в России под руководством зарубежных миссионеров.
Церковь объединения (Церковь Муна)
Церковь объединения (Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства) основана в 1954 году в Сеуле. Ее основатель Сан Мьюнг Мун родился 6 января 1920 г. в христианской семье.
Центральная идея учения Муна состоит в том, что Бог есть Отец, а люди — его дети. Сердце Божие преисполнено невыразимой боли Родителя, отвергнутого заблудшими детьми. Но в результате этого разрыва страдают и они. Покончить со страданиями, добиться всеобщего примирения и гармонии можно лишь преодолев три главных препятствия: нравственный эгоцентримз, разобщенность мировых религий, всепроникающее влияние безбожной идеологии.
Членами Церкви являются не отдельные лица, а супружеские пары. Поэтому в Ассоциацию принимаются только неженатые молодые люди. «Усыновленные» Муном и его супругой юноши и девушки вступают в брак и в Церковь
Церковь Объединения имеет около 250 тысяч последователей в более чем 150 странах мира. Структурно она представляет собой целостную международную организацию, в основе которой находятся общины, объединяемые в региональные группы — по странам или целым континентам.
На территорию СССР идеи Муна начали проникать в 1970-е гг. После встречи в апреле 1990 г. президента М.С.Горбачева с Сан Мъюнг Муном, который находился в Москве в связи с проведением XI Международной конференции работников средств массовой информации, началась официальная деятельность Церкви Объединения в СССР. 21 мая 1992 г. Минюст РФ зарегистрировал Ассоциацию Святого Духа за объединение мирового христианства — Церковь Объединения. К началу 1994 г. группы ее приверженцев сформировались в Москве, Санкт-Петербурге, Н.Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске и ряде других городов.
Саентология. Церковь саентологии
Основатель Церкви — американец Лафайет Рональд Хаббард — зарегистрировал ее 1954 г. в Калифорнии. В настоящее время Церковь существует в 107 странах мира, объединяя 2318 общин и миссий, располагает 13 тысячами штатных сотрудников. В России первая церковь зарегистрирована 25 января 1994 г. кроме того, в некоторых городах России созданы колледжи Л.Рона Хаббарда, работающие на коммерческой основе.
Саентология рассматривает индивида как бессмертную душу или дух, переходящий из одной жизни в другую, но при этом теряющий непосредственное воспоминание о прошлой жизни вместе со смертью тела. Хотя у него есть сознание и тело, он сам является духовным существом, называемым «тетан» (от греч. буквы «тета», означающей мысль или дух). Каждый человек — носитель тетана, и он может достичь бесконечной жизни при условии правильного восприятия его. Вселенная рассматривается как коллективный продукт духа.
Член Церкви обязан следовать Кодексу саентолога, который он торжественно принимает во время вступления в церковь. В соответствии с Кодексом посвященный берет на себя обязательства точно информировать о саентологии общество, помогать семье и миру устранять любые злоупотребления против жизни и человека, поддерживать гуманитарные устремления в области прав человека, бороться за свободу слова, поддерживать свободу религии, увеличивать численность последователей и силу саентологии по всему миру и др.
На протяжении всех лет существования Церковь Саентологии постоянно обвинялась в нарушениях прав человека и религиозных свобод. Это связано с тем, что разработанная Л.Рон Хаббардом «программа очищения» ведет к полному и безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви. Главная идея «программы очищения» — неукоснительное выполнение физических упражнений, интенсивное посещение сауны, соблюдение специальной диеты, употребление витаминов в высокой концентрации. Многие специалисты считают Церковь саентологии коммерческой организацией, предназначенной для делания денег, никакого отношения к религии не имеющей.
Церковь Христа
Распространенная Церковь Христа (Международная Церковь Христа или Бостонская Церковь Христа) возникла в 1979 г. в Бостоне во главе с молодым протестантским пастором Кип Кином. Начиная с 1981 г. ее последователи развернули активную миссионерскую работу в США и Европе. Сегодня Церковь представлена на всех континентах, объединяя более 50 тысяч последователей.
Характерными чертами воззрений являются: учение о спасении, для которого недостаточно веры в Иисуса Христа, необходимо действительное крещение; практика ученичества, в ходе которого жизнь каждого ученика находится под контролем наставника. Над каждым наставником есть свой наставник — устремленная вверх иерархия наставников. Утверждается, что власть наставнику дана Богом, не слушаясь наставника, ученик вступает в противоречие с Богом.