Смекни!
smekni.com

История возникновения и деятельность монашеских орденов Римо-католической церкви (стр. 3 из 8)

Наибольшего расцвета клюнийцы достигли в XII в., когда они распространились буквально по всей Европе и насчитывали до 314 монастырей. С XIII в. Клюни постепенно утрачивает свое влияние, и продолжает существовать как незначительная монашеская организация до своего расформирования в 1970 г.

Начиная с X в. из среды бенедиктинского ордена выделяется орден камальдулов, орден цистерцианцев и орден картезианцев.

Орден камальдулов основан отшельником Ромуальдом (950 - 1027 гг.) около 1012 г. в селении Камальдоли близ города Ареццо в Италии.Ромуальд был аббатом дворянского происхождения. Используя бенедиктинский устав, он ужесточил предписания умерщвления плоти, требовал строгого затворничества, ограничив недельный рацион двухразовым вкушением хлеба, воды и овощей и обязательным трехдневным недельным постом. Монахи могли встречаться друг с другом только за богослужением и трапезой.

В 1072 г. орден получил утверждение от римского престола. В XV - XVI вв. некоторые общины отделились от камальдулов и образовали отдельные конгрегации. Наибольший расцвет ордена пришелся на XVII - XVIII вв., когда камальдулы получили особенное распространение во Франции, Австрии и Польше, и орден насчитывал пять конгрегаций.

Цистерцианский орден (бернардийцы) основан Робертом Молезмским в 1098 г. в болотистом местечке Сито (лат. сistercium, откуда название ордена).

При третьем аббате - Стефане Гардинге - в Сито поступил Бернард Клеворский (1091-1153 г.), который в 1115 г. возглавил монастырь и дал предписания собственного устава (около 1155 г. папа назначил его для проповеди на Русь, но он отказался). В отличие от просто монашества, которое еще в уставе Бенедикта Нурсийского именовалось «воинством Христовым» и сражалось со злом мечом духовным, члены ордена к последнему присоединили и меч материальный.

Кроме монашеских обетов безбрачия, бедности и послушания, они давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру. Орден участвовал в Крестовых походах и активно боролся с ересями.

К середине XII в. богатый, влиятельный и многочисленный орден становится культурным форпостом средневековой Европы. В XIV в. цистерцианский орден приходит в упадок.

В настоящее время насчитывается около трех тысяч цистерцианцев, которые носят белое облачение и занимаются ручным трудом. Существует женская цистерцианская ветвь.

Из цистерцианского ордена 1636 г. под воздействием Рансе - аббата монастыря Ла Траппе во Франции - выделяются трапписты. Бутелье де Рансе ввел суровый аскетизм: 11 часов в сутки - молитва, остальное время - полевые работы и сохранение молчания. В XX в. трапписты оформились как самостоятельный орден.

Картезианцы (картузианцы) - монашеский орден, первый монастырь которого, был основан в 1084 г. в горной долине Ла-Шатрез (лат. сartusia), близ Гренобля. Основатель ордена - священник Бруно из Кельна. Официальное утверждение орден получил в 1176 г. В 1234 г. возникло женское отделение ордена.

Орден был крупнейшим феодалом средневековья. Один из источников дохода - производство ликера «Шатрез» (монах Дом Периньон разработал процесс смешивания разных сортов винограда с сохранением при брожении углекислого газа в самой жидкости, а не на ее поверхности). В эпоху расцвета - XIV в. орден охватывал 168 мужских и 12 женских монастырей.

В 1781 г. отделения ордена в Германии были упразднены. Во время Французской революции орден потерял большую часть монастырей во Франции. В настоящее время сохранились общины ордена в Италии, Испании и Франции.

Орден августинцев (оrdofratrumeremitarumS. Augustini) получил название от своего устава, ложно приписываемого блаженному Августину. Устав требовал от членов монашеского общежития и полного отказа от собственности.

Святой Августин - величайший философ и отец западного богословия, жил с 354 по 430 г. Ему приписывают авторство трех отдельных трактатов о монашеской жизни: «Obiurgatio», «Praesertum», «Ordomonastery».

В соответствии с западными представлениями блаженный Августин придавал огромное значение общежительному монашеству. Жизнь в общине, по воззрениям блаженного Августина, должна проводиться в молитве, молчании, смирении, послушании и бедности.

Из сочинений блаженного Августина и частью из других сочинений, приписываемых ему, создались три устава, известных под его именем. Впоследствии, эти уставы послужили основой почти всех нищенствующих орденов. Наибольшее значение имел так называемый третий устав. В 1216 г. его воспринял Доминик Гусман и многие общины итальянских еремитов, возникшие в XII - XIII вв. (важнейшие - вильгельмиты, бониты, бриктины, тосканские еремиты). Влияние этого устава на монашество было особенно значительным во Франции, Италии и Испании.

Из Августинцев наиболее известны уставные (или черные по цвету одеяния) каноники. В 1120 г. Норберт основал орден белых каноников или премонстрантов. С XI в. одно из ответвлений августинцев было преобразовано в конгрегацию уставных Латеранских каноников. В 1256 г. появилась еще одна монашеская конгрегация, получившая название отшельников святого Августина.

В период с 1287 по 1580 гг. на орденских капитулах были выработаны определенные правила. Во главе ордена должен стоять избираемый общим собором на шесть лет генерал (с 1865 г. - на 12 лет). Ему подчинялись четыре избираемых тем же капитулом ассистента и генеральный секретарь. Провинции подчинялись провинциалу с четырьмя дефиниторами и одним или несколькими визитаторами. Во главе каждого монастыря стоял приор (настоятель). Члены ордена разделялись на священников, светских братьев и облатов.

С XIV в. начинается внутреннее падение ордена, вызванное отступлением его от первоначальных идеалов и отчасти схизмою на Западе. Это привело сначала к возникновению внутри ордена множества отдельных конгрегаций, а затем, в 1620 г., к образованию особой конгрегации «босых августинцев» (босоногие братья отшельники).

В XVI в. в Испании возникла конгрегация братьев августинцев-созерцателей, после они перешли в Италию и Францию (Augustins deschausses или Petits Peres). В эпоху Реформации в этой конгрегации достигло большого развития отделение «улучшенных августинок» и терциариев Августина в Испании. С 1912 г. эта конгрегация принимает название «реколлектов». С 1845 г. известна конгрегация Вознесения, так же вышедшая из августинского ордена. «В Германии с XV в. в связи с обмирщением монастырей усилилось стремление к охране устава, что привело к образованию конгрегацией обсервантов (основатели: Андреас Пролес, И. Штаупиц)».

Выход из ордена августинцев Мартина Лютера, который вначале пытался реформировать этот орден, и Реформация с последовавшей за ней секуляризацией церковной собственности, продолжавшейся вплоть до XIX в. в различных Европейских странах, подорвали значение ордена.

Орден тамплиеров или «Бедное рыцарство Христово и Храма Соломонова» является первым военно-монашеским орденом. Орден был создан в 1118-1119 гг. группой французских рыцарей во главе с Хуго де Пэйнсом (Гуго Пайенским). Свое название тамплиеры или храмовники (рыцари Храма) получили потому, что их главным местом пребывания поначалу служило помещение, находившееся с южной стороны дворца иерусалимского короля Балдуина I и примыкавшее к церкви гроба Господня. В свое время здесь была мечеть аль-Акса, на этом же месте, по преданию, находился храм Соломона. По-французски храм - «тампль» (temple), от лат. Templum, откуда и название ордена.

Первоначальной задачей ордена была охрана паломников, хлынувших в Палестину после победы крестоносцев. Вначале этой задачей занимались всего девять рыцарей, после к ним примкнуло множество рыцарей со всей Европы.

Члены ордена тамплиеров приносили четыре обета: бедности, целомудрия, послушания и защиты паломников. «Тамплиеры обязаны были соблюдать пост и воздержание, одежда должна была отличаться простотой, отвечая военному образу жизни».

В 1127 г. все они возвратились в Европу, где были встречены с триумфом. В январе следующего года в Труа, владении графа Шампанского, был созван собор, который по представлению Бернарда Клеворского официально утвердил орден тамплиеров, признав его цели военно-религиозными. Хуго де Пэйнс получил титул Великого Магистра. Членам ордена были запрещены светские развлечения - посещения зрелищ, игра в кости, соколиная охота, возбранялись смех, пение и суесловие.

В течение XII-XIII вв. устав ордена дополнялся и расширялся, но о нем знали только высшие руководители. В 1139 г. папа Иннокентий II предписал ордену основной принцип внутренней организации, т. е. поделил членов ордена на знатных рыцарей, капелланов и служащих братьев.

Служащие братья в свою очередь, делились на оруженосцев и ремесленников, они могли быть женатыми и, в отличие от рыцарей, носили коричневую или черную одежду. Орден имел и светских членов (терциариев), которые добровольно исполняли только часть предписаний орденского устава.

Во главе ордена стоял Великий Магистр. Подчинялся он только папе и Генеральному Капитулу, состоявшему из членов конвента (законодательного совета). Конвент состоял из начальников орденских провинций и наиболее влиятельных братьев. Генеральный Капитул собирался исключительно по желанию Магистра. Заместителем Великого Магистра являлся Сенешаль, который ведал снабжением и бытом. За военные дела и дисциплину в монастыре отвечал Маршал. Смотритель одежд отвечал за экипировку братьев.

Предписания по сохранению орденской тайны и процедуры приема в тамплиеры призваны были, по замыслу руководства ордена, поддерживать строжайшую дисциплину и формировать элитарное самосознание. Рыцари должны были происходить из рыцарского рода, быть безбрачными, они давали обет целомудрия, бедности и послушания. В свободное от воинских дел время рыцари предавались молитве в своих уединенных кельях. Братьям монастыря было запрещено выходить в город или селение. Рыцари носили белые льняные плащи с восьмиконечными крестами - символом сердечной чистоты и мученичества.