Наряду с главным Храмом в Иерусалиме начали возникать многочисленные отделения тамплиеров, рассеянные практически по всей Европе. Многие молодые аристократы из западноевропейских стран вступали в орден, со всех концов христианского мира в казну тамплиеров шли щедрые пожертвования, дарились земельные угодья, замки и поместья. Те, кто надевал на себя белый плащ, должны были отдать свое состояние в пользу ордена. Папы дозволили храмовникам открывать собственные капеллы, кладбища и даже выбирать из своей среды священников для отправления службы. В 1162 г. папа разрешил лицам, находящихся на орденской службе, выйти из-под юрисдикции местных епископов. Епископам было запрещено отлучать их от церкви. Они были широко награждены привилегиями: их избавляли от пошлин на съестные припасы, от десятины и от всяких налогов; их церквам и домам было предоставлено право убежища, сами они пользовались неприкосновенностью личности наравне с лицами духовного звания и были подсудны одному только папе.
В XII в. тамплиеры имели в своем распоряжении многочисленные замки и крепости, а также большие земельные участки и угодья. «К 1130 г. орден располагал обширными владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании и Португалии. А через 10 лет он стал крупным землевладельцем и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии».
Сосредоточив в своих руках колоссальные богатства, тамплиеры занялись банковскими делами. Вначале эта функция должна была обеспечить поддержку паломников в Святой Земле, а после переросла в чисто мирскую цель накопления капитала. «Филиалы ордена по всей Европе и на Ближнем Востоке осуществляли выдачу денег в кредит купцам, которые постепенно попадали в зависимость к храмовникам». Таким образом, «бедные рыцари Христовы» стали крупнейшими ростовщиками своей эпохи, а парижский орденский дом превратился в центр европейских финансов. Храмовники ввели в обращение банковские чеки, какими до сих пор пользуются во всем мире. Прибыльная торговля, оживленное банкирское и вексельное дело беспрерывно увеличивали огромные наличные средства ордена, которые хранились в его главном банке - парижском Темпле.
«Располагая огромными по тем временам финансовыми средствами, орден превратился во влиятельную силу международного значения. В Европе, Палестине и Сирии тамплиеры действовали подчас как посредники между князьями и монархами». Например, в Англии великих магистров регулярно приглашали на заседания парламента.
Политическая деятельность рыцарей не ограничивалась только Западом - и с исламским миром орден установил тесные деловые отношения. Даже сарацины, против которых боролись крестоносцы, оказывали тамплиерам гораздо больше уважения, чем другим европейцам. Рыцари-храмовники, как стало известно из документов, имели сношения с ассасинами, исламским террористическим религиозно-политическим орденом. Почти на всех политических уровнях храмовники выступали как официальные третейские судьи.
Орден располагал своими портами, а также собственным флотом. Имея несколько десятков грузовых кораблей и судов для транспортировки людей, храмовники перевозили паломников из Европы в Святую Землю и в обратном направлении, получая за это приличную плату. Рыцари ордена обладали соответствующими знаниями в области медицины, мастерски изготовляли лекарства, поскольку уход за больными и ранеными составлял один из компонентов храмовнической деятельности.
В 1163 г. папа Александр III в своей булле дал право тамплиерам быть независимыми от церковных властей.
По мере того, как росло внешнее могущество ордена, менялось и его внутреннее содержание. Надменность и далеко не монашеский образ жизни рыцарей ордена Храма стали известны очень многим. Прежняя беспредельная преданность ордена церкви сменилась религиозным безразличием. Изменился и первоначальный устав ордена, составленный Бернардом. Так послушничество, бывшее прежде обязательным для поступления в орден, было отменено. Параграф 54-ый устава, запрещавший принимать в число тамплиеров рыцарей, отлученных от церкви, был изменен в обратном смысле: признано было желательным вербовать новых членов именно среди этих отверженных церковью, даже с преступниками, «дабы содействовать спасению их душ». Эти изменения в уставе привлекли в орден массу недостойных членов.
В альбигойских войнах тамплиеры были, по крайней мере, внешне, нейтральными. Однако Великие Магистры ордена даже в обращениях к папе подчеркивали, что настоящие крестовые войны следует вести лишь против сарацинов. Сохранились источники, где указано, что рыцари Храма предоставляли убежище многим катарским беженцам, нередко защищая их.
Богатства и рвение крестоносцев не спасли их государства в Святой земле от краха. В июле 1187 г. крестоносцы потерпели катастрофическое поражение в битве при Хаттине. Войска были наголову разбиты Салах ад-Дином, и через два месяца завоеванный за сто лет до этого Иерусалим вновь попал к сарацинам. В1191 г. египетский султан захватил последний «вольный» город Палестины - Акру. После падения этого города тамплиеры перенесли резиденцию на Кипр, а затем окончательно перебрались в Париж.
В начале XIV в. участились попытки нападок французского короля Филиппа IV на тамплиеров, которые и по отношению к монарху, на чьей земле они расселились, вели себя независимо и высокомерно. Кроме этого Филиппа толкали на этот шаг финансовые затруднения. Филипп был прекрасно осведомлен, насколько богаты храмовники. В марте 1306 г. во время бунта в Париже Филипп укрылся в резиденции храмовников, «тогда он своими глазами увидел роскошное убранство их помещений».
В 1307 г. Филипп написал прошение Великому Магистру Жаку де Моле, где просил оказать ему честь и сделать его, короля Франции, почетным рыцарем ордена тамплиеров, но Великий Магистр отверг прошение. Тогда король через своего ставленника - нового папу Климента V - попытался подойти к тамплиерам с другого конца: курия высказала целесообразность слияния Тамплиеров с орденом Иоаннитов. Великий Магистр Де Моле ответил решительным отказом, так как понимал, что для тамплиеров такой альянс под эгидой папы и Филиппа IV будет означать конец независимости.
Тогда Филипп IV приказал арестовать всех французских тамплиеров, их обвинили в безбожии, поругании христианских святынь, содомском грехе и всяких непередаваемых гнусностях. Сфабрикованным обвинениям французских юристов особенно способствовали закрытость ордена и обычай хранить в строжайшей тайне его внутреннее устройство, поэтому обвинять их можно было в чем угодно. В 1310 г. на поле возле монастыря святого Антония под Парижем на медленном огне были сожжены 54 рыцаря ордена.
Двадцать второго марта 1312 г. папа Климент V упразднил орден без его предварительного осуждения. Все владения ордена Храма папа целиком передал ордену Госпитальеров. Последний Великий Магистр был сожжен на костре.
Но орден на этом не прекратил своего существования. В странах, не затронутых кровавой облавой, тамплиеры продолжали существовать. Тамплиеры Арагона и Каталонии были признаны невиновными Собором, который состоялся в Таррагоне, а тамплиеры Кастилии - Собором в Саламанке. В 1319 г. в Португалии храмовники были оправданы судом и объединились в орден Бедных Рыцарей, видоизменив устав под кармелитскую практику. Орден Бедных Рыцарей основал свою мореходную школу и способствовал развитию кораблестроения в Португалии. По его инициативе были снаряжены океанские экспедиции, открывшие острова Азорские, Зеленого мыса, Бижагош, обследовавшие реки Сенегал и Гамбия. Корабли ордена плавали под флагами с восьмиконечными тамплиерскими крестами. Под этими же флагами, каравеллы Христофора Колумба пересекли Атлантический океан и достигли острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге. На землях Сицилии, Корсики, Валенсии, Арагона уцелевшие рыцари основали орден Святой Марии Монтесской. Многие германские рыцари Храма влились в состав Тевтонского ордена или перешли к иоаннитам, то же сделали и испанские тамплиеры.
Уже во времена своего деятельного существования орден в глазах современников виделся как некий мистический институт. Считалось, что тамплиеры связаны с темными силами.
В XVIII в. различные тайные ордена и организации ссылались на тамплиеров как на своих предшественников. Тамплиерам навесили ярлык оккультистов, алхимиков, магов и мудрецов, обладавших эзотерическими знаниями и тайной силой. Значительным провозглашалось воздействие тамплиерства на развитие сатанистских культов, на культ Люцифера, ангела тьмы, гордого мятежника, бросившего дерзновенный вызов Богу.
Больше всего уважали тамплиеров масоны. Такое отношение масонов к ордену объясняется тем, что они считают себя прямыми наследниками тамплиеров, утверждая, что орден Рыцарей Храма никогда не переставал существовать, и что после разгрома ордена, многие тамплиеры укрылись в Шотландии и вступили в союзы каменщиков, из которых впоследствии возникло тайное общество франкмасонов. Так, например, в конце XIX в. в Германии и Австрии был основан «орден новых тамплиеров», которые в качестве эмблемы ордена избрали знак - свастику. Рыцари-храмовники в своем новом обличии получили огромное распространение и весьма популярны в нынешнее время, но не следует забывать, что к первоначальному военно-монашескому ордену тамплиеров они не имеют никакого отношения, т. к. орден тамплиеров был распущен папскими предписаниями и после этого не воссоздавался.
Тевтонский (национальный) орден Неофициальные названия - «Немецкий орден», «Прусский орден» или «орден Крестоносцев» (лат. оrdodomusSanctaeMariaeTeutonicorum, нем. Deutscher оrden).
В 1190 г. (при осаде Акры во время третьего крестового похода) купцы из Любека на базе госпиталя «Дома св. Марии» для германских крестоносцев основали братство, которое в 1198 г. было преобразовано в духовно-рыцарский орден. Полное название - орден дома св. Марии в Иерусалиме.