Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 36 из 104)

тели, воплощенцы - "живые боги"). Лама был не .столько монахом,

сколько жрецом в общинном храме с обрядами календарно-производ-

ственного цикла, семейным жрецом, исполнявшим возрастные обряды,

учителем, астрологом, прорицателем, лекарем, музыкантом, танцором.

Большинство лам трудилось на землях монастыря, лишь верхушка

жила исполнением.обрядов.

Именно обряд был основной целью ламаизма, способом вырваться

из череды перерождений. Главным для верующего было накопление

заслуг через исполнение дхармы, почитание сангхи, вознесение молитв

и очищение от скверны греховных поступков, В монастырях на-

капливались, демонстрировались и использовались в ритуале разно-

образные культовые принадлежности: иконы-танка, реликварии,

музыкальные инструменты, ксилографированные канонические тексты

Ганджур и Танджур, изображения наиболее почитаемых божеств: буд-

ды Шакьямуни, бодхисаттв, Падмасамбхавы, лам-основателей. Впе-

чатляющи и другие культовые сооружения ламаизма: деревенские

храмы, часовни, молитвенные барабаны-цилиндры с тысячами

оттиснутых молитв, вращаемые руками или водой, стены и отдельные

камни с выбитыми молитвами, флаги, чортены, происходящие от ступ-

реликвариев раннего буддизма, но по форме - храмы-башенки с мно-

гоярусными крышами-пшилями.

Развитие ламаизма в Тибете, его реформа в XV - XVII вв. сделали

этот район "метрополией" по отношению к соседним странам, средо-

точием монастырей - основателей различных течений. Столица Тибе-

та - Лхаса - была до 1959 г; резиденцией Далай-ламы. В том году

в Тибетском районе КНР вспыхнуло восстание, имевшее националь-

но-религиозную окраску, закончившееся бегством Далай-ламы и более

ста тысяч тибетцев (из примерно миллиона) в Непал, Бутан, Индию,

где и проживает сейчас глава ламаистов.

В Непале буддистами являются более ста тысяч неваров долины

Катманду, среда которых ваджраяна начала распространяться еще в

I тысячелетии н. э. В долине были построены крупнейшие буддийские

храмы Бодхнатх и Сваямбхунатх. Однако симбиоз с кастовой струк-

турой индуистского Непала и политическое давление ослабляют

буддизм неваров. Впрочем, в высокогорных районах около ста тысяч

123

этнически близких тибетцам непальцев исповедуют "красношапочный"

ламаизм, прежде всего - ньингмапы, приспособившейся к местным

традициям и отработавшей механизм поглощения местных культов.

В Бутане проживает более ста тысяч ламаистов, принадлежащих

в основном к течению карьюпа. Ведущую роль в распространении

буддизма на волне переселений из Тибета с XII в. сыграл в XVII в.

монастырь Ралунг в Южном Тибете. Была установлена теократия по

образцу государства Далай-ламы, опиравшаяся на крупные мона-

стыри-крепости - дзонги. Всего, монастырей в Бутане, где в XX в.

усилилась светская власть, более 200. Есть среди них такие гиганты,

как Ташичхолинг Дзонг в Тхимпху с более чем тысячей монахов. До

сих пор дзонги - центры экономической, социальной и культурной

жизни, у их стен проводятся ярмарки, вершится суд.

В Индии районами распространения ламаизма являются Ладакх

и соседние земли в Западных Гималаях и Сикким (с 1975 г. штат

Республики Индия). В Сиккиме ламаизм ньингмапы распространял-

ся с.XVI в., сейчас проживает около 70 тыс. ламаистов, сохранилось

- более 60 монастырей с приходами, число лам более 3 тыс. В гима-

лайошх районах Индии и Непала с ламаистским населением очень

сильны позиции добуддийской религиозной системы, обобщенно на-

зываемой "бон".

Чань-буддизм Буддизм махаяны проник в Китай в I в. н.

э. и уже в период междоусобиц III - VI вв.

получает значительное распространение, и развитие. В это время близ

столичных городов Лояна и Чанани действовало около 180 буддийских

храмов и других религиозных центров. В VI - VII вв. происходит рас-

пад ведущего направления китайского буддизма - чань- на север-

ную и южную ветви. Северная ветвь вскоре полностью заглохнет, а

в южной идеи автора "Сутры помоста Шестого патриарха" Хуэй-нэна

(638 - 713) стали основой для последующего развития в ее китайском

(чань) и японском (дзен) вариантах. Согласно традиции, чань-буддизм

в Китай принес легендарный буддийский проповедник Бодхидхарма,

развитие же свое он получил в работах патриархов Хунчженя (605

- 675), Хуэй-нэна, Мацзу (709 - 788) и др.

Восприняв в качестве центральных категорий такие понятия

буддийской философии, как шунья (пустота), нирвана, анатман (букв.

- "не-Я") и др., основной упор в их постижении последователи чань

делали не на логические и лингвистические, а на вневербальные сред-

ства (метод "внезапного озарения" - "сатори"). Для этого, кроме соб-

ственно медитации ("чань", или "дхьяна"), активно использовались

парадоксальные задачи (гун-ань), диалоги (вэнь-да), дыхательные и

гимнастические упражнения (разработанные, например, в искусстве

боевого единоборства), физическая работа и т. д. Просветления, как

124

считалось, можно было достичь также анормальным ("недостойным")

поведением: громким хохотом, резким окликом и т.д.

Многие специалисты считают чань ответом, реакцией

традиционных направлений китайской общественной мысли на интел-

лектуальный вызов индийского буддизма. В его учении фактически

отвергаются канонические буддийские ценности: так, согласно чань,

нирваны, озарения можно достичь лишь тогда, когда человек живет

без цели (у синь) и без направленной деятельности (у вэй). В ут-

верждении о непостижении истины в словах и знаках чанъ внешне

сходится с даосизмом. И все же можно скорее говорить о влиянии

именно буддизма на даосизм и всю китайскую религиозно-философ-

скую традицию в целом, о ее ассимиляции в буддийской традиции,

а не наоборот.

Эпоха Суй-Тан (VI - X вв.) была в Китае периодом наивысшего

расцвета буддизма. В VI в. император У-ди провозглашает буддизм

государственным учением. Однако уже в IX в. целым радом

антибуддийских декретов было закрыто и ликвидировано около 4600

монастырей и храмов. Борьба трех основных религиозных

Китая: буддизма, даосизма и конфуцианства - продолжалась, и в XIII

в. буддизм был вновь объявлен государственной религией империи. В

последующем он выступая в качестве оппозиционного официалъному

конфуцианству учения.

Чань-буддизм распространен в Корее, Вьетнаме, Японии, довольно

успешно распространяется в настоящее время в странах Запада, осо-

бенно в своей японской разновидности - дзен.

Буддизм На территории нашей страны буддисты

в нашей стране проживают в Бурятской, Калмыцкой и

Тувинской республиках, где распространен

ламаизм школы гелукла. Народами, населяющими эти регионы,

буддизм был воспринят еще в средние века.

Рост национального самосознания последних лет повлек за собой

возрождение традиционных ценностей, в первую очередь буддийских,

воспринимаемых как этноспецифичные. Вновь совершаются ла-

маистские и общебуддийские обряды, устраиваются празднества. Во

многих местностях открываются храмы и монастыри, играющие все

более важную социальную роль. В школах обучают национальному

и тибетскому письму и языку, знакомят с историей буддизма, с осно-

вами тибетской медицины.

Кроме указанных районов традиционного распространения

буддизма все больше общин образуется в различных городах и ме-

стностях страны. Крупнейшей из них является Санкт-Петербургское

общество буддистов.

125

Глава IX

ХРИСТИАНСТВО

§ 1. Возникновение христианства

Общественно-исторические Христианство возникло в Палестине в I в. н. э.

условия возникновения о несомненной близости первоначального

и распространения христианства иудейской общине эссенов

христианства свидетельствуют наиденные в 1947 г. свитки

в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у

эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме -

ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхато-

логических представлениях, в истолковании идеи греховности чело-

века, в обрядности, в организации общин и отношении к

собственности.

Относительно быстрое распространение христианства в мало-

азийских провинциях Римской империи и самом Риме было обуслов-

лено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис

античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем

дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не

только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами

и подданными провинций, между римской потомственной знатью и

обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального

протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство

быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое

не могла уже никакая сила.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока,

не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального

характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости,

равенства, спасения. Христианство прежде всего провозгласило равен-

ство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабов-

ладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду

на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно

призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные инте-

ресы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение,

надежду получения свободы простым и понятным способом - через

познание божественной истины, которую принес на землю Христос,

чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Идейные предшественники Христианская апологетика утверждает, что в