Большинство просветителей полагали, что религия противоречила
требованиям разума, препятствовала развитию науки, а также здо-
ровой естественной нравственности. Ж. Мелье обвинял религию в под-
держке социального неравенства и угнетения, называя ее и политику
двумя ворами-карманниками, которые защищают и поддерживают
друг друга.
Атеизм Л. Фейербаха В Германии выделяется колоритная фигура
материалиста и атеиста Л. Фейербаха. Он
исследовал причины возникновения религии; в работах "Сущность
христианства" и "Лекции о сущности религии" показал роль чувств,
эмоции в возникновении религиозных представлении и культа. Он раз-
делил религии на естественные и духовные: первые существовали в
ранний период развития общества и являли собою культ явлений
природы; духовные же (монотеистические) обожествляют духовные
свойства человека. Общую основу всякой религии, по Л. Фейербаху,
составляет чувство зависимости: в естественных религиях отражается
зависимость человека от природы, в духовных - от социальных сил.
Вместе с тем Л. Фейербах говорил и о гносеологических механизмах
возникновения религии, считал основанием религии силу вообра-
жения, фантазию, которую называл "теоретической" причиной
религии. Вслед за просветителями он видел "отрицательную предпо-
сылку" религии в невежестве, неопытности, необразованности, некуль-
турности. Человеческое сознание в процессе познания мира отрывает
понятия от действительности, принимает воображаемое за
действительное. Собственный образ "человек полагает вне себя и пред-
ставляет себе в виде самостоятельного существа"12. Бог, по Фейербаху,
есть объективированная абстракция, существующая лишь в голове че-
ловека. В естественных религиях люди отрывали от природы, понятия
о ее свойствах и объективировали их, обожествляя ее силы, а в ду-
ховных религиях они обоготворяют свою сущность как сущность че-
ловеческого рода вообще. Наиболее общие свойства человеческого рода
- разум, бессмертие, могущество, благо - мысленно отделяются от
277
него и силой воображения превращаются в самостоятельное существо
- в Бога. Сущность человека, ищущего пути к счастью и не нахо-
дящего их, отчуждается от него. Внутренний мир его раскалывается,
раздваивается-- человек абсолютизирует свою сущность и затем уже
противопоставляет себе ее как нечто чуждое.
Л. Фейербах дал подробный анализ христианства. Он показал, что
христианство возникло из иудаизма, хотя и было новой, отличной от
него религией; исследовал соотношение между языческими и христиан-
ской религиями. Он детально проанализировал вопрос о происхож-
дении идеи христианского Бога и пришел к выводу о том, что
христианский бог есть продукт длительного процесса абстрагирования.
Л. Фейербах считал, что религия и мораль противоречат друг другу:
религиозная вера сужает горизонты человека, отнимает у него свободу.
Вера "добра по отношению к верующим и зла по отношению к не-
верующим. В вере лежит злое начало", она "везде осуждает и
проклинает", и главное - "вера уничтожает естественные узы че-
ловечества" . В "Лекциях о сущности религии" Л. Фейербах раскры-
вает социальное и нравственное содержание атеизма: истинный
атеизм, говорит он, положителен - он ставит на место Бога человека,
на место того света - утверждение этого. Атеизм "щедр, свободомыс-
лящ... он от сердца радуется красоте природы и добродетели чело-
века..."; "...на место любви к Богу надо поставить любовь к человеку
как единственно истинную религию"14.
Атеистическое учение В различные периоды истории наследие
К. Маркса и Ф. Энгельса К.Маркса и Ф.Энгельса нередко интерп-
ретировалось крайне неоднозначно. В резуль-
тате складывались устойчивые штампы и стереотипы в отношении
взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса на религию и атеизм. Эти взгляды
формировались под непосредственным влиянием младогегельянцев и
Л. Фейербаха, но были соотнесены с требованиями коренного пере-
устройства общественных отношений. К. Маркс и Ф, Энгельс,
анализируя сущность религии, попытались объяснить общественную
природу этого явления, раскрыть его социальные основы. Взяв за
отправную точку исследований в данной области принципиальное
положение Л. Фейербаха об отсутствии у религии собственного (вне
земного мира) содержания, собственного развития и истории, К. Маркс
стремился наполнить эту идею конкретным социальным смыслом. Он
указал на недостаточность, с его точки зрения, абстрактного
понимания человека как "человека вообще", "родового существа"15 и
т. п. Само "сведение" религии к антропологии, произведенное Л. Фей-
ербахом, может привести к правильным результатам только в том слу-
чае, если саму "сущность человека" рассматривать в определенном
социальном контексте, как "совокупность всех общественных отно-
шений"16.
278
После выполнения этой работы ("сведения" религии к ее земной
основе), подчеркивал К. Маркс в "Тезисах о Фейербахе", "главное-то
остается еще не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная
основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как
некое самостоятельное царство, может быть объяснено только само-
разорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы"17.
К. Маркс и Ф. Энгельс видели узость двух наиболее типичных под-
ходов к религии и церкви, представленных в известных им формах
атеизма и антиклерикализма. В первом - "радикальном" - религия
объявлялась главным общественным злом, борьба с которым должна
составить центральную задачу человечества. В итоге оказывались в
тени и выводились из-под глаза критики действительные причины не-
гативных явлений общественной жизни. Другой подход приводил к то-
му, что религия признавалась нелепостью, обманом и т. п., но
функционально полезным институтом, помогающим держать массы в
узде. Атеизм в таком случае становился привилегией утонченной
элиты, достоянием немногих просвещенных избранников. К. Маркс и
Ф. Энгельс доказывали, что фактической основой воспроизводства
религии в обществе оказываются господствующие над человеком - как
какие-то чуждые, враждебные силы - социальные отношения людей
и неподвластные им природные стихии. Религия, отмечал К. Маркс,
"для нас уже не причина мирской ограниченности, а лишь ее про-
явление"*. Это опорная идея марксовского понимания религии - с та-
кой точки зрения не существует особого царства религиозных
сверхъестественных феноменов, первичных в отношении земных со-
бытий, определяющих законы "этого" мира" Известно, что К. Маркс
использовал при характеристике религии просветительские метафоры
типа "опиум" или "фальшивые цветы". Но он не сводил все понимание
проблемы лишь к этим характеристикам, считал религию выражением
"превратного мира" общественных отношений. В религии представлена
попытка преодолеть реально существующие ситуации беспомощности,
придавленности, зависимости человека от гнетущих сил природы и
общества. В ней заключена идея исправить, выправить - особым,
специфическим способом - действительно господствующую в жизни
людей "кривизну" и "превратность" условий их бытия. Надстраивая
над реальным миром, отчужденным и превратным, свой, другой,
"иной" мир, религия претендует на восстановление "должного" поряд-
ка вещей, на преодоление дуалистичности, двойственности, разорван-
ности человеческого бытия.
Религию К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали как сложное, нео-
дномерное, многоплановое общественное явление. Реальное значение
религии приобретает при таком способе рассмотрения конкретно-
исторический характер и всегда нуждается поэтому в специальной,
дифференцированной оценке. Религию, религиозные средства, формы
и облачения могут использовать в своих интересах различные, даже
279
противоположные общественные группы, движения и классы, как
реакционные, так и прогрессивные. И так же, как религия, столь же
неоднозначными в своих социальных проявлениях способны стать ма-
териализм и атеизм.
К. Маркс и Ф. Энгельс связывали судьбу религии с определенным
образом понимаемым развитием экономики, политики, права, куль-
туры, морального климата общества и пр. В этом контексте К. Маркс
и высказал мнение, что "религия будет исчезать в той мере, в какой
будет развиваться социализм"19, поскольку, как он полагал, развитие
социализма сужает социальную базу воспроизводства религии в обще-
стве.
К. Маркс поставил проблему совсем по-другому, нежели ее видели
и ставили прежние критики религии: критика религии подчинена за-
дачам иной критики. "Критика неба превращается, таким образом, в
критику земли, критика религии - в критику права, критика тео-
логии - в критику политики" 20. Атеизм получал в итоге четкую
социальную направленность, он преодолевал односторонность "голого"
отрицания религии. Критика религии "...завершается учением, что че-
ловек - высшее существо для человека, завершается, следовательно,
категорическим императивом, повелевающим ниспровергнуть все
отношения, в которых человек является униженным, порабощенным,
беспомощным, презренным существом..."21.
Атеистическое содержание отличает и общефилософские исследо-
вания К. Маркса и Ф. Энгельса. Разработка ими категорий ма-
териалистической диалектики, попытка раскрытия механизмов
самодвижения и саморазвития мира, учение о его материальном
единстве, критика агностицизма в области гносеологии, выявление