Смекни!
smekni.com

Буддизм 5 (стр. 1 из 3)

РЕФЕРАТ

По курсу «История религии»

на тему: «Буддизм»

Выполнила:

Проверила:

Дарьина Е. Р.

г. Москва 2005г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Что такое религия?

2. Когда и где зародился буддизм

3. Будда реальный и Будда из легенд

4. Учитель? Бог? Или …

5. Учение Будды

6. Дхарма – Закон, Истина, Путь

7. Четыре благородные истины

8. Первые общины Буддистов

9. Монастыри и Сангха

10. Заключение

11. Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почетного титула, её основателя Будды, что означает «Просвещенный». Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии В V – IV ВВ. ДО Н. Э. Другие мировые религии – христианство и ислам – появились позже (христианство – пять, ислам – 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – иными словами, целую цивилизацию.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго – Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри – Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм – синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуру и т. п. Такая способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий. Из – за этого последователей Будды часто упрекали в излишней гибкости, граничащей с беспринципностью, в склонности к компромиссам. Но именно способность приспосабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всем географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении веков.

Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвященных местным богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклонятся им. Он просто предупреждал, что почитание богов какими бы могущественными их ни считали, принесет только временное облегчение, но не окончательное спасение. По мере формирования буддийского пантеона в него в ходили боги брахманизма и других религий. Буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую местную религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире.

1. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога (“религия есть вера в Бога”). Наряду с ним, широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого, религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Религиозная вера складывается из:

1) собственно веры, т.е. убеждения в истинности основ религиозного учения;

2) знания наиболее существенных положений вероучения;

3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;

4) соблюдения норм и требований, представляемых к повседнев-ной жизни человека;

2. КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы – тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н. э. По научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельство о дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки, время жизни основоположника буддизма – с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488 – 368 гг. до н. э.

Родина буддизма – Индия (точнее, долина Ганги – одна из наиболее экономически развитых частей страны). Самый влиятельной религией Древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось варны (сословия): брахманов (высшие сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деление на варны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева – люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей – она включала людей, обслуживавших господствующие слои.

На территории Индии в VI – III вв. до н. э. существовала множество не больших государств. В Северо - Восточной Индии, где проходила деятельность Будды, их было 16. По своему общественно – политическому устройству это были либо племенные республики, либо монархии. Они враждовали между собой, захватывали территории, и уже к концу жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь государствами Магадха и Кашала.

В те времена появилось множество аскетов – людей, не имеющих собственности и живущих подаяниями. Именно среди аскетов – отшельников и зарождались новые религии – буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека.

Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого – либо сословия, клана, племени или определенного пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщина наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом «брахман» Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

3. БУДДА РЕАЛЬНЫЙ И БУДДА ИЗ ЛЕГЕНД

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма.

В одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи после долгого ожидания родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завел семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В местности Гая (она и сейчас называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхарме было 35 лет. В городе Бенаресе (современный Варанаси) он прочел свою первую проповедь. Он странствовал с проповедями по городам и селам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой.

В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось.

Мифологические жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам и, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 – царем, 24 – монахом, 18 – обезьяной, 13 – торговцем, 12 – курицей, 8 – гусем, 6 – слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т.п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спаси мир. Рождение Будды в семье было его последним рождением.

Именно поэтому его назвали Сиддхартха (тот, кто достиг цели).

Сиддхартха был зачат чудесным образом (его мать Майя увидела во сне, что ей в бок вошел белый слон), мальчик столь же необычном образом родился – из бока матери.

Мальчик родился с тридцатью двумя признаками «великого мужа» (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.).

Странствующий аскет – астролог предсказал, что его ждет великое будущее в одном из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала участие в воспитании Сиддхартхи – она скончалась (а по не которым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от восхищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тетя. Отец Шуддходана желал, чтобы сын пошел по первому из предсказанных ему путей. Однако аскет Асита Девала предрек второе.

Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился на прекрасной Ясодхар, победив своих со-перников в стрельбе из лука и других состязаниях, у него родился сын Рахула. Но усилия отца оказались напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.