Смекни!
smekni.com

История мировых религий (стр. 12 из 19)

Например, аяты о разводе: «Тем, которые поклянутся о своих женах, — выжидание четырех месяцев. И если они возвратятся, то, поистине, Аллах прощающ, милосерд!

А если они решатся на развод, то, поистине, Аллах — слыша­щий, знающий!

А разведенные выжидают сами с собой три периода, и не раз­решается им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в последний день. А мужьям их — достой­нее их вернуть при этом, если они желают умиротворения. И для них — то же самое, что и на них, согласно принятому. Мужьям над ними — степень. Поистине, Аллах — великий, мудрый!

Развод — двукратен: после него — либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием. И не дозволяется вам брать из того, что вы им даровали, ничего. Разве только они оба боятся не выполнить ограничений Аллаха. А если вы боитесь, что они не выполнят ограничений Аллаха, то не будет греха над ними в том, чем она себя выкупит. Таковы границы Аллаха, не престу­пайте же их, а если кто преступает границы Аллаха, те — непра­ведные.

А когда вы дали развод женам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно принятому или отпускайте их соглас­но принятому, но не удерживайте их насильно, преступая: если кто делает это, тот несправедлив к самому себе. И не обращайте знамений Аллаха в насмешку <…>».

Всестороннее комментирование и развитие законодательных установок Корана и хадисов стало основным содержанием ислам­ского богословия. Существует два главных рода правового толко­вания священных книг: тафсир и фикх.

Тафсир, широко распространившийся уже в VIII—IX вв., — это специальное ученое толкование, использующее, с одной сто­роны, методы чисто религиозных рассуждений, а с другой, все­возможные данные по хронологии и истории священных текстов. Тафсир стимулировал историко-текстологическое изучение источ­ников мусульманского права. Именно здесь, при изучении хро­нологии Корана, сложился особый жанр ученых трактатов о «при­чинах ниспослания», посвященных обстоятельствам и времени появления разных частей Корана. Здесь были выработаны мето­ды проверки достоверности хадисов, собраны биографические сведения об их передатчиках.

Фикх (арабск. факиха — понимать, знать) носит более практи­ческий характер. Это мусульманское каноническое право, включая теорию мусульманского права. Фикх занимается непосредствен­ным юридическим толкованием Корана и хадисов, их интерпре­тацией применительно к практической жизни мусульманского общества. Поскольку Закон понимается как главное содержание Корана и сунны, то термин фикх иногда расширительно употреб­ляют для обозначения всей совокупности религиозных дисцип­лин, иногда — для обозначения мусульманской теологии вообще.

«Фикх является также теоретическим обоснованием и осмыс­лением шариата — правильного пути жизни мусульманина; по­этому термины шариат и фикх часто заменяют друг друга».

Шариат (от арабск. шариа — правильный путь, дорога — комп­лекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиоз­ной жизни и поступков мусульманина; реально шариат воплощается в трудах по фикху и в практике мусульманских (шариатских) судов). Основной задачей шариата была оценка различных об­стоятельств жизни с точки зрения религии. Фикх дополнял ша­риат в чисто юридических аспектах.

По данным М. Б. Пиотровского, сочинения по фикху состав­ляют наиболее многочисленную группу средневековых арабских рукописей. «Фикх всегда был обязательным предметом обучения в семье и школе, предметом ученых и полуученых бесед и споров, столь характерных для быта жителей мусульманских городских кварталов» (Ислам, 1983, 18). Фикх известен рядовым мусульма­нам гораздо больше, чем Коран и догматика.

В современном мире ислама только сборники фикха имеют силу закона, а Коран и хадисы — это книги, прежде всего, для на­зидательного чтения, труднопонимаемые первоисточники закона и морали.

Итак, волею судеб главные книги двух религий Писания «Тора» и «Талмуд» в иудаизме и Коран и хадисы в исламе оказались теми книгами, в которых были записаны основополагающие правовые принципы соответственно иудейской и мусульманской цивилиза­ций. При этом и в иудаизме и в исламе «законосуммирующий» ха­рактер священных книг осознавался как главное жизненное содер­жание. Вместе с тем, сопряжение священных книг с жизненной практикой стало возможным благодаря тому, что в обеих теократи­ческих цивилизациях сложились и в течение веков упрочивались комментаторские традиции, при этом основным объектом ком­ментирования было именно юридическое содержание священных книг. Всестороннее толкование — богословское, нравственное, историко-текстологическое, логико-семантическое — позволило полностью раскрыть, дополнить, развить те базовые юридические принципы, которые были заложены в священных книгах.

9. Арабская религиозная философия

Арабская религиозная философия развивалась параллельно раз­витию ранней схоластики. Однако ее развитие происходило иначе.

Вначале арабы перенимали у греков преимущественно идеи Пла­тона и неоплатоников, но постепенно они начали уделять все боль­ше внимания идеям Аристотеля, произведения которого (в част­ности, метафизические, логические и физические трактаты) вни­мательно изучались и комментировались. При этом особый упор делался на метафизику и формальную логику.

Аристотелизм здесь не культивировался в чистом виде, он пе­реплетался с элементами неоплатонизма, поскольку платонизм больше, чем идеи Аристотеля, отвечал интересам теологии.

Основным смыслом арабской философии было защитить ислам и его церковные догматы, поэтому в основных чертах и исходных положениях она совпадает со схоластической философией.

У начал исламской философии стоят два великих мыслителя. Первым из них является арабский приверженец идей Аристотеля аль-Кинди (800 — ок. 870), современник Эриугены, переводчик и комментатор Аристотеля. Впоследствии, однако, он отходит от чистого аристотелизма и переходит к неоплатонизму.

Стойким последователем Аристотеля в Х столетии был аль-Фараби (870—950), который жил и творил в Багдаде, Алеппо и Дамаске в 900—950 гг. Однако он также начинает интерпрети­ровать систему Аристотеля в духе неоплатоников, взяв от Аристо­теля четкое и логическое разделение действительности на отдель­ные области научных интересов. Картину духовного мира этого периода дают так называемые «Трактаты чистых братьев» — око­ло пятидесяти сочинений о религии, философии и естественных науках, написанных представителями секты «Братья чистоты и искренности», которая возникла в Х столетии и, помимо про­чего, стремилась к соединению ислама с эллинистической филосо­фией. Здесь также главенствовала неоплатоновская идея: мир ис­ходит из бога и возвращается к нему.

По отношению к христианской схоластике важное значение имеет творчество великих аристотеликов арабской философии: на Востоке это был Авиценна, на Западе — Аверроэс.

Авиценна (араб. Ибн Сина, 980—1037) происходил из тур­кестанской Бухары.

Имел энциклопедическое образование. Главным философ­ским трудом Авиценны был трактат энциклопедического харак­тера «Книга исцеления», содержащий основы логики, физики, математики и метафизики; кроме этого, он написал комментарии к Аристотелю и много других книг, из которых большое призна­ние приобрел трактат «Канон медицины».

Философия Авиценны была теоцентрической, однако, в ином смысле, чем христианская. Мир он понимал как произведение божественного разума, но ни в коем случае не божьей воли. Мир был сотворен из материи, а не из ничего; материя же является вечной. Материальный мир имеет характер конкретной возмож­ности и существует во времени. Как и у Аристотеля, у Авиценны бог является неподвижным двигателем, формой всех форм, веч­ным творческим условием. Мир в своей реальной множественно­сти не создан однажды и непосредственно богом, но возник по­степенно. О параллельности развития арабской и христианской философии свидетельствует и понимание универсалий.

Авиценна приходит к аналогичным результатам, что и Абеляр, но по времени раньше. В согласии с другими арабскими филосо­фами, он учит, что об универсалиях можно говорить трояким способом: — они существуют до единичных вещей в божествен­ном разуме (ante res); — они существуют в реальных вещах как их воплощенная сущность (in rebus); — они существуют после вещей в головах людей как образованные ими понятия (post res).

Для философии Авиценны был характерен рационализм с ма­териалистическими тенденциями, которые вытекают из его естест­веннонаучной ориентации. Он является основателем арабского перипатетизма, его учение соединяет в себе элементы философии Аристотеля с религией ислама.

Если Авиценна был королем арабской философии на Востоке, то королем арабского Запада, существенно повлиявшим на евро­пейскую философию, был Аверроэс (араб. Ибн Рушд, 1126—1196). Происходил он из испанской Кордовы.

Известен как теолог, юрист, врач, математик и, прежде всего, философ. Является автором известных комментариев к Аристотелю, которого он считал величайшим из людей, подлинным филосо­фом. Он занимал высокие должности, выполнял важные государст­венные функции, однако в эпоху правления халифа аль-Мансура был отправлен в изгнание. Его трактаты, которые были отвергнуты исламскими теологами, сохранились лишь благодаря испанским евреям. По Аверроэсу, материальный мир вечен, бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог так же вечен, как и природа, одна­ко он не сотворил мир из ничего, как это провозглашает религия.

Аристотелевское истолкование возникновения природы, со­гласно которому материя как таковая является не действительно­стью, а возможностью, что на нее должна воздействовать форма, чтобы природа возникла, Аверроэс интерпретировал так, что фор­мы не приходят к материи извне, но в вечной материи все формы потенциально содержатся и постепенно в процессе развития вы­кристаллизовываются. Концепцию всеобщей градации и иерар­хии сущего между богом и человеком он перенял у Авиценны. Та­кая концепция, естественно, была значительно более удалена от веры в божественное сотворение природы из ничего, которую проповедовали христианство и иудаизм.