- Борода — чёрная или седая борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения.
- Четыре лика — четыре лика, головы и руки олицетворяют четыре Веды: Риг, Саму, Яджур и Атхарву.
Средством передвижения, или ваханой Брахмы, является божественный лебедь. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого качества, называемого нира-кшира-вивека, или способности отделять молоко из смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались. Также, эта способность лебедя указывает на то, что индивид должен быть способен отделять хорошее от плохого, принимая то что имеет духовную ценность и отвергая то, что её не имеет.
Брахма.
Вишну.
Вишну (санскр. «вездесущий», «предвечный») - один из высших богов индуистской мифологии. Вишну хранит мироздание, созданное Брахмой и обреченное на разрушение Шивой.
Вишну обычно изображают многоруким темнокожим божеством, восседающим на троне в свободной позе.
Его атрибуты — палица, чакра (индийское метательное оружие), раковина и лук. Вишну одет в желтые шелковые одежды и увенчан диадемой, на шее его благоуханные гирлянды, а на руках — браслеты.
Лакшми, супруга Вишну, почитается индусами как богиня изобилия и процветания.
В одном из вариантов мифа о потопе, мудрец Маркандея, спасённый Вишну, проникает в чрево божества и видит там всю вселенную: землю, небеса, людей, богов. Таким образом, мир предстаёт как форма существования Вишну. Согласно другому варианту мифа о потопе, Вишну в конце каждого мирового цикла вбирает в себя всю вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающей по мировому океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира. Вишну олицетворяет энергию, благоустраивающую космос.
В отличие от Шивы, действующего в мире индуистской мифологии преимущественно собственной персоной, живущего в кругу своей «семьи», окруженного своей «свитой» и лишь в редких случаях снисходящего до инкарнаций, Вишну пронизывает космос своими постоянно «распространяющимися» аватарами.
Основными были признаны 10 (Рыба, Черепаха, Вепрь, Карлик, Человеколев, Парашурама, Рама, Кришна, Будда, Калкин), но в Средневековье их нормативное число достигло 22 и, поскольку в Бхагавадгите была дана установка на то, что их количество в принципе может быть безграничным, это позволило вишнуитам постепенно расширять «проявления» своего божества за счет включения в них риши1, чужих богов, демонов, основателей философских течений и даже значительных фигур неиндуистских религий, в чем нельзя не усмотреть инклузивистскую стратегию «мирного завоения» чужих культов и религиозных ценностей.
Вишну имеет много различных имён, связанных или с его свойствами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар.
Наиболее важные имена Вишну: Хари («рыжевато-коричневый», но толкуется как «избавитель»), Говинда («пастух»), Кешава («благоволосый»), Мадхусудана («убийца демона Мадху»), Мурари («враг демона Муры») Пурушоттама («лучший из людей» или «высший дух»)
Ри́ши1(иногда рши; санскр. ऋषि, ṛṣi IAST — провидец, мудрец) — мудрецы в индуизме, которым боги открыли ведийские гимны
Вишну.
Шива.
Шива (санскр. शिव, «благой», «милостивый»)- олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидательное разрушение).Согласно Шива-пуране, является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Является одной из древнейших божественных сущностей человечества; сохранились упоминания о нём в доарийской (дравидийской) мифологии. Традиция поклонения Шиве называется шайвизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадев. Центральная Мантра Шивы
«oṃ namah śivāya», впервые в Ведах встречается в гимне Яджурведы «Шатарудрия» или «Гимн ста Рудрам». Также Шива является основателем Йоги.
Сати — дочь Дакши и жена Шивы, описываемая в пуранической литературе индуизма. После того, как Дакша оскорбил Шиву, отказавшись пригласить его на великое жертвоприношение (йаджну), она отреклась от отца, испепелив свое тело йогическим пламенем (по другой версии мифа, взошла на жертвенный огонь яджны Дакши). Позднее родилась в семье Химавата (олицетворение гималайского горного массива) под именем Парвати (букв. «горянка», «дочь гор») и великими аскезами снова завоевала любовь Шивы. Сыновья Шивы и Парвати — бог войны Сканда и бог мудрости Ганеша. Изображение всей семьи вместе называется Шива Паривар — обычно изображаются четырехрукими, с основными атрибутами и ваханами; тройственность Шива-Парвати-Ганеша может символизировать в индийской народной вере идеальный тип божественной семьи. Также есть несколько упоминаний в упа-пуранах о дочери Шивы — Манаси. Гангу (сестру Парвати) также иногда называют супругой Шивы. В ведийских гимнах Амбика — сестра Рудры (Шивы), но впоследствии произошло ее отождествление с Парвати, супругой Шивы.
Атрибуты Шивы в его различных обликах (как в благих, так и в яростных):
- Агни — огонь.
- Аджагава — лук.
- Акшамала — четки из Рудракши.
- Анкуша — стрекало для управления слоном. Символ того, что Шива погоняет садхака всадхане.
- Бхиндипала — копье.
- Вина — лютня.
- Гада — булава-жезл.
- Ганга — небесная река, грозившая разрушить своим течением Землю. Шива подставил под ее поток голову и опутал ее волосами, усмирив тем самым течение.
- Дамару (тамильск. от санскр. дамарин) — маленький барабанчик, символизирующий изначальный звук вселенной. Символ изначального звука или первичной вибрации, из которой получены все другие вибрации, составляющие творение. Некоторые традиции используют его как символ Бога, велящего творению появиться. Здесь Шива пробуждает творение появиться на его барабане, религиозно символизируемом как звук «дама дама дама дама». Этот звук вечно отражается в космосе, проявляя творение.
- Данда — посох в одной из правых рук Шивы — специальное приспособленье, которое йогины используют в практике (в том числе и для смены свары).
- Джата или Капарда — скрученные в пучок волосы на макушке.
- Змеи — как символ контроля внутренней энергии — на голове (ею опутана джата; на руках и ногах в виде браслетов). Также символ мудрости и вечности.
- Капала (санскр.: kapāla)— чаша из черепа.
- Капаламала (санскр.: kapālamālā) — ожерелье из черепов. Существует несколько видов: три черепа символизируют Тримурти; восемь черепов — Локапалы; пятьдесят черепов — буквы санскрита (согласные).
- Кришнамрига — Черная антилопа или лань — символ постоянного движения человеческого ума.
- Кунда — кувшин.
- Кхадга — меч.
- Кхатванга (санскр.: khaṭvāṅga) — вид дубины с черепом на вершине.
- Кхетака (санскр. kheṭaka), Кхик — виды щита.
- Лингам (санскр. लिङ्ग, liṅga IAST) — фалломорфический образ, символизирующий бесформенность Абсолюта и творческое начало.
- Мудра (санскр., mudrā, «печать, знак») — символическое, ритуальное расположение кисти руки (кистей рук). Чаще всего изображаются мудры бесстрашия или преподнесения даров.
- Нандин (санскр. nandī, «Счастливый») — белый бык, ездовое животное (вахана) Шивы. Символизирует управляемое мужество и преданность. Также он — символ истинной или чистой (белой) дхармы, которая приносит порядок обществу и вселенной. Нанди стоит на четырех ногах: строгость, чистота тела и ума, сострадание и следование истине.
- Парашу (санскр. paraśu) — боевой топор.
- Паригха — дубинка с железными зубьями
- Паша — петля-аркан
- Пепел — бхасма или вибхути (санскр. vibhūti). Символ отрешённости от мира.
- Полумесяц — сосуд с сомой, нектаром бессмертия. Символизирует контроль над умом.
- Пустака — книга.
- Рудракша — семена голубого кипариса, по легенде, появившиеся из слез Шивы (см. Рудракша-джамбала-упанишад). Почитаются священными, носятся в виде малы или как отдельные бусины на шее, голове, ушах, руках, поясе. Чтобы носить рудракшу, необязательно быть вегетарианцем.
- Слоновья шкура — Слон символически представляет гордыню, поэтому одеяние из шкуры слона символически показывает на то, что Шива преодолел гордыню. Согласно Пуранам, шкура принадлежала убитому Шивой асуру, который притеснял богов.
- Тигровая шкура — Тигр символизирует похоть и тигровая шкура, носимая Шивой, указывает на его целомудрие. Была взята Шивой у животного, насланного на него мудрецами, разгневавшимися из-за того, что их жены вопылали к Шиве страстью.
- Тришула (санскр. त्रिशूल, triśūla IAST), трезубец, символизирует три стадии эволюции мира (создание, поддержание и разрушение), три времени (прошлое, настоящее и будущее), три гуны) и т. д.
- Трипундра — Три линии из священного пепла (Вибхути).
- Чиллум — Ритуальная трубка для курения чараса (высококачественного гашиша), Шива курит чиллум и медитирует созерцая высшую истину. В тот момент, когда он выходит из своей медитации, то начинает танцевать свой всеразрушающий танец, которым он уничтожает всю материальную вселенную.
- Шакти — Энергия, Супруга Шивы.
Часто изображают танцующим, что символизирует вечный танец Вселенной — тандава. Танец осуществляется над телом убитогоасура Апасмары.