Из загробного мира, где сосредоточены все начала и все концы сущего, обмиравшие выносят и знание о грядущей судьбе, причем не только своей, но и родственников, односельчан. И это не удивительно: на "том свете" прошлое, настоящее и будущее слиты в едином мифологическом времени. Мысль о присущей загробному миру слитности времен как о важнейшем условии провидения была в свое время сформулирована Данте:
"... ты провидишь все, чему дана
Возможность быть, взирая к Средоточью,
В котором все совместны времена".
Данте. Божественная Комедия: Рай. XVII. 16 - 18.
Подобные представления имеют свои предпосылки: "Вечность есть пространство времени, не имеющее ни начала, ни конца, а следовательно, состоящее только из одного настоящего" (Карышев 1904: 82). Это знание обычно сообщается проводниками по загробному миру, в роли которых, напомним, выступают предки, умершие родственники или Бог, святые, ангелы-покровители: "Меня бабка по тому свету водила и все мне про жизню порассказала, кака жизня у меня будет" (Добровольская 1999: 23). Если на земле грядущее скрыто от человека дымкой неизвестности, то в ином мире все вехи жизненного цикла каждого индивида уже предопределены в деталях: например, когда и за кого эта "девка" выйдет замуж, сколько у нее будет детей, когда умрет и многое другое, что в легенде вмещается в емком "сколько чего". По другой легенде, оказавшись в загробном мире, обмершая узнает от своего покойного отца, что выйдет замуж вслед за Алевтиной за ее деверя (Лурье и др. 1994: 24).
В легендах "визионерского" типа наиболее продуктивен мотив предсказания смерти, вынесенного из загробного мира: "Ты, Маруся, или там Катерина (не помню, звали-то ее как), помрешь тогда-то" {Добровольская 1999: 24). Сообщение точного срока кончины (иногда вплоть до дня и часа) обычно сопровождается запретом рассказывать об этом кому бы то ни было. В случае же его нарушения смерть из земного будущего переместится в земное настоящее: "прям сразу помрешь".
Как повествуется в легендах, полученное на "том свете" предсказание сбывается с роковой неотвратимостью и пунктуальной точностью, и даже в тех случаях, когда, казалось бы, ничто не предвещает такого исхода. В одной из легенд женщина, когда приблизился час предсказанной ей кончины, призвала мужа со словами: "Готовь гроб, помру я". Поскольку она "не шибко болела", тот не поверил. И тем не менее, как и было предсказано, смерть в урочный час настигла женщину (Там же). По другой легенде, некий дед, будучи в ином мире, узнал, что умрет "через три года четвертого сентября в четыре часа". В этот день старик встал рано-ранехонько, надел "тройняк", сапоги, обошел, нигде не задерживаясь, всю родню, приглашая ее к себе к четырем часам. Побывал и на кладбище, выбрал место, воткнув там "крест красный, длинный такой, высокий", и наказал здесь его похоронить. Так как ничто не предвещало смерти деда, никто из родственников ему не поверил и в назначенное время не пришел. В урочный срок, в четыре часа, старик сдвинул две лавки, положил на них потник и, заглотнув из ковша поданной по его просьбе воды, умер (Зиновьев 1987: 300, 301. N 437). Нередко обмиравшему известны и сроки кончины родственников: "... ей сказано было, когда она помрет и когда муж помрет, токмо ей говорить это нельзя, а то помрет раньше-то" (Добровольская 1999: 24). И человек живет, зная о времени смерти, своей и других.
Возвратившиеся с "того света" обладают сверхъестественными способностями. Нередко они предупреждают, когда прямо, а когда и иносказательно о надвигающихся катаклизмах в жизни социума или индивида. Так, например, недавно обмиравшая Агафья Назарова заранее знала о пожаре в селе Давидове, причинившем большой вред. Об этом женщине поведал некий старец, который после ее возвращения из загробного мира время от времени являлся в видениях. Такие предсказатели сопоставимы с шаманами, способность предвидения которых имела широкий диапазон: от индивидуальных предсказаний до прорицаний всенародного масштаба (Потапов 1991: 148, 149).
Эти люди, согласно легендам, способны не только узреть будущее, но и рассмотреть происходящее на расстоянии. Одна обмиравшая, едва очнувшись и заметив в числе людей, собравшихся в их доме, соседку Марью, сразу же велела той бежать поскорее домой, так как у нее "младеня в люльке криком изошелся, а дочка заснула, не качат его" {Добровольская 1999: 24). Прибежав домой, Марья действительно застала точь-в-точь нарисованную ей картину.
Иные же, побывав в потустороннем мире, открывают в себе способность даже при случайной встрече распознавать сущность людей, чего раньше за собой не замечали. Например, та же Агафья Назарова при разговорах с одними чувствует себя хорошо, с другими же женщине, по ее словам, становится до того противно, что она едва не хворает.
Как следствие посещения иного мира осмысляется и врачебная практика обмиравших, в чем они также сопоставимы с шаманами: "Потом она (одна старушка. -Н. К.) вернулась домой, потому и проснулась. Еще она сказала, что может лечить людей от всех болезней. И стали к ней ехать отовсюду люди - и всех она лечила" (АКНЦ 196: 371).
Болгарские легенды повествуют как вернувшийся "оттуда" прославился своими способностями лечить людей, данными ему на "том свете" в буквальном смысле "от Бога". В округе его очень уважали и приходили за советом. Правда, в аналогичном случае бабушка, знавшая много заговоров и получившая в загробном мире "силу", чтобы лечить людей, не всегда использовала свой дар по назначению. Как выяснилось, эта "сила" помогала ей и в колдовстве. "Троих я уже уморила, поскольку все они меня ненавидят", - призналась колдунья (Тодорова-Пиргова 1999: 25. N 2). Однако это признание не вызвало у рассказчицы осуждения своих действий.
Осмысление природы знания, полученного при посещении загробного мира, в русской и - шире - славянской фольклорной традиции едва ли не полностью соответствует трактовке этого понятия, выработанной еще в античной философии, где знание интерпретируется как припоминание виденного в потусторонней жизни, как воспроизведение того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу (Платон. Федра. 249 b-с). Излагая античные представления о природе познания, Платон пишет: "А раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; ... она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. ... искать и познавать - это как раз и значит припоминать. ... а то, что мы называем познанием, есть припоминание" (Платон. Менон. 81 b, с, d). Как и в античных мифах, в русских легендах души, побывавшие на "том свете" и вновь возвратившиеся к жизни во плоти, имеют особое предназначение на земле. Правда, будучи уже приближены к современному быту, наши визионеры уже не наделены тем величием, каким обладали античные возвращенцы из загробного мира. И тем не менее они сопоставимы с античными персонажами, вернувшимися из Аида:
Кто Персефоне пеню воздаст
За все, чем встарь он был отягчен,
Души тех на девятый год
К солнцу, горящему в вышине,
Вновь она возвратит.
Из них вырастут великие славой цари
И полные силы кипучей и мудрости вящей мужи, -
Имя чистых героев им люди навек нарекут.
Пиндар. Трены
Не случайно и в русской волшебной сказке сверхзнание и магические способности обретают герои, побывавшие в ином царстве и вернувшиеся оттуда.
В познании мироздания человечеству, как свидетельствует анализ легенд "визионерского" типа, положен предел. Поведав, по сути, без особых ограничений об увиденном и услышанном на "том свете" ("всё она рассказала"), визионер, вернувшись, отказывается говорить людям некие "три слова": "трех слов не сказал", "три слова утаила", "а три слова, - говорит, - я не скажу". Такое молчание имеет свою мотивировку. На произнесение этих сокровенных слов наложен запрет - и вернувшийся из инобытия не может нарушить его под страхом неминуемой смерти: "сказать вам эти три слова - не могу"; "мне нельзя, мне сказали, нельзя говорить эти три слова". По одной из легенд, как только некогда обмиравшая уже перед самой своей смертью попыталась сообщить людям нечто запретное, появилась некая фигура - "не то мужчина, не то женщина" (ясно, что это ни то ни другое), то начавшая уже было говорить сразу же умолкает: "Всё, мне не велено расказаты" (Толстая 1999: 22. N 2).
"Три словеса Божественныя" фигурируют и в "Житии Андрея Юродивого", где, по свидетельству визионера, их произнес своими "пресладкими и пречистыми" устами сам премилосердный Творец. "Неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать", слышал и апостол Павел, когда был "восхищен" в рай.