Характерно, что таинственный знак-символ, воплощенный в образе "трех слов", обнаруживается и в других этнокультурных традициях. Так, например, именно за "тремя словами" отправляется в потусторонний мир Маналу, или Туонелу, герой карельских эпических песен - "верный старый Вяйнямёйнен", когда при изготовлении лодки с помощью магического пения-заклинания ему этих слов не хватило, чтобы довести работу до конца (Евсеев 1950: 83. N 34; 205. N 92). В этом контексте слово осмысляется как материализованная субстанция первотворения, как некая энергетическая сущность, сокрытая для обыденного понимания. Возможно, эти "три слова" - метафорическая замена того самого Слова, которое было в "начале времен" у Бога и которое само являлось Богом.
Таким образом, в основе легенд о возвращении из загробного мира лежит концепция мироустройства, стирающая грань между бытием и инобытием, жизнью и смертью, земным и потусторонним. Обретение визионерского опыта осмысляется в легендах как знак необходимой корректировки в отношениях между мирами, цель которой - сохранить равновесие между ними, не допустить вторжения сил хаоса. Для преодоления кризисной ситуации в жизни социума либо индивида визионеру, попавшему в загробный мир, дается отсрочка от смерти. В качестве способов возвращения его на землю фигурируют помощь проводника по "тому свету" (Бог, ангелы, святые, предки, родственники), определенные действия, вербальные формулы, переживание особого психологического или физиологического состояния (страх, радость, тоска, жажда и пр.). Акт возвращения к жизни закрепляется по мере преодоления последствий лиминальности. Из загробного мира, где сосредоточены все начала и все концы сущего, визионер приносит божественные наказы.
На рассматриваемые легенды, подвергшиеся сильной христианизации, оказала влияние доктрина посмертного воздаяния, связанная с идеей покаяния и искупления грехов во имя спасения. Вместе с тем обмиравший, который получил сверхзнание за пределами бытия, генетически восходит к герою мифов, сказок, эпических песен, повествующих о посещении им потустороннего мира и открывшихся там ему "видениях".
Список литературы
АКНЦ - Архив Карельского научного центра РАН (первая цифра обозначает номер коллекции; вторая - номер текста, хранящегося в ней).
Азбелев 1992 - Народная проза / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. С. Н. Азбелева. М., 1992.
Афанасьев 1994 - Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х т. М., 1994. Т. 3.
Бессонов 1863 - Бессонов П. Калеки перехожие: Сб. стихов. М., 1863. Вып. 5.
Веселовский 1866 - Веселовский А. Н. Данте и символическая поэзия католичества // Вестник Европы. 1866. Т. IV. Отд. 1. С. 152 - 209.
Виноградов 1923 - Виноградов Г. С. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожилого населения Сибири // Сб. трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркутского университета. 1923. Вып. 5. С. 261 - 345.
Грицевская и др. 1993 - Грицевская И. М., Пигин А. В. К изучению народных легенд об "обмирании" (Видение девицы Пелагеи) // Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1993. С. 48 - 68.
Гура и др. 1983 - Гура А. В., Терновская О. А., Толстая С. М. Материалы к полесскому этнолингвистическому атласу // Полесский этнолингвистический сборник: Материалы и исследования. М., 1983. С. 70 - 72.
Гуревич 1977 - Гуревич А. Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и "реализм" средних веков // Труды по знаковым системам. VIII. Тарту, 1977. С. 3 - 27.
Гуревич 1981 - Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. С. 176- 239.
Гуревич 1982 - Гуревич А. Я. Устная и письменная культура средневековья: (два "крестьянских видения" конца XII - начала XIII в.) // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 41. 1982. N 4. С. 348 - 358.
Гуревич 1989 - Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989. С. 94 - 110.
Державина 1965 - Державина О. А. "Великое зерцало" и его судьба на русской почве. М., 1965.
Добровольская 1999 - Добровольская В. Е. Рассказы об обмираниях // Живая старина (далее - ЖС). 1999. N 2. С. 23, 24.
Евсеев 1950 - Карельские эпические песни / Предисл., подгот. текстов и коммент. В. Я. Евсеева. М.; Л., 1950.
Житие и чудеса 1995 - Житие и чудеса преподобного Александра Свирского. СПб., 1995.
Зиновьев 1987 - Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В. П. Зиновьев. Новосибирск, 1987.
Карышев 1904 - Карышев И. А. Духовно-нравственный мир в человеке по учению святой православной веры. Изд. 2-е. СПб., 1904.
Криничная 2000 - Криничная Н. А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов. Т. 2. Петрозаводск, 2000.
Криничная 2001 - Криничная Н. А. Русская народная мифологическая проза... Т. 1. СПб., 2001.
Криничная 2004 - Криничная Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М., 2004.
Леви-Брюль 1994 - Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
Лукиан 1955 - Лукиан. Избранные атеистические произведения / Редакция и статья А. П. Каждана. М., 1955.
Лурье и др. 1994 - Лурье М. Л., Тарабукина А. В. Странствия души по тому свету в русских обмираниях // ЖС. 1994. N 2. С. 22 - 26.
Мильков 1997 - Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования / Отв. ред. и сост. В. В. Мильков. М., 1997.
Новик 1984 - Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур. М., 1984.
Пигин 1994 - Пигин А. В. Жанр видения в старообрядческой рукописной традиции XVII-XX вв. // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры. Петрозаводск, 1994. С. 68 - 71.
Пигин 1997 - Пигин А. В. Видения потустороннего мира в рукописной традиции XVIII-XX вв. // Тр. Отд. древнерус. лит. Т. L. СПб., 1997. С. 551 - 557.
Пигин 2000 - Пигин А. В. Жанр видения как исторический источник (на выговском материале XVIII в.) // История и филология: проблемы научной и образовательной интеграции на рубеже тысячелетий. Петрозаводск, 2000. С. 216 - 222.
Пигин и др. 2003 - Пигин А. В., Юхименко Е. М. К истории жанра видений в выговской литературной школе ("Видение некоей старухи" в 1748 г.) // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России: Сб. научных статей и материалов. СПб., 2003. С. 129 - 138.
Покровский 1997 - Покровский Н. Н. Два рассказа из Урало-Сибирского патерика XX в. // ЖС. 1997. N 2. С. 39, 40.
Полякова 1972 - Повесть о житии и деяниях Филарета Милостивого // Византийские легенды / Изд. подгот. С. В. Полякова. Л., 1972.
Потапов 1991 - Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.
Потусторонний двойник 2000 - Потусторонний двойник Павла Муравьева // Чудеса и приключения. 2000. N 12. С. 59, 60.
Ромодановская 1996 - Ромодановская Е. К. Рассказы сибирских крестьян о видениях (к вопросу о специфике жанра видений) // Тр. Отд. древнерус. лит. Т. XLIX. СПб., 1996. С. 141 - 156.
Садовников 1884 - Сказки и предания Самарского края / Собр. и зап. Д. Н. Садовниковым. СПб., 1884.
Тодорова-Пиргова 1999 - Тодорова-Пиргова И. Представления о "том свете" в биографических нарративах // ЖС. 1999. N 2. С. 25 - 27.
Толстая 1999 - Толстая СМ. Полесские "обмирания" // ЖС. 1999. N 2. С. 22, 23.
Толстые 1979 - Толстые Н. И. и СМ. О жанре "обмирания" (посещения того света) // Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979. С. 63 - 65.
Толстые 2003 - Толстые СМ. и М. Н. Погребения в саду у "горюнов" Сумской области // ЖС. 2003. N2. С. 13,14.
Федотов 1991 - Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991.
Шеваренкова 1998 - Нижегородские христианские легенды / Сост., вступ. статья и коммент. Ю. М. Шеваренковой. Отв. ред. К. Е. Корепова. Нижний Новгород, 1998.
Шевченко 1999 - Шевченко В. Ф. "Велел Господь показать тебе ..."// ЖС. 1999. N 2. С. 27 - 29.
Ярхо 1989 - Ярхо Б. И. Из книги "Средневековые латинские видения" // Восток - Запад: Исследования. Переводы. Публикации. Вып. IV. М., 1989. С. 18 - 77.
Ястребов 1896 - Ястребов В. Н. Из народных уст. О превращениях // Этнографическое обозрение. 1896. N4. С. 156.
N.A. Krinichnaia. Legends about the Return from the World of the Dead (a Study of East Slavic Materials)