Смекни!
smekni.com

Религиозный культ содержание и функции (стр. 10 из 11)

Исследователи нетрадиционных культов выделяют такие их разно­видности:

1. Неохристианские объединения Церковь объединения, Дети Бога, Церковь тела Христа и др. Для этих вероисповеданий характер­но стремление объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероу­чения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя статусом посланника Бога, "живого Бога", со­общающего людям новое откровение и высшие нравственные пред­писания. 2. Саентологические (от англ. science наука), или наукообраз­ные, направления. Классический представитель — Церковь саентоло-гии Р. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактов­ку различные неисследованные явления природы и психики человека. 3. Неореалистические культы Общество Сознания Кришны, Тихоокеанский узел — буддийский центр, Миссия Божественного све­та, Махарай Джи и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неоориенталистскими потому, что заимствованы с востока: это западные версии индуистских и буддийских учений.

4. Сатанинские группы церковь Сатаны — провозглашают себя сознательными носителями зла и антиподами христианства.

деление нетрадиционных культов на эти четыре группы условно, так как в содержательной части вероуче­ний и культовой деятельности между ними нет жестких границ. Нео­христианские вероисповедания заимствуют многие элементы вос­точных учений и культовой практики, при обосновании вероучения ши­роко используется наукообразная фразеология. В свою очередь, ориенталистские культы пытаются найти опору в христианском созна­нии, использовать знакомые для европейцев и американцев христиан­ские образы и понятия. 5. славянское язычество

41 ВІРУВАННЯ ДАВНІХ СЛОВ`ЯН.

Як і інші язичницькі релігії, релігія давніх слов`янських племен базувалась на містичному ставленні до природи. Слов`яни обожнювали природні явища і сили природи.

Слов`яни вірили у багатьох богів. Сучасні вчені мають думку, що язичницькі боги, яких вважають виявом примітивної міфології, насправді були уявленнями наших предів про Всесвіт. Першоджерелами Всесвіту вважали вогонь та воду. Більшість богів язичницьких богів слов`ян відомі нам з фольклорних джерел: пісень, колядок.

Головні боги пантеону:

Сварог – за Іпатіївським літописом, навчив людей шлюбу, хліборобства і подарував їм плуг.

Див – був ще стародавнішим богом ніж Саврог, він втілював яскраве блакитне небесне склепіння. Див – чоловічий початок Всесвіту, світло.

Лада – одна з найстародавніших язичницьких богинь, богиня гармонії в природі, людові в шлюбі, мати-годувальниця Миру. Лада – мати близнят Лелі (Дани) – втіленої води, і Полеля – втіленого світла.

Перун – згадується у текстах договорів з Візантією, де йде мова про клятву воїнів Русі іменами Перуна і Волоса. В перекладі означає блискавка, був богом кнізівської дружини, всі міфи про Перуна, що збереглися на Україні, змалювують його стрільцем.

Дажбог – назва бога Сонця на Русі.

Волос (Велес) – один з найстародавніших богів, покровитель скотарства, що був грізним владикою інших богів і на Русі поступався лише Перунові.

Мокошь – богиня річок і родючості,

Сьогодні вчені по-різному інтерпритують “сфери впливу” цих богів.

Навіть після введенні християнства на Русі серед релігійних свят, народних звичаїв та традицій залишилось дуже багато від язичницьких вірувань давніх слов`ян.

43. Конфессия (от лат. confessio – признание, исповедание) – то же, что вероисповедание, то есть религиозное объединение, имеющее свое вероучение, культ, организацию.

В мире существует три монотеистические мировые религии - христианство, ислам и буддизм. В настоящее время среди славянских народов достаточно широко распространены христианство и ислам, в меньшей мере – иудаизм и буддизм. В разных славянских государствах они представлены неодинаково.На сегодня Украина - многоконфессиональная государство, где официально (на 01.01.99 г.) действует более 21 тыс. религиозных общин, 82 конфессий, направлений и толкований. Наиболее заметными среди них являются: Украинская православная церковь (УПЦ), Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ-КП), Украинская автокефальная православная церковь (УАИЩ), Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), Римско-католическая церковь (РКЦ), евангельские христиане-баптисты (ЕХБ), христиане веры евангельской (ХВЕ), адвентисты седьмого дня (АСД), свидетели Иеговы, а также мусульманская, реформатская и иудаистська церкви, составляющие 97,1% всей религиозной сети Украины.

44 Сакрализация – процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей. Религиозные институты служат носителями сакрального авторитета и обладают реальной властью.

Секуляризация – утрачивание религиозными верованиями и санкциями своего социального значения в качестве регуляторов человеческого поведения. То, что было достоянием веры и церкви со временем сановится от них независимым, светским (культура, образование).

Можно говорить о наличии в современном обществе процессов культурной, политической и социальной секуляризации (уменьшается количество посещений церкви, соблюдения церковных ритуалов). В технологически развитых, урбанизированных странах социальная значимость церковных институтов снижается, поскольку возрастает доля населения, не соблюдающего религиозных правил и не участвующего в религиозной практике.

Более восприимчивы к секуляризации мужчины, люди средних лет, горожане, рабочие, протестанты и иудеи…

Существует несколько теорий секуляризации: 1)секуляризация как утрата «священного» и угроза социальному порядку и согласию (П.Бергер). Отделение церкви от государства, светское образование, развитие науки – ведет к секуляризации сознания – появлению безразличия к религии. Религия становится частным делом индивида, таким образом разъединяя общество.; 2) секуляризация как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой. Роль религии ослабевает по мере развития науки и повышения уровня образованности общества. Церковь рассматривается как «учреждение», разграничивается «церковность» и «религиозность». Область сверхъестественного сокращается, мышление рационализируется, не остается места для «тайн». Т.к. мир может быть объяснен наукой пропадает необходимость в трансцедентном Боге. Наука и светская этика эффективнее решают проблемы стоящие перед обществом чем религия…; 3) секуляризация как эволюция и видоизменение религии в ходе социальных перемен. Религия меняется, но ее значение не уменьшается. Она перестает быть «священным образом», но становится одной из сфер социальной жизни. Религия меньше непосредственно воздействует на государство, правосудие, экономику, образование, но для индивида, имеющего право выбора, религия становится более значимой. Верующие «рафинируются». Бог становится глубоко «личным» делом. Происходит приватизация религии. Религия должна искать почву не в потустороннем начале, но в этической стороне жизни человека.

Реформация в Западной Европе означала и развитие процесса секуляризации: в сфере имущественных отношений конфисковывалась земля, ликвидировались монастыри, национализировалась собственность. сегодня можно констатировать кризисные явления в тех современных светских течениях культуры, которые в исторической перспективе развития процесса секуляризации выражали себя вне религиозной традиции или в оппозиции к существующей религиозной культуре. Проявлением всего этого и является сегодня "поворот к религии", надежда на ее "возрождение" вереде, которая прежде тяготела к секуляризации общественной жизни. Этот "поворот" сопутствует и отражает переходное состояние общества, расстающегося с прежними идеологическими устоями и ведущего поиски новых мировоззренческих основ.

45 Свобода совісті у сучасній Україні

В сучасному світі досить актуальною є проблема свободи совісті, яка має теоретичний і практичний аспекти. Зміст категорії "свобода совісті" — це право громадян сповідати будь-яку релігію або не сповідати ніякої, відправляти релігійні культи або додержуватися гуманістичного світогляду. Свобода совісті є одним із конкретних проявів свободи людини в суспільстві.

Її ядром слід вважати совість. Совість — це вираз моральної самосвідомості особи, її моральна самооцінка.

Свобода совісті тісно пов'язана зі становищем релігії і церкви в суспільстві, співвідношенням релігійних чинників з державою та її політичними інституціями.

Згідно з Конституцією України, свобода совісті — це право на свободу світогляду і віросповідання, свободу сповідувати будь-яку релігію або не сповідувати ніякої.

У нашій країні законодавче закріплюються такі умови для здійснення свободи совісті:

1. Політико-правові — в обмеженні можливостей церкви втручатися у державні справи; для цього церква відокремлюється від держави; здійснюється певна секуляризація державно-правових відносин та народної освіти; юридичне забезпечується право сповідати будь-яку релігію або не сповідати ніякої, відправляти релігійні культи або вести гуманістичну пропаганду.

2. Ідеологічні — в доступності масам освіти, нау­ки, культури; у забезпеченні права особи на всебічний розвиток.

В українській державі свобода совісті є конституційним принципом, нормою державного права: кожному громадянину надано право і забезпечена можливість вільно визначати своє ставлення до релігії, тобто сповідати будь-яку релігію чи бути вільно-мислячим. Свобода совісті оберігається цивільним, кримінальним, адміністративним та сімейним правом; питання, що стосується забезпечення свободи совісті, вміщено в законах про працю, народну освіту, інших законодавчих актах.