Смекни!
smekni.com

Мифологическая основа кельтского эпоса. Понятие недуг уладов (стр. 3 из 3)

Жеста (французское geste — деяние, подвиг; chansons de geste, буквально — песни о деяниях, о подвигах), французский героический эпос, циклы поэм (до нас дошло около 90) на исторические сюжеты. Поэмы сложились на рубеже 11—12 вв. на основе более раннего устного народного творчества (9—10 вв.) и литературных произведений, которые обрабатывали бродячие музыканты-жонглеры (они же исполнители этих поэм). Циклы поэм объединяются центральным персонажем (Карл Великий как выразитель государственного единства и др.). К жестам принадлежит героическая эпопея — "Песнь о Роланде". Народная точка зрения в жестах видна в изображении своекорыстной сущности королевской власти и злодеяний феодалов («Рауль де Камбре» и др.). Для большинства жест характерен объем 1.000—20.000 стихотворных строчек, деление на строфы, состоящие из 5—40 десятисложных слогов, связанных ассонансами. В более поздних редакциях (12—13 вв.) десятисложник заменяется двенадцатисложником, а ассонансы рифмами. Жеста отличается жанровым разнообразием — от героических эпопей до поэм, богатых бытовым и комическим содержанием.

Ассонанс (франц. assonance, от лат. assono — откликаюсь)

1) повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков.

2) Неточная рифма, созвучие окончаний двух или нескольких стихотворных строк, в которых совпадают гласные при большой свободе согласных, например: красивая — неугасимая, кляузе — маузер. В средневековой, особенно романской, поэзии ассонанс — один из важнейших элементов стиха. У русских поэтов 19 в. ассонанс очень редок. Возрожден символистами и получил распространение в современной советской поэзии.

Жонглер (старофранцузское — «jougleor», «jongleur», из латинского «joculator» — «потешник») — бродячий сказитель, певец, часто также музыкант или фокусник. Жонглер соответствует немецкому «spielmann», английскому «minstrel» — из латинского «ministerialis» — «прислужник». Как интернациональное явление феодального средневековья социально пестрая группа, обслуживавшая — в противоположность куртуазным поэтам — не только владетельного сеньора и рыцаря, но и горожанина и даже крестьянина.