Смекни!
smekni.com

Религиозные воззрения сакских племен (стр. 2 из 3)

Учитывая обстановку находки котлов , жертвенников и светильников ,чаще всего в комплексах (Иссык-Куль)можно говорить о культовом характере этих предметов, об этом в третей главе. В могильниках Кетмен-Тюбе (ДЖАЛ-АРЫК I, КАЙРАК) также обнаружены довольно многочисленные металлические изделия.

Огромный интерес вызывают найденные в больших курганах предметы скифского звериного стиля, изготовленные из золота серебра. Видимо, изображение зверей и хищных птиц было связано с определенными религиозными представлениями, об этом позже.

К группе сакских вещей должна быть отнесена роскошная золотая серьга с инкрустацией и зернью, с изображением двух соколов, обращенных головами в разные стороны «это первая находка, указывающая на бытование в Средней Азии и Казахстане в сакскую эпоху золотых ювелирных изделий с цветной перегородчатой эмалью и зернью».1

Чрезвычайно интересна полая скульптура петушка, спаянная их двух самостоятельно отлитых половинок листового золота.

Особо следует остановиться на предметах вооружения: Это железные и бронзовые наконечники стрел, обломки меча, и т.д.

Также имелись мечи – акинаки скифского происхождения. Они имеют бабочковидное перекрытие и грибовидное, брусковидное, почковидное навершие.

Все перечисленные находки специально были подвергнуты анализу А.Н.Бернштамом, Б.М.Зиммой в связи с сакской проблемой, и отнесены к кругу сибирского звериного стиля.

«В каждом из творений искусств сако-скифского мира нас покоряет д и н а м и к а и д в и ж е н и е. Как бег иноходца, как неукротимый ветер. Это искусство полнее, чем любое сочинение древних авторов раскрывает сущность первых кочевников – сынов непрерывного движения по дикой первозданной красоте ковыльных степей и снежных гор. Это было искусство всадника с горячей кровью»2.Среди археологических материалов выделяются художественные изделия из золота и серебра; выполненные в скифо-сибирском зверином стиле.

Одной из них является: Ажурная литая полусферическая серебряная бляха (диаметр 3,2см., высота 1,2см.), покрытая золотом; - украшение конской сбруи. По круги бляхи четким барельефом изображены в летящем галопе один за другим два одинаковых коня-грифона. Кони с длинной «лебединой» шеей, с выпуклыми глазами , развевающимся хохолком.

Поза их динамична. «Мотив крылатого коня, как древний сюжет , встречается в классической форме еще в искусстве древнего Шумера».1 Большое внимание к этому «священному» животному, не является случайным. Оно свидетельствует о большом значении коня в жизни кочевников, которым эти вещи принадлежали.

О культе коня и особых «небесных конях» Ферганы сообщают восточные письменные источники. В эпосе и фольклоре среднеазиатских народов , особенно в эпосе «Манас» ; культу огня отводится значительное место, что свидетельствует о живучести древней традиции. Бляха с изображением коня из Кетмен-Тюбе является одним из ранних образцов звериного стиля в искусстве Средней Азии.

В искусстве саков широко представлены орнаментальные мотивы: заштрихованные и заполненные точками ряды треугольников; розетки, пальметы, полуокружности, спирали и прочее. На одной из серии бляшек из Барскоуна был, оттиснут сложный вариант «дерева жизни». Орнамент покрывал стенки сосудов; плоскости костяных и золотых пластинок.

В древнем своеобразном искусстве саков отразилось их мировоззрение, восприятие мира, и идеология.


РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗРЕНИЯ.

Результат находки жертвенных комплексов саков на Иссык-Куле (Кырчин) привела к постановке Б.М.Зиммой и А.Н.Бернштамом вопроса об исповедывании этими кочевниками зороастризма – сложной системы религиозных воззрений о борьбе двух начал – добра и зла.

Согласно учению зороастризма, в основе мира лежат два начала – свет и тьма. Первое в понимании исповедующих эту религию, было представлено , солнцем, плодородием, растительности и домашними животными. Создателем мира света и мира добра зороастрийцы считали бога Ахура-Мазду (Аура-Митра). Второе начало – тьма, было представлено крупными и мелкими хищниками; различными насекомыми, распространяющими заразные болезни и наносящими вред сельскому хозяйству различного рода пресмыкающимся и всем тем, что причиняло зло человеку в его домашнем хозяйстве и жизни. Творцом этого начала считался злой дух Ариман. По учению зороастризма; в мире происходит постоянная борьба света и тьмы, борьба благого начала со злым и она обязательно закончится торжеством добра.

Основным священнодействующим средством в этой борьбе зороастрийцы считали огонь, поэтому огонь не должен был никогда угасать, и зороастрийцы поддерживали беспрерывное горение в специально для этого предназначенных приспособлениях – жертвенниках.

Жертвенники создались именно для этой цели, об этом свидетельствует и их устройство, и внешнее убранство. Хищники символизировали злое начало, им противопоставлялись в борьбу с ними домашние животные – выразители доброго начала , огонь – священное средство , созданное богом Ахура-Маздой, поддерживал эту борьбу.

Иссык-кульский комплекс, о котором говорили исследователи, был найден в ущелье – явно в культовом месте.

Бернштам А.Н. считает: «изображения козлов встречались или в сценах охоты, и или в сочетании с изображениями исполняющих культовый ( шаманский? ) танец людей, или сопровождаемые солярными знаками».1

В Семиреченских котлах особенностью является по БернштамуА.Н. то, что они, как правило, находятся в комплексе с жертвенными столами, четырехугольными в плане, и светильниками. Жертвенники обычно имеют по углам четыре ножки, трактованные под лапы хищника. Отогнутый борт гладкий

или украшен процессией фантастических хищников.

На одном их жертвенных столов была литая из бронзы статуэтка быка-яка, имеющего на бедрах характерный орнамент в виде спирали – символа солнца.

Вся эта группа находок обычно связывается с зороастрийским культом.

«Однако, - по А.Н.Бернштаму, - большей аналогией могут служить предметы домашнего обихода и культа Чжоуского Китая. Так форма трехного котла может быть сопоставлена с китайским сосудом «дин», а четырехугольная «платформа» - с китайским фу».1

Характерно, что вне пределов Семиречья тип котлов на трех ножках (за исключением Китая) не имеет аналогий. Более общей формой является конический поддон, известный от Северного Китая до Чертомлыка. Для Семиречья, однако, типичны котлы на трех ножках. Представляет из себя бронзовый литый шаровидный котел. В некоторых котлах ножки украшены – в одном случае скульптурными статуэтками горных козлов, в двух других несколько стилизованными изображениями хищника, вероятно, тигра. По краю одного из котлов изображены фигурки козлов, идущие по часовой стрелке. Ручки семиреченских котлов гладкие, круглые в сечении, петлеобразные и расположены всегда симметрично крест–накрест у края котла, две вертикально и две горизонтально по отношению к наружной стенке котла.

Еще А.Н.Бернштам, используя араванские наскальные изображения , где доминировали фигурки тонконогих с лебедиными ш е я м и лошадей и горных козлов, высказал предположение, что сцена связана с солнечной символикой.

В идеологиях представленных самих саков Кыргызстана солнце представлялось либо антропоморфным божеством, либо лишь как голова какого-то боле высшего антропоморфного божества, изображения которого в разных ипостасях мы видим на скалах Саймалы-Таша. Известно, что в Ригведе солнце представлялось лишь как глаз бога Варуна.

А.Д. Грач предлагает, что некоторые типы «оленных» камней могли передавать антропоморфную сущность солнца в мировоззрениях саков.

В художественных предметах материальной культуры саков Тянь-Шаня прослеживается и культ плодородия.

Исследуя изображения колесниц в Саймалы-Таше, Я,А.Шер первый заметил, что в одной упряжке изображены разные животные, которые в реальной ситуации работать вместе не могут. Одним из животных в упряжке непременно был як, вторым козел, лошадь верблюд или осел. Я.А.Шер, исследовав мифологические сюжеты, где фигурируют подобные упряжки, усматривает в таких изображениях сакральный сюжет с положительной корреляцией

Между придворным (свадебным или иным) ритуалом, божествами, связанными с идеей плодородия, и чудесными упряжками из непарных животных.

С культами огня и плодородия, как нам представляется, связаны изображения на жертвеннике из Челпека: четыре бронзовые литые скульптуры женщин служили ножками «стола» . Фигуры идентичны , выполнены реалистически . Женщина стоит с поднятыми; слегка согнутым в локтях руками, как бы поддерживая массивную бронзовую «столешницу» (поза кариатиды).

Во всей полосе степей, особенно в Причерноморья, женский образ имел широкое распространение в разных модификациях. Это богиня Дева, она же «змееногая» богиня скифов или Табити-Гестия.

С женским божеством на серебряном блюде из Чертомлыка челпекские фигурки роднит поза с поднятыми вверх руками. В обоих случаях на запястьях изображены браслеты. Иконографические параллели челпекским матронам можно усмотреть и в известных «курильницах», связанных с идеей Великой богини – матери всего сущего, и в женских амулетах из Тувы. Великая богиня в представлениях ранних кочевников являлось богиней плодородия. Необходимо отметить, что Табити–Гестия, по понятиям скифов, была и еще божеством очага. Если взять во внимание, что никаких атрибутов магии плодородия челпекские скульптуры не имеют и что сами они служили ножками жертвенниками, связанного с культом очага, то при толковании идеологической смысловой нагрузки этих изображений вторая функция богини предпочтительнее.