Комизм (или ужас) ситуации заключается в том, что таким образом ты как раз и попадаешь в этот самый ГРЕХ, который из-за твоего обольщения (возникшего как следствие непослушания), видится тебе чуть ли не подвигом.
Ну как же - дал народу то, что он хочет, и при этом гораздо дешевле, чем во всяких там прайс-листах!.. От такого "геройства" тут же приходит эйфория.
Думаю, большого ума не нужно, чтобы догадаться об истинном "источнике"
подобного возбуждённого состояния?..
И сам себе кажешься, чуть ли не Моисеем-освободителем... Эдаким Робин Гудом, вершащим высшую справедливость - наказывая всяких там "жадных торгашей" и "мелочных исполнителей", которым "не хватает веры в то, что Бог их обеспечит всем необходимым, если они будут продавать по себестоимости
(читай: раздавать бесплатно) свои произведения"...
Пишу эти вещи не понаслышке, т.к. сам был пиратом, сам всё это переживал, причем, будучи уже христианином... Но, слава Богу, по благодати получил освобождение. И потому не жалею времени и сил на то, чтобы спасти хотя бы некоторых от беды, в которую так легко попасть, и так трудно потом выбраться, не зная механизма дьявольского обольщения"[3].
Этот пример описывает не только выше разбираемый вид «пиратства», но и плавно переводит нас ко второму виду «пиратства», а именно использование нелицензионной продукции в личных целях. И этот вид пиратства наиболее затрагивает меня. Рассуждая об этом, я буду ориентироваться на собственный пример, так как мною был пройден определенный путь по решению этого вопроса.
Здесь следует описать возможные варианты «пиратства». К ним относится использование программного обеспечения, скачивание, просмотр и прослушивание нелицензионных произведений видео и аудио продукции, электронных файлов (базы данных, книги и прочее). Но, возникает резонный вопрос, следует ли причислять к «пиратству» прочтение книги, взятой у друга, копирование с компьютера знакомого вам пользователя видео или аудио продукции или софта? С точки зрения закона и это является правонарушением. С точки зрения здравого смысла, и это уже мое личное мнение, - нет. До распространения эры цифровых технологий прочтение одной и той же книги множеством пользователей было нормальным явлением, даже переписать с кассеты на кассету – тоже не было проблемой, доступность записи и переписывания сделали банальную дружескую услугу – преступлением. Так ли это, законно ли это и правильно ли? Имея общую файлообменную сеть со всем городом, я получаю возможность скопировать для просмотра понравившийся мне фильм или музыку. Нарушаю ли я при этом чьи-то права - сомневаюсь. Я пользуюсь не ворованным, так как никогда не позволю себе смотреть «экранку» (фильм, украденный, снятый скрытой камерой с экрана кинотеатра), я смотрю только те фильмы, которые не заинтересуют меня на большом экране, а свою лепту в киноиндустрию я внесу, пойдя в кинотеатр посмотреть на большом экране. Оправдываю ли я себя, утешая свою совесть – не знаю. Грешу ли я – думаю, нет. Некоторое время назад столь же сильно я переживала по поводу использования нелицензионного программного обеспечения. Первоначально я, как и многие другие, совершенно не задумывалась о том, какими программами я пользовалась, и какие варианты я могу еще использовать. Но, незадолго до написания данной работы, я стала неоднократно встречать людей (христиан) с совершенно четкой позицией по отношению пиратству. Их позиция, а вовсе не уговоры, угрозы о наказании при совершении правонарушения или платы за грех, заставили меня задуматься. И вот что в моих размышлениях стало отправной точкой.
Для собственного персонального пользования можно вполне обойтись программами «open source», которые имеют широкий диапазон применения, легко доступны и развиваются день ото дня. Более сложные программы, как правило, платные, и применяются они именно в сложных работах, не предназначенных для личного использования, предназначенных для коммерческого действия, получения прибыли – корысти. Это стало для меня важным фактором. Если я зарабатываю на этом деньги, неужели я не могу сделать должное вложение в свой бизнес, заложить прочное, правильное честное основание. Так мною была разрешена определенная дилемма, «Вилка Мортона», выбрав из двух пунктов, приведенных выше «меньшее из зол».
Учитывая, что данная тематика имеет небольшое количество научных изысканий, публикаций, в качестве аргументов христианской оценки приходится прибегать к высказываниям христиан. Одно из них приводится ниже и высказывается служителем, а так же правозащитником, экспертом белорусского Агентства гуманитарных технологий Денисом Гиль:
«Присутствует некоторая путаница в понятиях, как мне думается. Воровство – это синоним кражи, а кража – это тайное хищение чужого имущества. Покажите мне, пожалуйста, кого-нибудь, кто тайно скачивает и использует нелицензионную продукцию? Как правило, на любом из рынков можно приобрести DVD-диск с набором из сотни нелицензионных программ. Это делается явно, без всяких на то зазрений совести, как по субъективным причинам, так и по объективным. Поэтому я бы говорил не про воровство, а про нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности.
Другой вопрос, является ли это грехом? Скорее да, чем нет, но каждый христианин должен ответить сам для себя на этот вопрос.
Конечно, церковь может принять участие в решении этого вопроса. Должна ли? Скорее да, чем нет, но должна ли она это делать, будет зависеть от конкретно взятого пастора и служителя церкви, можно даже сказать, от его взглядов на эту проблему. Если пастор никогда об этом не задумывался, то и проблемы таковой ни для него, ни для членов этой церкви и прихожан не существует: «Каков поп, таков и приход». Тут следовало бы обратить внимание на следующие моменты: во-первых, если 200 долларов для конкретно взятого человека – довольно большая сумма, то для церкви как юридического лица – эта сумма вполне подъемна. Во-вторых, приобретая лицензионные программы, церковь тем самым вводит норму и показывает, что есть правда, а что есть грех, как надо поступать, а как не надо. Странное дело, но в церковных кругах процветает особого рода пиратство. Это распространение и тиражирование объектов интеллектуальной собственности своих же сестер и братьев – христианской музыки и фильмов. По сути дела, христиане нарушают права интеллектуальной собственности своих же по вере и препятствуют тем самым получить им ожидаемую законную прибыль от продажи произведений своего труда.
"Все права принадлежат Господу", - частый ответ на вопрос о нарушении авторских прав христианских музыкантов и не только. У христиан есть особое право брать чужое?»[4]
В этой цитате приводится не только аргумент в пользу соблюдения авторских прав при использовании программного обеспечения, но и затрагивается одна из наиболее сложных тем с точки зрения христианской этики – использование и распространение христианской видео и аудио продукции.
На обсуждении этой стороны «пиратства» сломлено множество копий и мнения, приводимые «за» и «против» очень рознятся. Исследуя все опубликованные по этой теме мнения, можно отметить несколько мест из Писания, которые приводят в качестве аргументов. Ниже они будут приведены с кратким описанием, в каком разрезе их применяют.
Псалтирь 23:1: «Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней». Данное место Писания определяет позицию тех людей, которые оправдывают «пиратство», считая возможным «Божьим детям» брать все, принадлежащее Отцу. Есть определенная доля правоты тех, кто использует это место Библии. Действительно, Господь владеет всем, что есть на земле, но и частную собственность Он так же, признает. Недаром, 10 заповедей учитывают разделение на «свое» и «чужое». Однако, этот же аргумент необходим для того, чтобы «охладить» некоторых рьяных борцов с «пиратством» в церкви, которые смешивают копирайт с благовестием. Здесь я приведу высказывание одного из интернет пользователей, в качестве иллюстрации: «Многие гимны для богослужений за границей уже давно под копирайтом находятся. Недавно ставил программу для проецирования гимнов на поклонении, так пришлось отключать включенную по умолчанию функцию, автоматически отправляющую по интернету на единый сервер информацию: сколько раз какая песня была использована. Потом, автоматически от компании правообладателя приходит счет: за 3 исполнения на богослужении, оплата .... Вообще радуюсь, что Христос не поставил копирайт на свои слова, а то вон, как их евангелисты и Павел цитируют без всяких отчислений. А потом, без всяких отчислений свои книги (медиаконтент) распространять стали. Дальше много веков переписчики копировали, а библиотеки хранили литературу (не только христианскую). А потом появились ИЗДАТЕЛЬСТВА. Вначале росли хорошо, и денег много получали (людям книг не хватало). А позже, с появлением электронных путей передачи информации, копирование стало доступно всем. Тогда о копирайте заговорили серьезно. Ведь вся индустрия разрушится может! Вот только надо ли поддерживать индустрию, если она делает то, что мы сами легко сделать можем. Также и с программами. Мой личный выбор - не поддерживать, не покупать программы, пока могу. Уже лет 5 на компьютере стоит Линукс. Хватает. Но и тех, кто не поддерживает, не платит, но ставит Виндоус, не осуждаю. Для того, чтобы объявить, что их действия попадают под заповедь не укради необходимо сначала подтвердить, что кто-либо (скорее что-либо, поскольку речь обычно идет о корпорациях) имеет право присваивать себе права на знание и информацию. PS. Интересно, могут ли потомки Пифагора потребовать отчислений от каждого использования найденного им алгоритма вычисления гипотенузы»[5].