Матфея 28:19 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» - а этот аргумент, как раз применяют те, кто является сторонником бесплатного распространения информации, несущей Благую Весть, в том числе проповедей и музыки. Еще одна иллюстрация: «Цель христианской продукции - евангелизация: ... Идите, научите все народы... (Мф. 28:19). Христиане не продают, а просвещают. И это великая честь, если твоя проповедь обратила хоть кого-нибудь. Но христиане - потребители должны помнить и другую заповедь: ... Ибо трудящийся достоин пропитания...(Мф.10:10). Поэтому речь может идти о добровольных пожертвованиях, как это принято в церкви. Организуйте это толково и доступно»[6].
1 Кор. 9:14 «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» - это место так же как и предыдущее аргумент в пользу того, чтобы не превращать благовествование в бизнес и не препятствовать людям получать Благую весть возможным для них образом. Здесь же можно привести и следующее место:
Еккл. 11:1 «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его». Цитата пользователя: «Если речь идет о Божьем даре (пение, проповедь), то брать за это деньги грех, и если ты сделал диск, для бизнеса а не для служения другим, то это тоже грех. Доверяйте Богу, и не надо писать проклятий (рот наполниться дресвою) на вашей продукции, Если через ваши песни, проповеди будет действовать Бог, то Он позаботиться о ваших финансах. Проверено на практике. Вы лишь канал, через который Бог говорит миру, не берите за это денег, это сребролюбие, и в конечном итоге предательство Бога и Его Завета, Его жертвы. Всем кто хочет делать бизнес в христианстве нужно покаяться и вернуться, к жертвенному служению для других, это и есть истинное Христианство и любовь к ближнему. Если бы Христос брал деньги за свое служение, мы бы сегодня остались без Евангелия!»[7]
Аргументом того, как предотвратить «пиратство» среди христиан можно назвать следующее место Писания:
1 Петр. 4:15 «Только бы не пострадал кто из вас, …как посягающий на чужое»
Это лишь немногие цитаты из Писания, приводимые участниками обсуждений.
Все они, так или иначе, отражают точку зрения на использование произведений, авторами которых являются христиане. И здесь важно отметить, что никто из здравомыслящих людей не воспринимает копирование таких произведений как грех, все упирается в этически правильный или этически неправильный поступок. Но могут ли те, кто бесплатно копирует для собственного использования приводить аргументы в свою защиту. Среди них будут следующие (некоторые из них подтверждаются цитатами из Писания, приведенными выше в том числе):
- Как можно пытаться заработать на том, что Господь повелел делать, а именно благовествование.
- Как можно зарабатывать на проповедях, песнях прославления и поклонения, которые основаны на Священном Писании, никто же не платит за использование мыслей, взятых из Библии.
- Если аргументом авторов в свою пользу считается то, что они вложили средства, время и труд в свое произведение, то не лучше ли им не обрекать своих братьев по вере на вынужденное приобретение их продукции, а создать продукт конкурентный в миру и получать деньги из мира. (Притчи 13:22 «… богатство грешника сберегается для праведного»).
Последний аргумент, далеко не «последний» в полемике христиан. Исследуя поставленную проблематику, очевидным стал вывод, что финансовая составляющая вопроса остается наиболее важным аргументом. Так что же? «За все отвечает серебро»? В этом все дело?
За решением этого вопроса следует обратиться так же к христианской этике. Вернувшись в начало исследования, отметим, что источником христианской этики являются тексты Священного Писания, их интерпретация и этическая рефлексия Отцов и виднейших учителей Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви.
Мы рассмотрели некоторые места из Писания, которые христиане приводят как аргумент в своей оценке христианства. Вывод, который можно сделать, это то, что в народе называют короткой поговоркой: «закон, что дышло, куда повернешь, то и вышло». Если речь идет не о факте воровства непосредственно, использование нелицензионных продуктов рассматривается каждым в зависимости от собственного взгляда на проблематику, уровня нравственности, воспитания и жизненных обстоятельств. И в данном случае есть необходимость ориентироваться, в том числе, и на собственное мнение, собственную оценку. Учитывая, что личный опыт так же является научным аргументом при исследовании. Однако, мы не всегда готовы заявить свое мнение, не найдя подтверждение в каких либо источниках. Таким образом, ниже будет приведена современная притча, которая повлияла на мое личное отношение к проблеме и натолкнула на дальнейшее исследование, с примерами нравственной жизни Церкви.
« МИФ, КОТОРЫЙ МЕШАЕТ РОССИИ БОГАТЕТЬ.
Суть нового мифа заключается в том, что основная масса живущего в России народа полагает: «Если взять немного у других, они не обеднеют, а я буду жить лучше». В результате мы крадем у Билла Гейтса, покупая его программы за бесценок, мы крадем у Аллы Пугачевой, покупая нелицензионные кассеты с ее песнями, мы крадем у многих других отечественных и зарубежных производителей аудио-, видеопродукции и программного обеспечения, покупая их товары на пиратском рынке. Но становимся ли мы от этого богаче?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, представим себе модель общества, состоящего из 100 программистов. Пусть в этом обществе соблюдается библейская заповедь «не кради» и все программисты честно покупают нужные им программы у других. Предположим, каждый из членов этого общества за год разработал и продал программ в среднем на 1000 долларов. Каким будет в этом случае ВВП? Ответ очевиден — 100 тысяч долларов.
Теперь предположим, что в этом обществе ни один из программистов не соблюдает заповедь «не кради», и все они воруют друг у друга нужные им программы (почти совсем как в современной России). Пусть за год они украли друг у друга программное обеспечение в среднем на 1000 долларов каждый. Каким будет ВВП в этом случае? Ответ тоже очевиден: ноль долларов!
В первом случае, когда в обществе выполняется заповедь «не кради», все члены общества стали за год богаче в среднем на 1000 долларов каждый. Во втором же случае, когда заповедь «не кради» не соблюдается, они остались такими же бедными, как и год назад. Украденное не делает человека богаче»[8].
Размышляя над этой притчей, исследовательская мысль стала развиваться в разрезе христианской этики, с привязкой к «серебру», которое, как известно, «за все отвечает». И решение не заставило себя ждать. Капитализм - феномен созидания пресловутого «серебра», в свое время сам созидался благодаря именно христианской протестантской этики, исследованной в работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Далее в этой работе будет развита эта мысль и рассмотрен пример нравственной жизни Церкви в вопросах собственности, формирования капитала и т.д.
Автор этого эпохального труда, в попытках дать определение понятию «дух капитализма», предлагает прибегнуть к документу, в котором, по его мнению «с почти классической ясностью отражено то, что нас прежде всего интересует; вместе с тем данный документ обладает тем преимуществом, что он полностью свободен от какой бы то ни было прямой связи с религиозными представлениями, следовательно, не содержит никаких благоприятных для нашей темы предпосылок». Далее Вебер приводит фрагмент из заключительного раздела «Necessary hints to those that would be rich» Бенджамина Франклина. Приводить полностью весь свод нравственных правил Франклина не имеет смысла. Однако следует процитировать следующее высказывание, которое стало некоей отправной точкой для настоящего исследования: «Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги. Деньги могут родить деньги, их отпрыски могут породить еще больше и так далее. Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние опять пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса и так далее, пока не получится сто фунтов. Чем больше у тебя денег, тем больше порождают они в обороте, так что прибыль растет все быстрее и быстрее». В целом это определение похоже на ту мысль, которая была процитирована выше в современной притче «Миф, который мешает России богатеть». А именно, отношение к произведенным продуктам, как к плоду чьего-то труда, требующего соответствующего вознаграждения будет способствовать созиданию новой прибыли, новых вложений, нового плода. Увеличивая тем самым благосостояние общества в целом. А вот здесь уже находится основная дефиниция этой работы, которая стала центральной мыслью в отношении к «пиратству», та основа, от которой можно оттолкнутся.
Следует отметить, что Вебер определяет позицию Франклина, как определенную философию, которая базируется на идеализации следующих черт человека: кредитоспособность, добропорядочность, нацеленность на приумножение капитала. Далее Вебер делает вывод, что речь идет не о «правилах житейского поведения», а о более серьезном отношении, на уровне «некоего этоса». Важно отметить, что Вебер определяет наличие «духа капитализма» именно в западно-европейском и американском капитализме. По мнению автора, несмотря на наличие капиталистических отношений «в Китае, Индии, Вавилоне в древности и в средние века», этого «этоса» тогда не было. В свою очередь, этика Франклина базируется непосредственно на христианском мировоззрении. В исследовании Вебера приводится следующее наблюдение, что не являясь религиозным человеком, но будучи сыном «строгого кальвиниста», Франклин приводил в качестве аргумента о своих правилах и нормах говорит словами своего отца и местом из Писания: «Видел ли ты человека, проворного в своем деле? Он будет стоять пред царями» (Притч. 22:29). Исследование, которое провел Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» останавливается на том, что возникновению капиталистической этике, отношению к работе, как к выполнению своего долга, способствовали дали развитие именно протестанты, колонисты Северной Америки.