Смекни!
smekni.com

Христианская оценка пиратства как феномена современной культуры (стр. 4 из 4)

«Капиталисти­ческий дух» в том смысле, как мы его определили в ходе нашего изложения, утвердился лишь путем тяжелой борьбы против целого сонма враждебных ему сил. Тот образ мыслей, который нашел свое выражение в цити­рованных выше строках Бенджамина Франклина и встретил сочувствие целого народа, в древности и в средние века был бы заклеймен как недостойное проявление грязной скаредности».

В этом известном труде Вебера проводится исследование того, каким образом протестантская этика укрепилась и стала основой «духа капитализма». В применении к моей исследовательской работе важно определенное сходство мысли. С целью обозначения этого сходства ниже будут приведены выкладки из труда «Протестантская этика и дух капитализма».

1. Итак, Макс Вебер определил, что, выраженная в правилах Франклина этика имеет некое отношение к религиозному христианскому мировоззрению. Однако, изначально на возникновение капиталистического подхода христианское мировоззрение влияло наоборот негативно. Стремление к наживе воспринималось негативно именно с подачи христианского мировоззрения, и такие термины как лихоимство, имели крайне негативный характер.

2. Далее приводятся следующие заключения – возникновение в среде предпринимателей людей со склонностью к рационализму. Вебер даже допускает взаимосвязь между протестантской этикой и появлением рационализма.

Интересно наблюдать развитие этого заключения. Наблюдая у предпринимателей отношение к труду, как к самоцели , как к «призванию», Вебер определяет эти черты характера, как последствия религиозного воспитания. Цитата: «И если мы, несмотря на это, условно применяем здесь понятие «дух (современного) капитализма» для определения того строя мышления, для которого харак­терно систематическое и рациональное стремление к за­конной прибыли в рамках своей профессии (в качестве примера были приведены высказывания Бенджамина Франклина), то мы обосновываем это тем историческим наблюдением, что подобный строй мышления нашел в капиталистическом предприятии свою наиболее адекват­ную форму, а капиталистическое предприятие в свою очередь нашло в нем наиболее адекватную духовную движущую силу».

3. Исследуя типичный характер капиталистического предпринимателя (идеализированного у Франклина) отмечаются следующие черты: сдержанность и скромность, отношение к получению богатства, как к «исполненному долгу в рамках своего призвания». И, опять же, в период до Реформации подобный характер считался бы постыдным. Далее Вебер задается вопросом: «Каким же образом эта деятельность, которую в лучшем случае признавали этически допустимой, могла превратиться в «призвание» в понимании Бенджамина Франклина?»

4. Следует отметить еще одну характерную черту предпринимателя, исполненного «духа капитализма», которая дает развитие исследованию Вебера. Эта черта описывается Вебером следующим образом: «Радость и гордость ка­питалистического предпринимателя от сознания того, что при его участии многим людям «дана работа», что он содействовал экономическому «процветанию» родного города в том ориентированном на количественный рост населения и торговли смысле, который капитализм вкла­дывает в понятие процветания, — все это, безусловно, является составной частью той специфической и, несом­ненно, «идеалистической» радости жизни, которая ха­рактеризует представителей современного предпринима­тельства». Опять же рационализм? Но сам Вебер отказывается от такого простого вывода, считая, что появление рационализма – это исторический процесс идущий параллельно развитию «духа капитализма».

Но важным моментом, на который указывает Макс Вебер, является то, каким образом возник тип рационального мышления и жизни «из которой выросли идея «призвания» и та — столь иррациональная с точки зрения чисто эвдемонистических интересов отдельной ­личности — способность полностью отдаваться деятель­ности в рамках своей профессии, которая всегда была одной из характернейших черт нашей капиталистической культуры и является таковой и поныне».

5. Ключевым понятием примем понятие «призвание». Безусловно, в его появлении важнейшую роль сыграла эпоха Реформации. Проследив исследование в работе «Протестантская этика и дух капитализма», можно выделить основополагающие догматические моменты. Для христианина, особенно после Реформации (протестанта), мир существует только для того, чтобы служить самопрославлению Бога, который поставил целью людям устройство мира, отданного им в управление, в соответствии с заповедями. «Уже Лютер, как мы видели, вы­водил профессиональную деятельность, основанную на разделении труда, из «любви к ближнему». Однако то, что у Лютера было лишь смутным предчувствием, чисто теоретической конструкцией, стало характерной чертой всей этической системы кальвинизма. «Любовь к ближ­нему», мыслимая только как служение Богу, а не твари, находит свое выражение в первую очередь в выполнении профессионального долга данного lex naturae (естественного порядка (лат.)) при этом «любовь к ближнему» обретает своеобразный объектив­но безличный характер, характер деятельности, направ­ленной на рациональное преобразование окружающего нас социального космоса». Именно безличный характер деятельности является здесь ключевым фактором.

6. Проще это можно представить так: работа и преобразование и улучшение мира не с целью принести благо кому-то лично (себе, конкретному человеку или даже ради самого факта существования идеального предмета, процесса и т.п., дабы не ставить кого-либо и что-либо во главу своих интересов). А все это с целью послужить во славу Божью: «Кальвинистов воодушевляла идея, что Бог, создавая мир, и в социальном устройстве желал объективной целесообразности как одного из путей приумножения славы своей: не тварь как тако­вая, а устроение сотворенного по воле его. Поэтому активность святых, освобожденная учением о предопределении, всецело направ­ляется в русло рационализации мира. В частности, и идея, согласно которой «общественное благо» или — как формулирует Бакстер в духе позднейшего либерального рационализма (см.: Baxter. Christi an directory, IV, p. 262), несколько натянуто аргументируя это ссылкой на Послание к римлянам (9, 3), - «the good of the many» (благо большинства) следует ставить выше личного» или «частного» блага отдельных людей, — эта идея была для пуритан следствием отказа от обожествления рукотворного».

Именно вышеуказанное «благо большинства» является ключевым фактором настоящей исследовательской работы.

Как указывалось ранее, в современной притче «Миф, который мешает России богатеть», действия индивида, предполагающие возникновение «блага большинства» и «заботы о ближнем» будут являться созидательным процессом.

Таким образом, определяя «пиратство» с точки зрения христианской оценки мы можем, ориентируясь на протестантскую этику, которая когда то способствовала появлению капитализма, определить «пиратство», как негативный, деструктивный феномен.


[1] Википедия

[2] Этическа энциклопедия http://www.ethicscenter.ru/en/content/58.htm

[3] Николай.

http://www.3-16.ru/printable.php?show_aux_page=22

[4] Денис Гиль: "Пиратство - это воровство?" http://www.protestant.ru/news/interview/?id=1534

[5] Там же Леон, 16 Января 2010 г. 01:10:16

[6] Там же Людмила, 3 Января 2010 г. 19:57:24

[7] Там же Володя, 25 Ноября 2009 г. 21:36:31

[8] Александр Плясовских, «Миф, который мешает России богатеть», (Электронная газета «Вечный Зов» http://www.vzov.ru/2003/11/08.htm)