Смекни!
smekni.com

Проявления зороастризма в бытовой жизни (стр. 8 из 9)

Персидские шахи при вступлении на престол давали клятву не вносить изменений в священный календарь. Может быть, благодаря этому он пережил тысячелетия и дошел до наших дней. А многие народы Средней Азии и сегодня отмечают в дни весеннего равноденствия Новруз — праздник Нового дня [27].

В современном Иране продолжают использовать названия месяцев и дней зороастрийского календаря, а также праздновать Новый год в день Ноуруза. Многие зороастрийские праздники также сохраняют государственный статус и перешли в ислам.

Заключение

Мы провели исследование и рассмотрели основные бытовые обряды и традиции зороастризма. Задачу, поставленную перед проведением работы, а именно обнаружить универсалии, легшие в основу мировых религий и формирующихся моноэтничных культур, мы считаем выполненной.

В результате изучения данной проблемы были выявлены следующие общие для зороастризма и мировых религий понятия и традиции: дуализм мира (противоборство добра и зла как отдельных явлений, а не как составных частей единого целого), понятие религиозной чистоты, традиция поминальных обрядов, предоставление значимых религиозных постов исключительно мужчинам (после реформы IIIв н.э. в зороастризме). Как и в христианстве, буддизме и исламе, в зороастризме прослеживается тенденция негативного отношения к безбрачию представителей светского общества. По аналогии с зороастрийским вероучением, в православии белому духовенству разрешено вступать в брак. Для всех вышеназванных вероучений характерен ряд ограничений для женщин в силу физиологических особенностей организма, а также необходимость проходить обряд очищения после родов. На наш взгляд, возможность искупить грехи или «очиститься» через соблюдение постов и запретов также впервые появилась в зороастризме. Отношение к огню, как к источнику благодати, также распространилось на другие религии (например, схождение благодатного огня на Пасху).

Мы пришли к выводу, что наибольшее количество совпадений обнаруживается в зороастризме и исламе. Например, обязательная ежедневная пятикратная молитва, понятие «чистых» продуктов питания («халяль» для ислама) и посуды для их приготовления. Также отмечается возможность полигамного брака и схожесть условий его создания. По нашему мнению, данная тенденция неразрывно связано со схожим географическим положением очагов возникновения обеих религий.

В сравнении с христианством обнаруживается примерная идентичность возраста инициации (причастия) в диапазоне 7-9 лет.

Отношение к окружающему миру и стремление не наносить природе никакого ущерба характерны в равной мере для буддизма и для зороастризма.

Для большинства евразийских народов характерны традициями являются обычай не знакомить жениха и невесту до вступления в брак и обычай патрилиниального наследования. Возраст вступления в брак девушек определяется похожим диапазоном – 13-15 лет.

На основе исследования структуры зороастрийского календаря мы пришли к выводу, что он был прототипом для календаря, использовавшегося в Риме вплоть до 46 г. до н.э. Показательной является и этимология названия месяца «февраль»: от латинского februare — «чистить», в честь древнеримского ритуала очищения Februa. На основе данного наблюдения можно провести параллель с названием месяца эсфанд (см. Прил. 3) — «святой», сокращение от «святое благочестие», а также характерной для многих европейских народов традиции сжигать чучело, символизирующее зиму, и таким образом осуществлять очищение. Разделение года на 12 месяцев и введение високосного года также транспортированы из зороастрийской системы, заимствованной, в свою очередь, из древнеегипетской астрологии.

Результаты проведенной работы в полной мере позволяют нам говорить о наличии определенных универсальных аспектов в процессе формирования обрядов и традиций, существующих независимо от этнических и расовых особенностей.

Мы считаем преемственность современных культур зороастризму очевидной, и в условиях ускорения глобализации и тенденции к поглощению локальных религий и культур необходимо проводить политику защиты, а также более подробного их изучения, хотя бы для того, чтобы в документальной форме сохранить память о них.


Приложение 1. Основные принципы зороастризма[28]

Благодеяния Грехи
1. благородство (великодушие)2. правдивость (честность)3. благодарность4. удовлетворённость5. (сознание) необходимости делать добро благим людям и быть каждому другом6. уверенность в том, что небо, земля, все хорошее на земле и на небе — от Творца Ормазда7. уверенность в том, что все зло и противодействие — от лживого проклятого Ахримана8. уверенность в воскрешении мертвых и конечном воплощении9. вступление в брак10. исполнение обязанностей опекуна-попечителя11. честный труд12. уверенность в чистой Благой вере13. уважение к умению и мастерству каждого14. видеть доброжелательность благих людей и желать добра благим людям15. любовь к благим людям16. изгнание из мыслей зла и ненависти17. не испытывать подлую зависть18. не испытывать похотливого желания19. ни с кем не враждовать20. не причинять вреда имуществу покойного или отсутствующего21. не оставлять в себе зла22. из стыда не совершать греха23. не спать из лености24. уверенность в язатах25. не сомневаться в существовании рая и ада и ответственности души26. воздержание от клеветы и зависти27. наставление других в благодеяниях28. быть другом благих и противником злых29. воздержание от обмана и злобы30. не говорить ложь и неправду31. не нарушать обещаний и договоров32. воздержание от причинения вреда другим33. оказание гостеприимства больным, беспомощным и путешественникам 1. содомия2. извращения3. убийство праведника4. нарушение брака5. несоблюдение обязанностей опекуна6. гасить огонь Варахрам7. убийство собаки8. почитание идолов9. вера во всевозможные (чужие) религии10. растрата доверенного11. поддержка лжи, покрывающей грех12. безделье («кто ест, но не работает»)13. следование гностическим сектам14. занятие колдовством15. впадение в ересь16. поклонение дэвам17. покровительство вору18. нарушение договора19. месть20. насилие, чтобы присвоить чужое21. обижать благочестивых22. клевета23. высокомерие24. хождение к чужим жёнам25. неблагодарность26. говорить ложь и неправду27. недовольство (благими) деяниями прошлого28. радость от мучений и страданий благих людей29. легкость в совершении злодеяний и отсрочка в совершении благодеяний30. сожаление о хорошем деле, сделанном для кого-нибудь

Приложение 2. Дни зороастрийского календаря[29]

1. Ормазд (Ахура Мазда)

2. Бахман (благой помысел)

3. Ардибехешт (наилучшая праведность)

4. Шахривар (желанная власть)

5. Эсфанд (святое благочестие)

6. Хордад (целостность)

7. Амордад (бессмертие)

8. Дэй бе Азар (Творец перед Азаром)

9. Азар (огонь)

10. Абан (воды)

11. Хоршид (солнце)

12. Мах (луна)

13. Тир (Тиштрия)

14. Гуш (душа коровы)

15. Дэй бе Мехр (Творец перед Мехром)

16. Мехр (Митра)

17. Соруш (послушание)

18. Рашн (Рашну — правосудие)

19. Фарвардин (фраваши)

20. Варахрам (победоносность)

21. Рам (мир)

22. Вад (ветер)

23. Дэй бе Дин (Творец перед Дин)

24. Дин (вера)

25. Ард (награда)

26. Аштад (справедливость)

27. Асман (небо)

28. Замьяд (земля)

29. Мантра Спанд (святая мантра)

30. Анарам (бесконечные сияния)


Приложение 3. Месяцы зороастрийского календаря[30]

Весна

фарвадин (22 марта — 21 апреля) — от «фраваши», названия душ в Авесте;

ордибехешт (22 апреля — 22 мая) — «наилучшая праведность»;

хордад (23 мая — 22 июня) — «целостность».

Лето

тир (23 июня — 23 июля) — по названию звезды Сириус, которая в персидской мифологии считалась звездой, вызывающей дождь;

амордад (24 июля — 23 августа) — «бессмертие»;

шахривар (24 августа — 23 сентября) — «желанная власть».

Осень

мехр (24 сентября — 23 октября) — «Митра»;

абан (24 октября — 22 ноября) — «воды»;

азар (23 ноября — 22 декабря) — «огонь»;

Зима

дэй (23 декабря — 21 января) — «Создатель», подразумевается Ахура Мазда;

бахман (22 января — 20 февраля) — «благая мысль»;

эсфанд (21 февраля — 21 марта) — «святой», сокращение от «святое благочестие».


Приложение 4. Словарь зороастрийских терминов[31]

Мобед — священнослужитель в зороастризме.

По представлениям зороастрийцев мобеды являются потомками первых учеников пророка Заратуштры. Мобедом может стать только здоровый мужчина из рода мобедов (перс. мобед задэ), не совершавший неискупимых грехов (перс. танапохл гунах). Если мобед задэ до инициации осквернился грехом танапохл, он теряет возможность пройти инициацию. Только его правнук может снова стать мобедом. До инициации будущий мобед должен завершить обучение, сдать экзамены, пройти службу в качестве хирбада, пройти обряды очищения и инициации, что занимает от 10 до 15 лет. До инициации кандидат должен жениться на зороастрийке, родители которой так же являются зороастрийцами. Допускается чтобы родители невесты были обращёнными.

Джашн (Джашан) - перс. Джашн-хани, у парсов Джашан (от др.перс. yašna «почитание». соотв. авест. yasna) — праздничная церемония. Совершается на малые зороастрийские праздники (джашны), важнейшим из которых является Новруз — встреча Нового года, а также как продолжение празднования гаханбара.

Джашн-хани — это подобие малой Ясны, на котором читают афринаганы (афаринганы) — «благословения». В процессе совершения обряда также задействуются предметы, используемые в Ясне (кроме хаомы), символизирующие благие творения и Амешаспентов.