Символика джашна:
Символ | Творение | Амешаспент |
Мобед | Человечество | Ахура Мазда |
Молоко | Скот | Бахман |
Огонь | Огонь | Ардибехешт |
Металлические принадлежности | Металлы | Шахривар |
Скатерть | Земля | Спандармаз |
Вода | Вода | Хордад |
Цветы, фрукты, орешки, веточка мирта | Растения | Амордад |
Седре-пуши или Навджот - седре-пуши (перс. букв. «одевание рубахи») или навджот у парсов (букв. «новый заотар», изначально так назывался обряд новзуди, см. ниже) — обряд принятия зороастризма
Обряд проводится мобедом. Во время обряда принимающий веру человек произносит зороастрийский символ веры, молитву Фраваране, надевает священную рубаху сэдрэ (судрэ) и мобед повязывает ему священный пояс кошти. После этого новопосвящаемый произносит Пейман-е дин (клятву веры), в которой обязуется во что бы то ни стало всегда придерживаться религии Ахура Мазды и закона Заратуштры. Обряд проводится обычно по достижении ребёнком совершеннолетия (15 лет), но может проводиться в более раннем возрасте, но не ранее, чем ребёнок сможет сам произнести символ веры и повязать пояс (от 7 лет).
Гахи — ежедневное пятикратное чтение молитв, названных по именам периодов в сутках — гахов:
Хаван-гах — от рассвета до полудня;
Рапитвин-гах — от полудня до 3 часов по полудни;
Узерин-гах — от 3 часов по полудни до заката;
Аивисрутрим-гах — от заката до полуночи;
Ушахин-гах. — от полуночи до рассвета;
Может быть как коллективным, так и индивидуальным. Пятикратная молитва признаётся одной из главных обязанностей каждого зороастрийца.
Гавахгири - свадебный обряд в зороастризме.
Новзуди - обряд посвящения в священнический сан. Проводится при большом стечении мобедов и мирян. В процессе обряда всегда участвует предыдущий посвящённый мобед в этой местности. По окончании церемонии новопосвящённый мобед проводит Ясну и окончательно утверждается в сане.
Хафт син (перс.هفتسین) — иранская традиция праздничного стола к празднику Новруза (нового года). Хафт син включает себя 7 элементов, названия которых начинаются с буквы ﺱ — «Син», пятнадцатой буквы персидского алфавита:
سیر (сир) — чеснок, символ медицины;
سیب (сиб) — яблоки, символ красоты и здоровья;
سبزی (сабзи) — зелень (в данном случае — злаки), символ возрождения природы;
سنجد (сенджед) — маслины, символ любви;
سرکه (серке) — уксус, символ мудрости и терпения;
سمنو (саману) — хлебный пудинг, символ достатка;
سماق (сомаг) — сумах, символ рассвета.
Порсе - поминальная служба по душам и фраваши умерших. Считается, что поминальные службы по душе умершего нужно производить в течение 30 лет после смерти, в дальнейшем поминается только его фраваши, с которой к этому сроку соединяется душа праведника.
Барашнум - большой ритуал очищения, проводимый мобедом с участием собаки в течение 9 дней. Барашнум проводится после осквернения человека прикосновением к трупу или совершения тяжкого греха, перед посвящением в священнический чин. Барашнум считается очень полезным для облегчения посмертной судьбы. Прежде каждому зороастрийцу рекомендовалось пройти этот обряд хотя бы раз в жизни, но в настоящее время этот обряд проводится достаточно редко.
1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988, с. 56, 211.
2. Васильев Л.С. Религии древних иранцев, М., 1987, с.113-118.
3. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. М., 1982 с. 47-48,76,78,81,86
4. Жигалина О. И. Этносоциальная эволюция иранского общества. М., 1996, с. 193
5. Зенер. Р.Ч. Учение магов. М.,1993, с. 263.
6. Зороастрийские тексты: Арда-Вираз-намаг, Бундахишн, Видевдат, Дад-Спарам, Динкард, Зирочак , Меног-и-Храд, Сад-Дар , Ясна (пер. Е. Лугова). М., 1978, сс. 139, 215.
7. Лелеков Л.А. Авеста в современной науке. М., 1992, с. 127.
8. Лелеков Л.А. Зороастризм: явление и проблемы. //Локальные и синкретические культы. М. 1991; сс.54, 58.
9. Малерб М. Зороастрийский календарь. СПб., 1989, сс. 69, 140, 174.
10. Материалы сайта http://ru.wikipedia.org
11. Порублев Н.В. Зороастризм: религия космологического дуализма. СПб., 1984.
12. Рак И.В. Древнеперсидская и "зороастрийская" календарные системы, СПб, 1999, с. 163-170.
13. Реза Ша’абани. Краткая история Ирана. СПб., 2008, с.201.
14. Соколов С.Н. Зороастризм. Древняя религия иранских племен. Авеста в русских переводах (1861-1996). //Сост., общ. ред., примеч., справ. разд. И.В. Рака. СПб.: Журнал "Нева" - РХГИ, 1997, с. 380- 381.
15. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986 с.345-347.
16. Эрвад Рамияр Первез Каранджия Введение в зороастризм. (Пер. Е.Лугова). М., 1975, с. 25.
[1]Лелеков Л.А. Зороастризм: явление и проблемы //Локальные и синкретические культы М. 1991; с.54.
[2] Там же, с. 58.
[3]Соколов С.Н. Зороастризм. Древняя религия иранских племен. Авеста в русских переводах (1861-1996) //Сост., общ. ред., примеч., справ. разд. И.В. Рака.- СПб.: Журнал "Нева" - РХГИ, 1997. с380- 381.
[4]Эрвад Рамияр Первез Каранджия Введение в зороастризм. (Пер. Е.Лугова) М., 1975 с. 25.
[5]Токарев С.А. Религия в истории народов мира М., 1986 с.345.
[6] Там же, с. 346-347.
[7]Васильев Л.С. Религии древних иранцев, М., 1987, с. 113.
[8] Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988. с 56.
[9] Васильев Л.С. Религии древних иранцев, М., 1987, с.115.
[10] Там же, с.116.
[11] Там же, с. 118.
[12]Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. М., 1982, с. 81.
[13] Там же, с.48.
[14]Реза Ша’абани. Краткая история Ирана. СПб., 2008, с.201.
[15]Лелеков Л.А. Авеста в современной науке. М., 1992, с. 127.
[16]Зороастрийские тексты: Арда-Вираз-намаг, Бундахишн, Видевдат, Дад-Спарам, Динкард, Зирочак, Меног-и-Храд, Сад-Дар, Ясна (пер. Е. Лугова). М., 1978 с. 215.
[17] Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. М., 1982, с. 76.
[18]Зороастрийские тексты: Арда-Вираз-намаг, Бундахишн, Видевдат, Дад-Спарам, Динкард, Зирочак , Меног-и-Храд, Сад-Дар , Ясна (пер. Е. Лугова). М., 1978, с. 139.
[19]Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. М., 1982, с.78.
[20] Там же, с. 76.
[21] Жигалина О.И. Этносоциальная эволюция иранского общества. М., 1996, с. 193.
[22]Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988, с.211.
[23]Зенер. Р.Ч. Учение магов. М.,1993, с. 263.
[24]Малерб М. Зороастрийский календарь. СПб., 1989, с. 69.
[25] Там же, с.140.
[26] Там же, с.174.
[27]Рак И.В. Древнеперсидская и "зороастрийская" календарные системы. СПб, 1999, с. 163-170.
[28] По работе: Порублев Н.В. Зороастризм: религия космологического дуализма. СПб., 1984.
[29] По работе: Малерб М. Зороастрийский календарь. СПб, 1989.
[30] По работе: Малерб М. Зороастрийский календарь. СПб, 1989.
[31] По материалам сайта http://ru.wikipedia.org