Смекни!
smekni.com

Индо-буддийский тип культуры 3 (стр. 2 из 6)

индуизм как итог соперничества брахманизма и буддизма, с заимствованиями из буддизма, но ориентированный на касты; упрощенный синтез предшествующих религиозно-философских поисков (с IV - V вв.).

Учение индуизма. В индуизме нет единого учения и единого культа: «Индуизм как вера расплывчат, аморфен, многосторонен; каждый понимает его по-своему.». Допускается вера во что угодно. Нет обязательного, предписываемого для всех, пути.

В брахманизме Брахман – высшая абсолютная реальность, высшая сила, тот, кто владеет душами. Атман – каждая индивидуальная душа, часть Брахмана. Мир, воспринимаемый чувствами, непостоянен, непрочен, это эманация Абсолюта. Отказ от всего материального, иллюзорного, сосредоточение на всем духовном, растворение в Абсолюте открывают путь к спасению, к освобождению от цепи перерождений. Идеал Упанишад – слияние с Брахманом, достижение блаженства.

Наиболее известные литературные памятники, содержащие основополагающие идеи индуизма – Веды (сборники священных гимнов и заклинаний, датируются 25-7 вв. до н.э.), тексты-брахманы (появляются в Х- VII вв. до н.э.) – пояснения и комментарии к Ведам, араньяки (лесные книги), Упанишады (философские тексты, возникшие из араньяков (наиболее ранние – в VIII - VI вв.), эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна, Пураны. Наибольшей популярностью пользуется часть эпической поэмы Махабхарата под названием Бхагавад-Гита («Песнь господа»).

Культ индуизма. Разные течения индуизма поклоняются разным богам. Сохраняются боги ведизма и брахманизма, вошли в пантеон и буддийские божества. По традиции насчитывают до трех миллионов богов индуизма. Они неопределенны, фантастичны, сливаются друг с другом, перевоплощаются. Здесь и р á кшасы – демоны, питающиеся живыми существами, подданные бога богатств Васс á ваны, и á суры – противники брахманистских богов, и якши – полубоги, силы природа, олицетвореные в человеческих образах. Бог-владыка – ишвара, другие боги – дэва или дэви (богини). Среди богов – три основных (тримурти): Шива, Вишну и Брахма:

Шива – бог-разрушитель и созидатель, жизненная сила, мужское начало, гроза демонов, покровитель аскетов;

Вишну – бог-охранитель, бог добра и справедливости, мягкий и простой. Имеет множество аватар: Рамы, Кришны, Будды, Иисуса Христа и т.д.;

Брахма – бог-творец, созидатель всего из первоначального Единства Высшей Реальности и Вечности.

Популярность Брахмы ушла в прошлое. Наиболее популярные боги – Шива и Вишну. Соответственно два основных течения индуизма – шиваизм и вишнуизм. Наиболее популярная аватара Вишну – Кришна («черный»), в эпосе – колесничий и советник воина Арджуны, затем пастушок-проказник. Распространено также поклонение богиням-матерям – шактизм. Основная масса индусов знает несколько богов, поклоняется богиням-матерям, священным животным, духам леса, рек, горам, камням.

Сегодня во всех неоиндуистских движениях происходит замещение мифологических божеств историческими лицами-вероучителями (Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо, Сатья Саи Баба), а также Абсолютом. Сатья Саи Баба – представитель неоиндуизма. Будда здесь – одна из аватар Вишну. Системообразующее понятие индуистской культовой практики – ритуальная чистота. От мирянина требуется поддерживать ритуальную чистоту исполнением дхармы. Дхарма предполагает жертвоприношения, пуджи (молитвы), паломничества и обряды (свадьбы, первого кормления, пострижения ребенка, наречения имени), пять ежедневных жертвоприношений – богам, предкам, людям, духам и Брахме. Широко распространены мантры – священные заклинания, брахман в форме звука. Мантра пробуждает орудия божества.

Повседневные дхармические деяния приравниваются к принесению жертвы. Истоки дхармических предписаний – в системе понятий, сложившихся в древности при описании жертвоприношения. Другие разновидности жертвоприншений – чтение ведических гимнов (мантры) и джапа-медитации – многократные повторения имен богов, гостеприимство, пища для живых тварей, возливание в домашний очаг топленого масла или молока, обеты, паломничества. В индуизме не осуждалось религиозное самоубийство как разновидность жертвоприношения. Предпочтительные способы самоубийства – огонь и вода, в джайнизме – голод.

Исключительную роль в регуляции поведения играют обряды. Свадебный обряд. Обряд зачатия ребенка (ритуальная ванна, священные формулы, ритуальные прикосновения). Защитительный обряд во время беременности (напиток из всего того, что дает корова). Обряд при родах (чтение ведийских гимнов). Обряды взросления ребенка (на третьем году выбривают голову, в 8-14 лет, в зависимости от касты, вручают священный шнур). Огромное число священников, музыкантов, танцовщиц обслуживало религиозные ритуалы. На статуи божеств выливались ведра молока, апельсинового сока, разбивались сотни кокосовых орехов. Храмы содержались сотнями деревень.

В настоящее время в неоиндуизме утверждается установка на освобождение мирской жизни от всеобъемлющей обрядности.

Организация индуизма. В индуизме нет строгой организационной структуры, нет церкви как организации. Вместе с тем сегодня наблюдается тенденция к упорядочению структуры и централизации, создаются всеиндийские религиозные организации.

К приверженцам индуизма относятся:

святые (сидху или садху) и аскеты, в т.ч. профессиональные йоги как ветвь; они живут в шалашах возле скуптур богов, в храмах, где совершают пуджи, в ашрамах;

монахи (саньяси), живущие в монастырях (матхи);

миряне.

Сложились три типа организационных связей:

домашний жрец – группа семей (особо религиозные семьи приглашают жреца ежедневно);

храмовый жрец – посетители храмов;

гур ý – объединение его приверженцев.

Религиозные обители гуру и святых называются ашрамами. Миссия Рамакришны – наиболее известный ашрам Индии. Сегодня в Индии сущестует смесь ашрамов традиционных и неорелигиозных. В мире большое влияние имеет Общество кришнаитского сознания, основанное в США в 1966 г.

Одна из сект индуизма – сикхизм. Конфликт сикхов и индусов – явление нового времени. Со стороны сикхов – это борьба за сохранение своей самобытности в процессе модернизации Индии. Эмигранты, лишенные индийского гражданства, выдвинули требование создания Халистана, извне направляет беспорядки, организует убийства политических деятелей.

2.2. Буддизм

Генезис. Буддизм возник в сер. I тыс. до н.э. К этому времени брахманизм погряз в громоздких обрядах, усложнилась кастовая система. Окрепшие небрахманские касты в сер. 1 тыс. до н.э. чувствовали свой более низкий статус по сравнению с брахманами. Появились оппозиционные течения – буддизм и джайнизм. Буддизм в протиповоположность кастовым устоям выдвинул принцип социального равенства.

Учение буддизма. В истоках учение буддизма связано с брахманизмом. Оно представляет собой текучую комбинацию идей, с трудом поддающуюся оспариванию. Буддизм принимает идеи кармы, сансары, дхармы, идеала освобождения от оков материального существования – общие для индо-буддийского типа миропонимания. Но дает собственные интерпретации общих идей.

Суть раннего буддизма – в учении о страдании как о всеобщем законе бытия. Учение содержит четыре благородные истины:

привязанность к существованию есть страдание;

причина страдания – жажда наслаждения, существования и гибели;

способ уничтожения страдания – полное бесследное уничтожение жажды наслажения, прекращение страданий достигается уничтожением желаний;

существует путь уничтожения желаний – восьмеричный путь.

Признак освобождения от бытия – убежденность в том, что все мимолетно, эфемерно, несущественно.

Самая глубокая причина страданий – незнание того, что привязанность к иллюзорному миру приводит к несчастьям: «Уничтожение желаний побеждает любую печаль.». Освобождение от всех привязанностей, высшая цель жизни, называется нирваной: «Те, чей ум должным образом опирается на начала просветления, отказавшиеся от привязанностей, радующиеся освобождению, с уничтоженными желаниями, полные блеска, они в этом мире достигли нирваны.». Ясного понимания нирваны в буддизме нет. Никогда не было единой концепции нирваны. Не совсем ясна связь перехода в нирвану с просветлением и с моментом физической смерти. Но ее суть – высшее состояние человеческого духа, полная свобода от страстей и желаний. Спасение от страданий есть уход в мир высшей реальности. Одно из описаний – высшая, девятая степень экстаза – бессознательное состояние, подобное глубокому сну, длящемуся до семи дней.

Слово «нирвана» буквально означает «затухание» или «остывание». Индивидуальное сознание достигает нирваны, когда всякое относительное существование распадается. Это – потусторонний мир молчания. В одном смысле это – самоугасание, в другом – абсолютная свобода. Это – потухание звезды в блестящем восходе солнца или таяние белого облака в летнем воздухе. Мысль о том, что нирвана – уничтожение, является, согласно Будде, «дурной ересью». Будда не пытается дать определение нирваны, поскольку это коренное начало всего и как таковое неопределимо.

В буддизме Зло – привязанность к жизни, Добро – мироотвержение. Основа основ учения буддизма – путь из мира страданий в бессмертие – это путь освобождения от привязанностей и достижения высшей мудрости: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве.». В ХХ в. происходит реформация учения: ориентация на активность в миру, на «земную нирвану»”, а буддизм трактуется как средство укрепления духа и самодисциплины.

Одна из основ учения буддизма – дхармическая картина мира. Все в мире состоит из дхарм. Успокоить свои волнующиеся дхармы означает взять жизнь в свои руки. Смерть – это распад данного комлекса дхарм, рождение – восстановление нового комплекса.