Другой важнейшей составляющей учения буддизма является концепция срединного пути: «Тот, следуя которому люди стремятся лишь к удовольствиям и вожделению, низок, груб, неблагороден, бесполезен, а тот, который ведет к умерщвлению плоти, приносит страдания и также неблагодарен, бесполезен.»
Источники учения буддизма – Трипитака, Джатаки, Дхаммапада. Трип ú таки (санскр. «три корзины закона») включают: Виная-питака (корзина дисциплины) или устав монашеской жизни, Сутта-питака (корзина изречений) или несложные для усвоения тексты в форме притч, бесед, легенд, афоризмов, Абхидхамма-питака (корзину высшей дхаммы) или теологическая трактовка вероучения – тексты философские и психологические, недоступные для большинства простых бхикку. Текст Трипитаки вырезан на мраморных плитах в Мандалае.
Буддизм имеет множество форм. Насчитывают до 30 течений буддизма. Среди направлений буддизма – хинаяна («малая колесница») или тхеравада («истинное учение»), монашеская форма буддизма. В ней утверждается, что спастись может только монах. Малая колесница способна доставить в обитель блаженства лишь самых достойных. На первом месте среди целей не нирвана, а рай.
Махаяна («большая колесница») – мирская форма буддизма. Спастись может любой мирянин, каждый может стать бодхисатвой. Этика более альтруистична. Бодисатва («существо, стремящееся к пробуждению»), достигнув нирваны, сознательно не уходит от людей, оставаясь в мире сансары, чтобы помочь другим. Здесь есть рай и ад. Обитатели рая становятся бодисатвами. Пребывание в рае и аде – остановка перед кармическим перерождением.
Культ буддизма. Будда, дхарма и сангха – три сокровища и три культа буддизма.
Культ Будды. Будда в дословном переводе – «пробужденный», «просветленный», т.е. осознавший иллюзорность собственного «я», постигший четыре благородные истины. Постоянный эпитет Будды – Татхагата (один из переводов – «открывший истину»). Другие эпитеты – Всеблагой, Великосущий, Всезнающий, Десятисильный и т.д.
Культ Будды – это культ сверхчеловека, достигшего просветления собственными усилиями. Легендарная личность, реальность которой недоказана, Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, согласно легенде жил в 623-543 гг. до н.э. Это был индийский царевич Сиддхартха из знатного рода Готама из племени шакьев. Буддийские будды многочисленны. Считается, что легендарный Будда был седьмым по счету. Кроме того в число будд в разных версиях буддизма вошли и брахманистские боги, и боги народов, принявших буддизм. Исследователи насчитывают у народов, заимствовавших буддизм, 995 будд-мироправителей, 95 будд-грехоочистителей и т.д. Пантеон включает и ведических богов. В ламаизме, течении буддизма, утвердились шесть разрядов божеств: Будды, Божества-хранители, будды в человеческом облике, бодхисаттвы, воздушные путешественницы, докшиты (хранители закона), боги местности, покровители отдельных гор, рек, родников и т.д.
Текущая кальпа (период времени) оценивается буддистами как буддоносная: будда появляется раз в пять тысяч лет.
Будда может спастись по-настоящему только со всем миром. Когда все станут просветленными, появится последний Будда – Майтрейя.
В хинаяне утвердился культ бодисаттв, будды – на втором плане.
Культ Дхаммы (Дхармы). Дхамма в буддизме – не только исполнение обязанностей и мировой порядок, но и учение буддизма. Божественное концентрируется не в боге, а в дхамме/дхарме – мировом порядке, и в учении, отражающем этот порядок.
Культ Сангхи. Сангха – община монахов в рамках монастыря, группы монастырей, секты или группы монахов. Она является символом мироотказа. Монахи – воплощение бога. Монахи – посредники между верующими и бодхисатвами. В ХХ в. происходит секуляризация сангхи и в противовес этому – рост отшельничества.
Религиозный ритуал в сангхе предполагает декламацию монахами текстов, чтение и заучивание канона, медитации, проповеди монахов, предназначенные для мирян. Отправной момент медитации – размышление над любыми несовершенствами мира. Основной элемент ритуала для мирян – дана – подношение монахам. Она составляет основу «морального капитала» мирянина, который наращивается также всеми добродетельными поступками в соответствии с дхармическими предписаниями.
Сангха проводит пышные богослужения под звуки труб и барабанов. Монахи, одетые в фантастические костюмы, разыгрывают целые спектакли-пантомимы. Устраиваются многолюдные процессии. В ритуал включен обход монахами окрестного села с чашами для подаяний. Единственный вид жертвы, допускающийся буддизмом, – подача милостыни.
Организация буддизма. Буддийская община организационно рыхла, аморфна, но чрезвычайно влиятельна. Доля монахов в странах буддизма составляет 1,5-3%, но влияние их огромно. Высшие чины монашества считаются воплощением бога. Буддийский монах низшего ранга называется бхикку («нищий»), высшего – тхер. Монахи делятся на постоянных и временных.
Влияние буддизма на культуру . Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно.
Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуцианства в Китае, составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.
Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.
С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.
Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями. Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа.
Развитие скульптуры проявилось, прежде всего, в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.
Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов – переводчиков, компиляторов, переписчиков.
Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения текста с помощью матриц – досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.
Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.
Буддизм оказал глубокое влияние на становление принципов традиционного восточного искусства. Прежде всего, следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока. Именно буддизм с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художнику важный методологический принцип, позволивший ему создать неповторимый мир образов восточного искусства. Суть художественного творчества в дальневосточном регионе прекрасно выражает афоризм Су Ши: «Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растет». Благодаря буддизму на Востоке незавершенность есть универсальный принцип, пронизывающий как традиционное, так и современное искусство, причем художники исходят из принципа «природа – мера красоты» в противоположность европейскому «человек – мера красоты».
В буддизме особенно ярко проявляется изначальное значение образного слова, которое придает его философско-этическим абстракциям эмоциональную убедительность и «достоверность». И вообще для буддизма характерно тяготение к притчам, к образной метафоре и сравнению. Доминирующее значение образного слова в буддизме неизбежно требовало его реализации в действии, поэтому он очень активно использует различные формы национальных, народных художественных традиций, в том числе театр. Например, в Японии буддизм почти полностью ассимилировал древний театр «Но», наполнив его своим содержанием.
Современные исследователи отмечают, что под влиянием древних традиций и буддизма в искусстве Востока очень сильны декоративные принципы. Декоративность особенно проявляется в изображении сцен из жизни куртизанок знаменитой школы Матхура средневековой индии, в бесконечных вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего пять тысяч скульптурных изображений Будды, в движениях и одеждах танцовщиц и танцовщиков ритуальных танцев и т.д.
Влияние же буддизма на западные страны, до XIX века не было сколько-нибудь заметным. С развитием науки и техники, в странах Западной Европы усиливается брожение умов и развивается культурный кризис.
Перенесение буддизма с родной индийской почвы в культуру и повседневную жизнь Китая может считаться одним из наиболее значительных событий в истории религии. Оно означало, что страна с собственной древней культурой приняла более развитую религию, обладающую своим письменным каноном, учением, моралью и культом.
Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно в своей северной форме Махаяны во II в. Процесс его укрепления и развития в Китае был сложен и длителен. Потребовались многие века и огромные усилия поколений проповедников и переводчиков, чтобы выработались и вошли в обиход китайские эквиваленты индо-буддийских понятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме с его восприятием жизни как страдания и зла противоречило распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения; только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь щедро черпавшего из сокровищницы индо-буддийской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.