ИНДО-БУДДИЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
Автор:
Наумова Светлана Александровна
доцент, кандидат экономических наук
1. Особенности миропонимания в индо-буддийской культуре
1. Космическое мировидение. Все существующее в мире, в т.ч. человек, – частицы единого всеобъемлющего целого, единого организма Космоса/Абсолюта/Брахмана: «Люди, вещи, мы сами, события, боги, титаны, ангелы – это единый божественный Брахман.» Брахман – это «реальность–сознание–блаженство (ананда)». Живое безличное и всеобъемлющее целое пронизывает все сущее. Все одухотворено.
Космос – живой одухотворенный мир. Самопогруженное сомнамбулическое сознание существует во всей материи, нет ничего неодушевленного. Жизнь каждого живого существа соответствует ритму бытия. В индуизме все животные имеют душу и должны вести себя праведно. Человеческая жизнь воспринимается неразрывно с космической как единая космо-человеческая жизнь. Поддерживается вера в духовный порядок космического масштаба. Этим объясняются многие необычные для европейца факты индийской культуры. Например, до 1930 г. заработная плата в Индии не была собственностью личности.
Проекции единого мира, его геометрические символы – мандалы. Они используются как магические фигуры в ритуальной практике брахманизма. Среди мандал – свастика, символ удачи (санск. свасти – хорошая удача), буддийский символ вечности.
Космическое мировидение имеет множество проявлений. Одно из них – учение о гунах – чувственно невоспринимаемых силах природы, пронизывающих все существующее:
«Деятельность, регулируемая и исполняемая без привязанности, без любви или ненависти и без желания что-либо получить взамен считается деятельностью в гуне добродетели.»
«Деятельность, на которую затрачиваются большие усилия, выполняемая тем, кто ищет удовлетворения своим желаниям и проистекающая из чувства ложного эго, называется деятельностью в гуне страсти.»
«деятельность, совершаемая в иллюзии, в пренебрежении наставлениям шастр, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях считается принадлежащей к гуне невежества.»
2. Религиозно-этическая доминанта. Праведная жизнь, поддерживающая божественный космический порядок находится в центре внимания индо-буддийского типа ментальности. Как и все бесчисленные частицы космоса, человек поддерживает порядок выполнением предписанных ему обязанностей. Процессы природы неразрывны с поведением человека. Нормы поведения равнозначны религиозным предписаниям. Правые нормы не развиты. Поведение подчиняется религиозно-этическим предписаниям. Индо-буддийская культура – царство этики и религии.
3. Основные понятия в картине мира – дхарма, карма,сансара, мокша.
Дхарма, букв. «то, что держит», это обязанности живых существ, определенные их положением в единой космической семье. Для человека обязанности определяются кастой, профессией, полом, возрастом. Но религиозно-этические законы относимы и к животным. Все животные имеют душу и обязаны ыполнять свой долг. В индийском эпосе есть рассказ о мудром зайце, который встретил голодного брахмана и, зная, что тот не сможет его убить, бросился в костер, предварительно отряхнувшись от насекомых.
Карма – сумма праведных и неправедных дел живого существа, определяющая его судьбу в последующих перерождениях. Карма определяет физический облик, пол, нравственный облик и проч. в последующих воплощениях. Последствия совершенного зла нельзя исправить покаянием и молитвой. Только накапливая благонравие и добрые поступки можно пройти перевоплощения от лягушки к человеку, от низшей касты к высшей, от высшей касты к Абсолюту. Конечный смысл и цель всех перевоплощений – соединение с Абсолютом.
Следствия кармического мировоззрения – безропотность и терпеливость по отношению к социальному неравенству и угнетению, заботливое доброжелательное отношение ко всему живому.
Сансара – повторяющиеся циклы рождения и смерти в материальном мире.
Мокша – преодоление закона кармы, освобождение от оков материального существования, от желаний, выход из круговорота рождений и смертей, слияние с Абсолютом. «Смерть навсегда» в материальном мире и вечное блаженство.
4. Равновесие двух полюсов жизненных целей. На одном полюсе жизненный целей, заявленных в кульуте, – отрешенность от мира, аскетизм, самоуглубленность. Посох отшельника стал одним из символов индо-буддйской культуры.
На другом полюсе – жизнерадостность, гедонизм, беззаботность. Гедонизм никогда не осуждался традиционными этическими нормами. Двахарлал Неру охарактеризорвал индийцев как «народ, легко и радостно принимавший жизнь». Он писал: «Это был беззаботный народ, уверенный в себе и гордый своими традициями, народ, блуждавший в поисках таинственного, выдвигавший много вопросов, касавшихся природы и человеческой жизни, народ, придававший большое значение созданным им нормам и ценностям, но легко и радостно принимавший жизнь и встречавший смерть без особой боязни.»
5. «Бегство от мира» как высшая жизненная цель. Высшей жизненной целью провозглашается освобождение от привязанности к чему бы то ни было. Блаженство и высшее удовлетворение видится в погружении в себя и состоянии полной отрешенности. Поэтому разрабатываются утонченные методы психологического самонаблюдения, медитации, освобождения «от себя». Неслучайно лингвисты заметили, что именно в языке санскрита больше всего психологических терминов.
В то же время в собственных глазах эта культура предстает как устремленная в мир. Мир для индийского миропонимания – это прежде всего Мировая душа = Брахман = Абсолют = Космос. Погружаясь в себя, человек соединяется с таинственной космической духовностью.
Кроме того предполагается, что высшая цель достижима лишь для единиц из миллионов людей, а большинство не способно отрешиться от желаний и страстей. Загонять желания вглубь опасно. Поэтому «Не пренебрегай благополучием. Не пренебрегай величием. Не пренебрегай учением и обучением» (Упанишады).
6. Склонность к теоретизированию, интровертность - способность погружаться в себя. Индо-буддийский тип ментальности обращен на внутренний мир человека, на индивидуальный поиск и в то же время на познание единства микро- и макромира, природы и человека. Д.Неру отметил. что индийцам свойственна «неповоротливость ума там где дело касается фактов.» Они склонны интересоваться туманными абстракциями. Один из исследователей индо-буддийской культуры отметил Ольденбург отметил: европеец только в тюрьме и ссылке вникает в вечные вопросы, а индиец смотрит на суетливую жизнь как на тюрьму, из которой можно выйти только путем искания.
2. Религия в индо-буддийской культуре
Индо-буддийская культура – это царство религии:
религиозно-нравственный свод правил поведения и важнейшие обряды выполняются большинством населения;
большинство праздников носит религиозный характер, посвящается отдельным богам, группам богов, мифологическим героям. Например, праздник Холи посвящен Вишну в образе Кришны. Праздник Шиврати посвящен Шиве. Праздник Басора – в честь богини Ситла, спасающей от оспы. Наг-панчли – в честь бога-змеи, кобры. Есть праздник победы Рамы над демоном. Их элементы – праздничные богослужения, жертвоприношения цветов, фруктов, сластей, домашних животных и т.д.;
философия, искусство, литература глубоко религиозны;
традиционный индийский календарь носит религиозный характер, в нем выделяются год ангела, год Брахмы, год Кешавы, год Махадевы, год Ишвары и т.д.;
в постройках представлено множество храмов, иногда тысячи в одном городе;
существует бесчисленное множество объектов обожествления: животные (корова, обезьяна, кобра, мифическая птица Гаруда, слон, белка, тотемные животные); источники вод (Ганг и Джамна – места самых многолюдных паломничеств, совершающихся раз в 12 лет); камни; растения; души предков; герои эпоса; легендарные мудрецы (риши, первое место среди них занимают 7 главных авторов ведических гимнов – махариши); полубоги и духи (гандхавы – небесные воины, апсары – небесные красавицы и танцовщицы, якши – покровители лесов, ракшасы – демоны хорошие и плохие); боги и богини.
Условно выделяют две основные религии: индуизм и буддизм. Условность объясняется, во-первых, тем, что на родине индо-буддийской культуры – Индии нет понятий «религия» или «индуизм». Религией европейские ученые обозначают то, что в представлениях индийцев есть дхарма, т.е. порядок как космическое и нравственное явление, включающий в себя следование предписаниям: обрядовым, культовым, моральным Во-вторых, условность определяется размытостью многочисленных школ и сект внутри буддизма и индуизма, так что некоторые секты индуизма различаются заметнее, чем буддизм и индуизм. Буддизм и индуизм сходны в многообразии сект, синкретизме, слиянии с повседневным образом жизни людей. Буддизм впитал в себя предшествующие проиндуистские учения и в свою очередь учение Будды срослось с учением индуизма. В храмах Ориссы джайнские и буддийские святые помещены рядом с брахманистскими богами. Индуизм заимствовал элементы культа, искусства и даже святилища буддизма. Народные версии буддизма неотличимы от индуизма. В Индии культурологи включают буддизм в брахманистско-индуистскую традицию. Тем не менее сохраняется европейская традиция разделения этих религий.
2.1. Индуизм
Религия распространена в одной стране мира – Индии, где ее приверженцами являются более 80% населения.
В своем развитии индуизм прошел три исторические стадии:
ведизм (древняя политеистическая религия, запечатленная в Ведах и предполагавшая обильные жертвоприношения; среди ее богов – Дьяус (главный бог), Агни (огня), Варуна (водных стихий), Кама (любви), Индра (грозы, дождя), Митра (солнца), Сома и т.д.);
– брахманизм (на первое место среди богов выдвигается Брахман, уходят в прошлое обильные жертвоприношения, место жертвоприношений занимает магия, выдвигаются жрецы-брахманы);