Смекни!
smekni.com

Искусство Византии византийская иконография (стр. 6 из 7)

При всем разнообразии вариантов расположения в византийских храмах одиночных фигур существовали строгие эстетические каноны, регулировавшие способы изображения святых в зависимости от специфики их архитектурных обрамлений и их иконографической важности. Эти фигуры можно разделить на четыре группы, куда войдут сидящие фигуры, фигуры, стоящие во весь рост, поясные изображения и фигуры в медальонах. Сидящие фигуры встречаются только на изогнутых поверхностях; изолированно сидящими могли быть только Христос, Богоматерь и евангелисты/23, с. 171/. Первые два персонажа (в апсидальных и подобных им композициях) всегда изображались фронтально, лицом к зрителю. Евангелистов, напротив, постоянно показывали склоненными, в трехчетвертном ракурсе, который становится естественным следствием их наклонного положения в пространстве парусов, оказавшихся единственным отведенным для этих фигур углублением. В соответствии со стремлением византийцев почувствовать в образе намек на его место в реальном пространстве, фигуры должны были выражать и в какой-то степени корректировать с помощью ракурсов свое положение в материальном пространстве относительно зрителя. Фронтальная поза ориентирована на главную ось храма. Поэтому, если какая-нибудь плоскость оказывается наклонной по отношению к этой оси, представленные на ней фигуры должны быть развернуты так, чтобы казаться фронтальными относительно своего реального положения в пространстве. Спроецированный на плоскость наклон фигур выправляет наклонное положение диагональных парусов/21, с. 143/.

Фигуры в рост очень часто стоят на узких полосках земли, которые иногда оказываются всего лишь лентами разнообразных темных оттенков, иногда же – «лугами» с растениями и цветами, а иногда – суппедионом или подножием с особым раковинообразным узором. Эти три разных варианта позема соответствуют трем различным степеням святости, причем последний отведен Христу, Богоматери и ангелам.

Стоящие фигуры чаще всего изображались фронтально, если только они не входили в состав группы со своими собственными взаимоотношениями, как иногда бывает с ангелами, чьи образы, даже будучи изолированными, часто подразумевают связь с Христом, Богоматерью или другими предметами их поклонения. Поэтому ангелы нередко изображаются обращенными к какому-либо объекту, которому они поклоняются. Еще одним исключением являются вереницы апостолов в апсидах, как в Чефалу и Монреале, или в нартексе Осиос Лукас, где двенадцать одиночных фигур апостолов, распределенных по разным столбам и аркам, как бы собраны в однородную группу всего лишь с помощью легких поворотов и поз, незначительно отклоняющихся от фронтальной. Важно отметить, что все эти движения ориентированы на фигуру Пантократора над главным входом как на общий для всех центр. Именно благодаря этим легким отклонениям от строгой фронтальности апостолы выделяются из многочисленной группы других фигур (кроме ангелов, все они изображены фронтально) и обретают связь как друг с другом, так и с общим центром/8/.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сохраняя в своих недрах плоды античной цивилизации, Византия служила для западноевропейских народов обильным источником знаний и просвещения. До конца XII столетия о Византии смело, можно сказать, что она стояла на недосягаемой для западных народов высоте в области искусства, богословия, философии и литературы.

Процесс развития Византии не был прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.

Опыт Византии сыграл существенную роль в культурном развитии стран Европы и Востока, в становлении идей Ренессанса. Она оказала огромное влияние на развитие православной культуры в Восточной Европе и, особенно в Древней Руси.

Византийское искусство является особым историко-региональным типом искусства, входящим в исторический тип средневекового искусства. В Византии существовала языковая и конфессиональная общность в рамках единого государственного образования (при всей многоэтничности Византийская империя имела одно главное этническое ядро - греков, в ее культурной жизни преобладал греческий язык); в Византии господствовала христианская религия в ее особой православной форме; в Византийской империи всегда сохранялась устойчивая государственность и централизованное управление; византийскую культуру отличало от культуры стран Западной Европы наличие элементов восточных цивилизаций; как по своему географическому, этническому и экономическому положению Византия была своеобразным «золотым мостом» между Востоком и Западом, так и в куль­турном развитии Европы она была связующим звеном между западной и восточной культурами.

Типологической особенностью византийской культуры является синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества. Однако в этом синтезе всегда сохранялась греко-римская основа.

В ранневизантийский период сложились художественные приемы иконописи, ставшей основной формой станковой живописи в искусстве Византии. В последующем этот вид искусства получил широкое развитие. молодое византийское искусство, возникая, впитало в себя и переработало художественные традиции, существовавшие в различных городах и областях, вошедших в состав Восточной Римской империи.

Постепенно сформировались определенные религиозные и эстетические принципы византийского иконографического искусства. Строго по этим принципам развивалось иконографическое искусство Византии.

Эстетика была теснейшим образом связана с областью религиозных представлений и переживаний. Искусство входило органической составной частью в сложную теологическую систему. В глубоко религиозном мировоззрении, каким являлось мировоззрение византийцев, эстетика еще не приобретала самодовлеющее значения. Для понимания византийской эстетики, необходимо предварительно освещать те философские предпосылки, которые лежали в основе не только византийской, но частично и всей восточнохристианской религии


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Аверинцев С.С. Многоценная жемчужина. Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тысячелетии н. э. Вст. ст. и пер. с сирийскиго и греч. языков. - М.: МГУ, 1994. – 690 с.

2 Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Красный октябрь, 1977. - 409 с.

3 Аверинцев С.С Православие. Философская энциклопедия Т.3. – М.: Наука, 2003. - 900 с.

4 Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в период перехода от античности к средневековью. - М.: Политиздат, 1976. - 344 с.

5 Брунов Н.И. Византийская архитектура. - Всеобщая история архитектуры. Т. 3. - М. – Литер, 1996. – 604 с.

6 Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т. 2. Греция. Рим. Византия. - М. – Литер, 1995. – 711 с.

7 Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев: Украина, 1984. – 552 с.

8 Веймарна Б.В., Колпинского Ю.Д. Сборник Всеобщая история искусств. Т. 1 URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/index.shtml/. – 07.11.2009.

9 ДаркевичВ.П. Путями средневековых мастеров. - М.: Культура, 1972. – 317 с.

10 Зедльмайр Г. Первая архитектурная система средневековья. - М.: Премьера, 1995. - с. 151 -200

11 Комеч А.И. Византийская архитектура IV - 1й пол. VII вв. - М.: Культура, 1984. - 596 с.

12 Комеч А.И. Византийская архитектура VII - XII вв. - М.: Культура, 1987. - с. 9 - 133

13 Комеч А.И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве. - М.: Культура, 1978 300 с.

14 Комеч А.И. Храм на четырех колоннах и его значение в византийской архитектуре. - М.: Культура, 1973. - 130 с.

15 Колпакова Г. Искусство Византии. Поздний период. - СПб: Азбука-Классика, 2004. – 516 с.

16 Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. - Одесса: Крым, 1987. – 607 с.

17 Краутхаймер Р. Три христианские столицы. СПб.: Античность, 2000. – 340 с.

18 Лазарев В. Н. История византийской живописи URL: http://www.icon-art.info/book_contents/. – 02.11.2009.

19 Лазарев В.Н. Равеннские мозаики. - М.: Культура, 1971. – 110 с.

20 Лихачева В.Д. Византийская миниатюра (Памятники византийской миниатюры IX - XV вв. в собраниях Советского Союза). (Альбом.) - М.: Культура, 1977. – 311 с.

21 Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV в.в. Львов: Украина, 1981. – 781 с.

22 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. - М.: Наука, 1980. -755 с.

23 Луковникова Е. Иконография Рождества Христова // Альфа и Омега, 1994. № 3. С. 170–185.

24 Медведев И.П. Византийский гуманизм ХIV-ХV вв. - Львов: Украина, 1976. – 442 с.

25 Орлова М.А. О формировании иконографии рождественской стихиры - СПб.: Атика, 1999. – 210 с.

26 Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. - М.: Графа, 2001. - с. 451.

27 Попова О.С. Византийская духовность и стиль византийской живописи VI - XI вв. Ч. 2. - Киев: Укарина 1988. – 743 с.