По своему содержанию Коран представляет собой собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в том числе заимствованных из других религий, легенд и преданий, распространенных среди арабского населения.
В Коране есть указания, касающиеся регламентации торговли, имущественных, семейно-брачных отношений, приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина. Но главным образом в нем говорится об Аллахе едином Боге, которому следует безропотно поклоняться. Коран учит, что Аллах сотворил мир за шесть дней: в первый день были сотворены небеса, во второй - солнце, луна, звезды и ветер; в третий - твари, живущие на земле и в морях, а также ангелы, обитающие на семи небесах, и воздух; в четвертый день Аллах сотворил воду и всем тварям назначил пищу, в этот же день по Его повиновению потекли реки; в пятый день был сотворен рай; в шестой первые люди Адам и Ева. К субботе все дела были завершены, а нового творения не было, в мире царил порядок и ничем не нарушаемая гармония. Согласно Корану, Аллах сотворил 7 небес, расположив их друг над другом сводами. Солнце же и луну укрепил на нижнем своде для того, чтобы украсить небеса и для «отражения дьяволов». Затем Он разостлал землю под ногами людей как ковер и скрепил горами, чтобы она не колебалась. Человек рассматривается как венец творения. «Бог сотворил все прекрасно и потом приступил к сотворению человека». Тело человека Он образовал из земли или глины, дав ему определенное устройство, наделив его зрением, слухом,
124
снабдил сердцем, а потом вдохнул в него от духа святого жизнь.
Другой частью религиозной литературы мусульман является Сунна, состоящая из преданий (хадисов) о жизни и поучениях Мухаммеда и его сподвижников. Сунна состоит из 6 канонических сборников и призвана освещать вопросы веры, не разработанные в Коране.
Итак, канонические тексты Корана и многочисленные хадисы Сунны являются основой вероучения ислама. В силу того, что Коран и Сунна были доступны далеко не каждому мусульманину, их анализировали и тщательно изучали грамотные и образованные люди: знатоки исламской догматики, богословы, правоведы. Для широких масс был разработан своего рода «Символ веры», включающий в себя следующие догматы:
1. Каждый мусульманин должен верить, что существует только один Бог - Аллах, который един и неделим.
2. Правоверные должны верить, что Мухаммед был пророком Аллаха, которого избрал сам Бог. Однако мусульмане не считают Мухаммеда «единосущным Богу», стремясь тем самым сохранить чистоту единобожия.
3. Мусульманин должен знать, что Бог посылает людям и других пророков, в том числе Ибрагима (Авраама), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса). Однако Мухаммед превозносился над всеми пророками, считается «венцом и печатью пророков».
4. Обязательным для мусульман является догмат о вечности и несотворенности Корана. Любое высказывание, содержащиеся в Коране, имеет священный характер, потому что эта книга не столько творение людей, сколько божественное слово.
5. Мусульманин должен верить в то, что существуют ангелы и злые духи (джинны). Все они сотворены Аллахом и выполняют Его волю. Наиболее близкими к Богу ангелами считаются Джабраил, Михаил, Исрафаил и Азраил. В обязанность Джабраила входит передавать божественные повеления, Михаил должен наблюдать за механизмом Вселенной, Исрафаилу следует трубить в специальный рог, давая сигнал о пришествии Страшного суда, Азраил являет собой страшного ангела смерти. Один ангел, который не хотел повиноваться Аллаху, известный под именем Иблис (дьявол, шайтан), был проклят Богом. Всесильный Бог мог бы расправиться с непокорным Иблисом, но решил
126
его оставить до Страшного суда, с тем чтобы он искушал людей, испытывая крепость их веры, стойкость к соблазнам, несовместимым с исламом.
6. Обязательной для последователей ислама является вера в божественное предопределение - вера в то, что Аллах заранее предначертал судьбу каждого человека.
7. Мусульмане должны верить в конец света, в то, что в последний день мира мертвые воскреснут и каждый из людей получит воздаяние: грешники будут мучиться в аду, а праведники блаженствовать в раю.
Культовая сторона мусульманства так же проста, как и его догматика. Она основывается на пяти «столпах ислама». Первый из них - принцип исповедания - сводится к тому, что нужно произнести широко известную и часто употребляемую формулу: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед-пророк Его». Произнося эту формулу, человек становится покорным Аллаху и должен соблюдать остальные обязанности правоверного.
Вторым «столпом ислама» является молитва (намаз) каждодневный пятикратный ритуал, от которого освобождаются лишь больные, немощные и малые дети.
Мусульманин должен молиться на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Перед молитвой производится обряд очищения (частичное или полное омовение). В том случае, если под рукой нет воды (например, в пустыне) можно очиститься песком. Для того, чтобы правоверные за своими делами не забывали о молитве, при мечетях воздвигаются высокие минареты, откуда специальные служители - муэдзины - громкими голосами возвещают о том, что наступило время исполнять одну из важнейших обязанностей мусульман.
Третьим «столпом ислама» считается пост (ураза). В исламе существует лишь один обязательный пост, который длится целый месяц (рамазан). В течение этого месяца правоверные с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни развлекаться. После заката солнца они могут есть и пить, но весьма умеренно, уделяя главное внимание благочестивым размышлениям об Аллахе. Так как мусульманский лунный год имеет всего 354 дня, пост может приходиться не только на короткие зимние дни, но и на длинные жаркие дни лета, он может совпадать и с полевыми работами. Однако закон неумолим: правоверные обя
126
заны с утра до вечера работать без еды и воды, причем за нарушения поста предусмотрены суровые наказания.
Четвертый «столп ислама» - милостыня (закят) Каждый имущий мусульманин обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в пользу бедных. Кроме обязательного закята, в исламе существует дополнительная милостыня - садака. Это добровольные подаяния нищим, а также на богоугодные нужды (строительство мечетей, больниц и т.д.). Милостыня воспринимается как очистительный ритуал для имущих и позволяет поддерживать существование самым бедным членам мусульманских общин.
Пятым «столпом ислама» является паломничество (хаджж). Считается, что каждый здоровый мусульманин хотя бы раз в жизни должен посетить святые места в Мекке и поклониться в Каабе. Паломничество - целый комплекс обрядов, включающий в себя семикратное обхождение Каабы, целование черного камня, быструю ходьбу между холмами Сафа и Марва, питье воды из священного колодца Замзам, стояние у горы Араф, бросание камней в долине Мина, принесение жертвы Аллаху. Те, кому удается совершить хадж, получают право называться хаджи и носить белую чалму.
Мусульманские богословы иногда к пяти «столпам ислама» добавляют шестой - священную войну с неверными (джихад, или газават). В Коране данное предписание сформулировано достаточно четко. В течение 8 месяцев в году (4 месяца считают запретными) следует воевать с многобожниками, истреблять их и захватывать их имущество. Благодаря представлению о том, что участие в священной войне освобождает от всех грехов и обеспечивает человеку в случае его гибели место в раю, идея джихада приобрела в исламе чуть ли не абсолютную ценность. Нередко целые страны и народы приносились в жертву этой идее. Под знаменем джихада велись не только захватнические, но и освободительные войны. Под этим знамение в XX в., развернулись многочисленные освободительные движения. Наряду с перечисленными принципами ислам предписывает своим правоверным ряд дополнительных обязанностей (например, обряд обрезания) и налагает на них множество запретов. Так, мусульманам запрещается пить вино, есть свинину, изображать людей и животных и т.д.
127
Один из главных атрибутов ислама составляют праздники. Среди самых почитаемых мусульманами праздников выделяется ураза-байрам - радостный праздник разговения, который посвящен окончанию постного месяца. Он длится 3-4 дня: после общей молитвы устраивается богатая трапеза, раздаются милостыня и подарки, посещают друзей и могилы предков. Через 70 дней после окончания поста отмечается - курбан-байрам праздник жертвоприношения животных в память о том, как Ибрахим собирался принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. В дни праздника мусульмане обязаны принести жертву (курбан), т.е. зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову или верблюда. Существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират, перекинутый над адом, правоверный сможет последовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, то считается, что ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад. Праздник этот отмечается весьма торжественно: совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, в домах готовятся обильные угощения. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих предков, молятся за них и раздают милостыню. Обычными являются денежные и иные подношения в пользу мечети, святых лиц и святых мест.
Широко празднуется мусульманами день рождения Мухаммеда, день его путешествия в Иерусалим, а также пятница, которая отмечается еженедельно и чтится так же, как у иудеев суббота, а у христиан воскресенье. Молитвы, ритуалы, торжественные церемонии, проводимые в праздничные дни, с точки зрения ислама, есть коллективное духовное спасение мусульман.