11-1047 161
Интерес к буддизму со стороны мировой общественности остро поставил в наше время вопрос о синтезе западной (рационалистической, предметной) культуры и восточной (созерцательной, нерационалистической) индобуддийской психокультуры. Решению этого вопроса, как известно, была посвящена подвижническая деятельность великих русских интеллигентов Н.К. и Е.И. Рерихов. Они считали, что синтез (взаимодействие) двух культур способен духовно обогатить современную культуру человечества, избавив ее как от крайностей западного рационализма, так и от крайностей восточного мистицизма и психологизма.
К настоящему времени последователей буддизма в мире по разным источникам насчитывается от 400 до 700 млн. чел. Такое расхождение в цифрах связано с тем, что переписи буддистов никогда не проводились, а отдельные религиозные направления, школы и организации склонны завышать число своих приверженцев. Число последователей буддизма в странах СНГ (их больше в России) приближается к 1 млн. человек.
Являясь мировой религией, буддизм по мере интеграции в культуру стран своего распространения сам стал частью этой культуры, национальной психологии, образа жизни народов, исповедующих его. Все это позволяет рассматривать буддизм как религиозно-философский и историко-культурный комплекс, дающий возможность подходить к нему и как к религии (определенной конфессии), и как к философии, и как психологии (буддизм прежде всего ориентирован на изменение сознания), и как к идеологии, и как к явлению культуры.
VII в. до н.э. - возникновение буддизма на территории северо-восточной части Индии;
623/24 - 543/44 гг. до н.э. - даты жизни Будды;
I в. н.э. - формирование двух основных направлений в буддизме: махаяны и хинаяны;
I в.н.э. - начало распространения буддизма в Китае;
VI в. н.э. - появление собственно китайского направления буддизма - чань-буддизма;
XI! - XV вв. - утверждение тибетской разновидности буддизма;
162
XVII в. - создание на территории Тибета теократического государства во главе с Далай-ламой;
XVII - XVIII вв. - распространение буддизма в Бурятии и Туве;
1741г. - указ императрицы Елизаветы Петровны, по которому буддизм становится одной из официально признанных религий Российской империи.
Будда, брахманы, нирвана, «восьмеричный путь», «колесо жизни», сансара, Дхарма, Типитака, Джатаки, бодхисатва, хинаяна, махаяна, ламаизм, медитация чаньбуддизм, дзэн-буддизм, «панча-шила», «четыре благородные истины», Далай-лама, тантризм.
1. Какие истины открыл людям Будда?
2. Что является ядром учения буддизма?
3. Какой самый характерный символ буддизма?
4. Почему учение Будды можно назвать этическим?
5. Как устроен мир в буддизме?
6. Чем отличается философия буддизма от философии христианства?
7. Как, когда и на какие течения разделился буддизм?
8. Какие народы России исповедуют буддизм?
1. Социально-исторические условия возникновения буддизма.
2. Концепция спасения в буддизме.
3. Особенности буддийского учения о божествах, человеке и мире.
4. Буддийский культ и организация.
5. Основные направления буддизма.
6. Буддизм в России.
1. Буддизм - мировая религия.
2. Жизнь и деятельность Гаутамы-Будды.
163
3. Ядро учения буддизма.
4. Бог и устройство мира в буддизме.
5. Ламаизм.
6. Социально-политические ориентации буддийских организаций в современных условиях.
Задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте важнейшие положения канонических буддийских текстов - Типитаки.
2. Познакомьтесь с этическим учением буддизма и сравните его с учением христианства.
3. Укажите на специфические национальные особенности буддизма, распространенного в Бурятии, Туве, Калмыкии.
4. Решите кроссворд по теме.
1. Имя основателя одной из мировых религий.
2. Существо, достигшее высшею совершенства.
3. Один из самых характерных символов буддизма.
4. Место зарождения буддизма.
5. Жизненная сила, энергия, разлитая в природе.
164
6. Тибетско-монгольская форма буддизма.
7. Имя будущего Будды.
8. Школа южного буддизма.
9. Сборник буддийских текстов, признанных каноническими.
10. Символ воплощения Будды.
Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993.
Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1994.
Буддизм: Словарь /Под общ. ред. Н.Л. Жуковской. М.,1992.
Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.,1977.
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М.,1987.
Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М.,1983.
Кочетов А.Н. Буддизм.М.,1965
Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя буддийская философия. М.,1994.
Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. Кызыл.,1992.
Розенберг О. О. Труды по буддизму М.,1991
Щербатовский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
165
У некоторых современных народов мира сохранились национальные религии, каждая из которых соотносится с определенным этносом и существует в основном в границах определенного государства, а также в общинах национальной диаспоры.
За длительную историю своего существования национальные религии проделали значительную эволюцию и в настоящее время сильно отличаются от тех родоплеменных культов, в которых они берут истоки. Рассмотрим несколько национальных религий, их специфические черты и особенности.
1. Иудаизм. Иудаизм является древнейшей монотеистической религией, связанной с историей древнееврейских племен. Он начал складываться в древней Иудее (отсюда его название) в конце 2-го тысячелетия до н.э. История этой религии тесно связана с богатой историей еврейского народа, с развитием его государственности и жизнью в условиях диаспоры.
Специалисты условно делят историю иудаизма на 4 периода: библейский, талмудический, раввинистический, реформированный. Своими корнями иудаизм уходит в первобытные религиозные верования древнееврейских кочевых племен. Согласно библейскому повествованию, эти племена в XIII в. до н.э. завоевали Палестину, населенную оседлыми земледельцами-семитами. С этого времени начинается широкое почитание бога Яхве, бывшего вначале богом племени иудеев.
Поскольку сосредоточением всех событий библейского периода иудаизма был Иерусалимский храм, где приносились жертвы богу Яхве, то принято этот период делить на три временных отрезка: время первого храма, построенного при царе Соломоне в 1004 г. до н.э. и полностью разрушенного в 588 г. вавилонянами, уведшими евреев в плен; время второго храма, построенного после возвращения евреев из вавилонского плена в 536 г. до н. э.; время третьего храма, построенного в конце I в. до н. э. и полностью разрушенного при взятии Иерусалима римским императором Титом в 70 г. Разрушение храма, а затем и разрушение Иерусалима в 133 г. положили конец еврейскому
166
государству, а также библейскому периоду истории иудаизма.
Приверженцы иудаизма лишились своего религиозного центра. К тому же многие из них оказались за пределами Палестины, в рассеянии (диаспора), объединившись в религиозные общины - синагоги (от греч. «синагогос» - собрание, сборище), которые осуществляли не только культовые, но и административные функции. Возглавлялись они раввинами-законоучителями и судьями иудейской общины, монополизировавшими толкование Священного Писания, вмешивавшимися как в религиозную, так и в светскую жизнь верующих. От членов общины требовалось слепое повиновение раввинам. Жизнь евреев в диаспоре значительно отличалась от жизни в древней Иудее Они не могли выполнять требования Торы о ежегодном трехкратном посещении Иерусалимского храма. Появляются толкования Библии, объединенные впоследствии под названием «Талмуд».
Для иудаизма талмудического периода характерны: вера в единого бога Яхве, признание особой миссии «богоизбранного» еврейского народа, ожидание небесного избавителя, вера в воскресение из мертвых и возвращение в «обетованную землю» отцов, признание святости Ветхого Завета и Талмуда. Сложилось 613 предписаний, строгое соблюдение которых до сих пор требуется ортодоксальным иудаизмом.
Источником веры иудаизм признает Ветхий Завет, предписания которого содержат «великую тайну» и имеют непреходящую ценность, так как они вдохновлены богом Яхве и преподаны людям через пророков. Особое значение придается Торе - первым пяти книгам Ветхого Завета (Пятикнижие Моисея). Другим источником веры иудаизма считается Талмуд. Это многотомный сборник еврейской религиозной литературы, сложившийся с III в. до н.э. по IV в. н.э. В основу Талмуда был положен Ветхий Завет
Расширенное толкование библейских законоположений получило название Мишны (повторение закона). Мишна вскоре сама стала предметом толкования. Собрание толкований Мишны называется Гематрой. Мишна и Гематра составляют Талмуд. С давних времен установился обычай печатать все издания Талмуда с одинаковым числом страниц и давать на каждой странице точно определенный
167
текст. Поэтому в любом издании Талмуда имеется 2947 листов, или 5894 страницы.
Основу иудаизма составляет вера во всемогущего бога Яхве. Составной частью иудейского вероучения о боге Яхве является догмат о приходе мессии. Мессия - это спаситель, который придет, чтобы совершить праведный суд, воздать людям по их заслугам. Согласно вероучению иудаизма, в дни мессии мир будет обновлен. В момент появления мессии земля, согласно Талмуду, станет производить «ежедневно новые плоды, женщины станут ежедневно рожать, а земля - приносить хлеба и шелковые одеяния», люди достигнут 1000 лет от роду, прекратятся болезни, репрессии, войны. С верой в приход мессии связаны представления о предвестниках появления божьих помощников, число которых, по учению раввинов, равно девяти. Среди них роль первосвященника, который «совершит помазание мессии», воскресит мертвых и «откроет храмовую утварь времен мессии», сыграет Илья Пророк.