Смекни!
smekni.com

Основы религоведения (стр. 38 из 67)

Синтоизм в течение многих веков сосуществует с буддизмом, и многие верующие являются одновременно и синтоистами и буддистами. Взаимопроникновение этих двух религий сыграло существенную роль в формировании основ японской культуры.

Синтоистская религия широко использовалась правящими кругами в целях разжигания японского

181


национализма. С 1886 по 1945 г. синтоизм занимал положение государственной религии. На синтоистские принципы опирались японские императоры, широко распространявшие культ богини Аматэрасу. В храмах, а также в каждом домашнем алтаре японца должно было находиться изображение этой богини, превратившейся в национальный символ. Синтоистские нормы лежат в основе патриотизма и преданности императору японских самураев, из рядов которых во время Второй мировой войны черпались кадры самоубийц-камикадзе. На синтоистские представления о сотворении мира, о богине Аматэрасу опиралась официальная японское пропаганда в своих националистических претензиях: великая Япония должна создать великую Азию и объединить под властью японского императора весь мир.

После поражения Японии во Второй мировой войне начался закат синтоизма как государственной идеологии, воспитывавшей милитаризм и национализм. Характер этой религии сильно изменился. Культ богини Аматэрасу стал частным делом императорской семьи и его окружения, государственный смысл его постепенно исчез. Однако в высокоразвитой, индустриальной Японии религиознокультурные синтоистские традиции продолжают играть активную роль в социально-политической и социальнопсихологической жизни современного японского общества.

Основные даты

Конец II - начало I тысячелетия до н.э. - возникновение иудаизма;

551 - 479 гг. до н.э. - годы жизни Кун-цзы (Конфуция);

IV-lll вв. до н.э. - возникновение даосизма;

III-II вв. до н.э. - завершение составления Священного Писания иудаистов (Талмуда);

II в. до н.э. - конфуцианство обретает статус официальной религии Китая;

555 г. - обожествление Конфуция в китайском государстве;

Vl-VII вв. - возникновение синтоизма.

182


Основные понятия

Ветхий Завет, иудаизм, заповеди Моисеевы, «богоизбранный народ», Талмуд, мезуза, цицит, Шабуот, Суккот, Судный день, шиваиты, вишнуиты, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, медитация.

Вопросы для контроля

1. В чем состоят главные особенности религии древних евреев?

2. Можно ли считать учение Конфуция религией?

3. Как и когда возник индуизм? В чем особенности этой религии?

4. Что такое даосизм?

5. В чем корни расхождения между иудаизмом и христианством?

6. Каковы традиции, обряды и праздники иудеев?

7. В чем особенности мифологии, учения и культа религии синто?

Темы рефератов

1. Генезис и специфика национальных религий.

2. Возникновение и эволюция конфуцианства.

3. Синтоизм - религия Японии.

4. Особенности вероучения, культа и организации иудаизма.

5. Возникновение и генезис индуизма.

Темы контрольных работ

1 Роль национальных религий в жизни современного общества.

2. Социально-политические условия возникновения и развития конфуцианства в Китае.

3. Традиции, обряды и праздники иудеев.

4. Религия синто в современной Японии.

5. Даосизм.

6. Индуизм, его возникновение и развитие.

183


Задания для самостоятельной работы

1. Сформулируйте важнейшие религиознофилософские идеи индуизма.

2. Познакомьтесь с историей жизни и учением Конфуция.

3. Прочитайте и прокомментируйте фрагменты Ветхого Завета, где рассказывается о великом потопе.

4. Решите кроссворд по теме.

Национальные религии

По вертикали:

1. Община верующих, а также дом в иудаизме.

2. Верховная богиня, олицетворение солнца в синтоизме.

3. Объект культа в индуизме.

По горизонтали:

1. Царь Израильско-Иудейского царства, сын Давида.

4. Религия, распространенная в Японии.

5. Страна, где обитали Адам и Ева до грехопадения.

6. Иудейский царь, создавший государство со столицей в Иерусалиме.

7. Отец рода человеческого в Библии и Коране.

8. Представитель монотеистической религии с культом бога Яхве.

184


Литература

Агада: сказания, притчи, изречения Талмуда и мидражей. М., 1993.

Беленький М.С. Иудаизм. 2-е изд., M., 1974.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. 2-е изд. М., 1993.

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. М., 1970.

Гече Г. Библейские истории. 2-е изд. М., 1990.

Гусева Н.В. Индуизм. История формирования. Культовая практика,. М., 1977.

Дао и даосизм в Китае. М., 1989.

Даймонт М. Евреи, Бог и история. Иерусалим, 1989.

Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х т. Переводы. М., 1972-1973.

Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики /Под ред. Л.П. Делюсина М., 1982 .

Малявин В.В. Конфуций. М., 1992 .

Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. М., 1987.

Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993.

Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1887.

Телушкин Д. Еврейский мир. М., 1992 .

Торчинов Е.А. Даосизм, Опыт историкорелиговедческого описания. СПБ., 1993.

Шохин В.К. Брахманистская философия. М., 1993.

Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.

Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

Янг Л. Сущность иудаизма. М., 1993.

185


Тема 10. Социальное учение мировых религий

Каждая религия, будучи определенной системой мировоззрения, вырабатывает свои принципы понимания не только природы, но также и общественных явлений. Уже в родоплеменных религиях складывается представление об обществе как общности людей, имеющей кровнородственные отношения и ведущей свое начало от единого мифического предка, в качестве которого выступают разнообразные тотемы, а впоследствии и легендарные личности. С именем такого предка связывалось установление обычаев и традиций, правил и норм общения. В мире первобытного человека жизненные успехи и неудачи объяснялись не столько личными качествами, сколько покровительством или кознями тех или иных существ. Позже, с появлением наследственных вождей, а затем и образованием государств, эти представления не исчезают, они входят составными частями в национальные религии. В них правители рассматриваются как избранники Бога, находящиеся под его особым покровительством. Разделение людей на сословия, на бедных и богатых объяснялось взаимодействием, заслугами или виной предков данного сословия перед богами. В иудаизме деление на сословия долгое время объяснялось ссылкой на библейский рассказ о сыновьях Ноя. В средние века в христианской Европе, а также в странах распространения ислама утвердилось мнение, что общественные порядки, устройство и характер власти, отношений господства и подчинения изложены в священных книгах.

Согласно религиозному мировоззрению основы человеческого общества заложены в божественном миропорядке. В иудаизме, христианстве и исламе этот миропорядок представляется следующим образом:

Бог является творцом всего мира и человека, а общество оказываются подчиненным предвечному Божьему замыслу. Создание же общества начинается с сотворения первого человека - Адама, наделенного свободной волей. Началом человеческой истории выступает грехопадение, которое привело к греховности всего рода человеческого. Само же общество с этого времени рассматривается как столкновение отдельных человеческих воль, в силу своей греховности уклоняющихся от путей, предначертанных

186


свыше. Но за этими предвидениями усматривается проявление божественного предначертания: строение общества, общественные отношения, исторические события выступают как реализация промысла Божьего.

Религиозная интерпретация истории как осуществления божественного плана, промысла Божьего, спасительно направляющего ее на достижение Царства Божьего и недоступного человеческому пониманию, получила название «провиденциализм» (лат. - провидение). Согласно предвечному Божественному плану совершаются различные события в обществе, определяются судьбы людей. Понимание промысла Божьего, его границ и объектов было и остается предметом теологических дискуссий. Одни провиденциализм понимали как абсолютную подчиненность каждого события, даже судьбы отдельного человека, божественному предначертанию. Другие считали, что промысел Божий ограничивался актом творения, поскольку вездесущий творец мира, воплощающий абсолютное знание, уже в акте творения предвидел все судьбы. Эта точка зрения была отвергнута церковью, которая считала, что Бог, не влияющий на текущие события, не может быть объектом поклонения.

Принципиальная позиция ортодоксального христианства в подходе к объяснению истории выражена в формуле: «В истории мира взаимодействуют промысел Божий о всеобщем спасении и свобода человека». Первым, кто попытался изложить историю в свете провиденциализма в христианстве, считается Августин (354 - 430 ). В работе «О граде Божием» он рассматривает мировую историю как осуществление божественного предначертания, направленного на достижение Царства Божьего.

Общий принцип понимания исторических событий Августин объяснял следующим образом - истинный Бог «сам раздает земные царства и добрым и злым». И делает он это не без разбора и как бы случайно, «поскольку Он - Бог, а не Фортуна, но сообразно с порядком вещей и времен...».

Провиденциализм был основным принципом объяснения исторических событий и в средние века. Современная теология подходит к истории общества с учетом фактологического материала исторической науки, стремится объективно воссоздать ситуацию в современном