196
роли христианства в истории, о близости идеалов христианства и революции отводится пересмотру основных понятий теологии с целью придания им нового социального звучания. Выдвигаются нетрадиционные прочтения понятий «надежда», «пророчество», «свобода» и т. д. Христианство по мнению левых идеологов теологии, представляет собой всеобщий поворот к возрождению. Оно знаменует в жизни человечества начало истинной истории.
«Пророчество» также нацелено на будущее, оно является прологом к тому, что еще не советует, но что обязательно наступит. Библейское откровение - это прежде всего обещание пророчества. Пророчество, с точки зрения христианских модернистов, всегда нацелено не на реальный мир, а на возможное будущее. Специфика пророчества состоит в том, что оно говорит на языке утопий, что представляется несомненным его достоинством.
«Надежда» рассматривается как отказ принимать настоящее как окончательное состояние, а также отказ от возврата к прошлому. В соотношении с «пророчеством» надеяться - это значит всегда верить в невозможное. Однако радикальные теологи выступают против трактовки надежды как беспочвенной утопической веры. Они считают, что есть возможность осуществить обещанные пророчества и создать царство Божье на Земле.
В современных условиях активно рассматривает усиление политической и социальной роли ислама мусульманская теология. Новые аспекты появились в обсуждении давней проблемы роли ислама в обеспечении социальной справедливости в обществе. Уравнительные принципы раннего ислама, идеал «ограничения потребностей» признаются сегодня гарантиями осуществления классовой гармонии, всеобщего братства и взаимопомощи в рамках исламского общества и «исламской экономики». Что касается «исламской экономики», то она, приспосабливаясь к экономической системе капитализма, строится на сбалансированном взаимодействии трех секторов - государственного, кооперативного и частного. В качества регулятора экономической жизни выдвигается запрет исламом ссудного процента. В связи с этим создаются исламские банки, в том числе и Исламский банк развития, действующие на беспроцентной основе. Частью исламской
197
экономической системы объявляются традиционные мусульманские налоги, якобы способные наилучшим образом регулировать распределение богатства в обществе.
Традиционная проблема соответствующего исламу государственного устройства находит свое воплощение в теориях «Братьев-мусульман», продолжающих считать халифат лучшей формой организации мусульманской общины. На возрождение истинно исламских принципов претендует концепция «исламского государства» в Иране, где гарантией праведности политического устройства объявляется узаконенный конституцией высший контроль теологов и религиозных лидеров над всей политической, экономической и культурной жизнью. Развитием исламских идей участия общины в управлении является концепция «всенародного государства», провозглашенная в Ливии.
Все эти теоретические разработки являются развитием, а не только возрождением средневекового ислама. И в теории, и на практике они претендуют на то, чтобы стать идеологической базой «третьего» пути развития исламского мира, свободного от капиталистического угнетения и от «коммунистического безбожия». В ряде стран Азии и Африки предпринимаются попытки найти существующие формы реального осуществления этого «исламского пути».
Необходимо подчеркнуть, что многие из исламских движений современности играют положительную роль в прогрессивном развитии своих стран. В условиях политической незрелости основной массы населения мусульманских стран ислам оказывается идейной базой многих радикальных течений (революционные движения в Египте, Ливии, Ираке).
Вместе с тем ислам нередко выступает и как идейная опора реакции. В 80-90-х гг. широкую популярность приобрели мусульманские движения, обычно характеризуемые как «фундаменталистские» и проповедующие возвращение общества к фундаментальным принципам ислама, к обычаям мусульманской общины времени Мухаммеда. В русле «фундаменталистских» течений возникло немало экстремистских организаций, исповедующих террор как главное средство борьбы за свои идеалы. Реакционные силы находят в этой среде благодатную почву для раздувания религиозного фанатизма и его умелого
198
политического использования. Определенного успеха достигли попытки реакции придать религиозную окраску многим социально-политическим конфликтам в странах ислама, представить противоречие внутри них и в их отношениях с немусульманским миром как результат противостояния религий и культур.
Социальная доктрина, социальная этика, томизм, телеология, эсхатология, секулярный мир, мусульманское право, шариат, соборность.
1. В чем причины усиления социальной активности религиозных организаций?
2. Как происходило становление социального учения в православии?
3. Каковы особенности социального учения католической церкви?
4. Каковы социально-политические ориентации в современном протестантизме?
5. Каковы социально-политические представления мусульманских организаций?
1. Особенности социальной доктрины католицизма.
2. Проблемы войны и мира, демократии, культура и экологии в социальном учении православия.
3. Социально-политические ориентации мусульманских организаций.
4. Религиозный фактор в национальных процессах.
5. Концепция «исламского социализма».
1. Социальная ориентация Русской православной Церкви.
2. Этапы развития социальной доктрины католицизма.
3. Социальные энциклики папы Римского Иоанна Павла II.
4. Социальные принципы современных протестантских церквей.
199
Задания для самостоятельной работы
1. Сформулируйте основные положения социального учения в русском православии.
2. Охарактеризуйте значимость социальных энциклик папы Римского Иоанна Павла II.
3. Приведите примеры переплетения современных мусульманских организаций с социальнополитическими институтами.
4. Назовите основные тенденции развития социального учения христианских церквей в современных условиях.
Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.
Керимов А.И. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.
Костюк К.Н. Социальное учение христианских церквей. Социальное учение католической церкви. //Социальнополитический журнал, 1997, № 5.
Костюк К.Н. Социальное учение христианских церквей. Становление социального учения в православии. //Социально-политический журнал, 1997, № 6.
Попов А.С., Радугин А.А. Христианские футурологические концепции (Критический анализ). М., 1987.
Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия. М., 1982.
Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. М.,1987.
Социально-политические представления в исламе. История и современность. М., 1987.
Фомиченко В.В. критика социальной философии современного католицизма Киев, 1983.
200
Тема 11. Государственно-церковные отношения
История многих государств включает взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовнонравственного возрождения народов.
Выдающийся русский философ И.А. Ильин (1883-1954) так определял соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению... Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... В этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача, средства политики на суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».
Анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса церкви в государстве:
- государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями;
- режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской православной Церкви.
201
Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей.
1) В сфере экономических отношений - признается за церковью право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. Во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до Октября 1917 г. Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей. По данным 1905 г., православной церкви и монастырям принадлежало около 3 млн. десятин земельных угодий.