Одним из наиболее очевидных воздействий секуляризационного процесса начала века стал «кризис доверия» к религии. Можно сказать, что секуляризация явилась результатом широко распространившегося разочарования в истинности традиционных религиозных определений реальности. Если современный человек проявляет равнодушие к вопросам, связанным с религией, то он объективно сталкивается со множеством религиозных и внерелигиозных инстанций, каждая из которых по-своему определяет реальность. Эти инстанции ведут борьбу между собой, оспаривая внимание к своим позициям религиозных определений реальности.
В настоящее время во многих развитых странах мира церковь отделена от государственных структур. Право, политика, экономика, наука и искусство в осуществлении своих функций все чаще апеллируют не к тем или иным догматам, а главным образом к «мирским» интересам человека, общества, отдельных социальных групп. Так, Организация Объединенных Наций, как международный орган, объединяющий почти все государства земного шара, в своем Уставе и Декларации прав человека провозглашает одним из важнейших принципов своей деятельности обеспечение прав личности на достойные условия жизни независимо от расовой и религиозной принадлежности. Международными организациями приняты декларации, признающие право человека на выбор нерелигиозного мировоззрения, равно как его право на религиозный выбор.
Все указанные факторы свидетельствуют, что сейчас возможно говорить о том, что наряду с различными формами религиозного мировоззрения формируется и разви
226
вается также нерелигиозное, секуляризованное мировоззрение. Оно не представляет собой внутренне целостной системы и объединяет его, по существу один признак нерелигиозность. На разных уровнях общественного сознания степень, глубина, осознанность этой нерелигиозности различны и определить общие характеристики такого мировоззрения весьма сложно. Вероятно его основной чертой можно считать интуитивное осознание, ощущение возрастающей роли самого человека в изменении всех условий своего бытия. Для такого мировоззрения основным принципом ценностной ориентации становится признание, что главной ценностью для человека является сам человек, независимо от его отношения к религии. На теоретическом уровне данное мировоззрение представлено множеством различных течений направлений, философских концепций. Среди них можно выделить естественнонаучное, социологическое и антропологическое направления.
Наиболее общим названием для всех представителей этого нерелигиозного мировоззрения установившимся в литературе, является «свободомыслящие». Кроме этого ими используются для обозначения своих позиций и такие понятия, как «агностик», «скептик», «атеист», «секулярист», «гуманист» и др. В то же время наиболее общими особенностями этого секуляризованного мировоззрения являются гуманизм и ориентация на науку. Среди свободомыслящих достаточно хорошо известных отечественному читателю можно назвать Л. Фейербаха, З. Фрейда, Б. Рассела, А. Камю, П. Сартра и др.
Итак, на протяжении большей части человеческой истории религия обладала монополией на право регулировать индивидуальную и общественную жизнь. В настоящее время мы являемся свидетелями того, что секуляризация ведет к формированию радикально иной ситуации - ситуации плюрализма. Эта ситуация, демонополизируя религию, затрудняет сохранение жизнеспособных религиозных структур и создание новых. В рамках современного общества становится все труднее сохранять прежние позиции религии, а также религиозные верования как вечные и неизменные истины. Эти явления в совокупности образуют «кризис доверия» к религии.
Плюралистическая ситуация приводит к увеличению числа разнообразных конкурирующих друг с другом
15*-1047 227
религиозных структур. Религия все больше становится «делом индивидуального вкуса», делом субъективного предпочтения, а религиозные традиции утрачивают характер универсальных символических систем.
В настоящее время у религиозных организаций имеется две возможности. Они могут либо приспособиться к ситуации, либо попытаться сохранить жизнеспособности перед лицом многочисленных конкурентов. Оба варианта невозможно осуществить без решения проблем, которые и образуют то, что называется «кризисом религии в современном обществе».
2. Нетрадиционные религии и культы. Эволюция религии в современную эпоху проявляется также в ослаблении влияния и авторитета традиционных форм.
Под традиционными религиями мы понимаем религиозные комплексы, сохранившиеся на протяжении длительного времени и передающиеся последующим поколениям на определенной территории, среди определенного этноса и общности людей. Они возрождаются и развиваются в рамках соответствующих этнических или государственных границ. Традиционные религии глубоко укоренены в быту, системе праздников и обрядов, типе и способе мышления, культуре, психологии.
Середина XX столетия была отмечена появлением значительною числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в литературе чаще всего называют нетрадиционными религиями. Под понятием «нетрадиционные религии» подразумеваются религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в быту, культуре, а получили распространение в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины.
Вопрос возникновения нетрадиционных религий весьма сложный. Его нельзя связать с отдельным политическим, социальным или мировоззренческим процессом. К числу его причин следует прежде всего отнести глобальные проблемы человечества. В различной степени опасность войн, экологические проблемы, демографический фактор становятся источником негативных настроений: чувств пессимизма, бесперспективности жизни, психологических
228
ощущений хрупкости окружающего мира. Комплекс социальных причин (невозможность установления гармоничных отношений в обществе, осуществления гуманных идеалов) создал благоприятные условия для распространения нетрадиционных религий, обещающих каждому личное спасение, безграничные возможности нравственного самосовершенствования, самовыражения. Социальные причины нетрадиционной религиозности вызвали и воспроизводят в настоящее время определенные социальные потребности. Нетрадиционные религии, как и религии в целом, выполняют компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, интегрирующую, коммуникативную функции.
Нередко нетрадиционные религии стремятся в иллюзорной форме компенсировать потребность в контактах, общении, духовной близости через специфический образ жизни в религиозной коммуне, изолирующей человека от всего многообразия социальных связей. Распад семьи, падение родительских авторитетов, дефицит любви находят свою альтернативу в создании культа харизматического лидера, в безграничном почитании и признании его беспрекословного авторитета. Полное подчинение харизматическому лидеру, зависимость от религиозной группы в условиях изоляции от других авторитетов превращают религиозное мировоззрение в социальный, нравственный и гносеологический идеал, который определяет поведение, мысли и чувства человека. Этим обстоятельством и определяется тот путь к фанатизму, который проходят приверженцы нетрадиционных религий. Следствием такой мировоззренческой трансформации становятся социальная пассивность и индифферентизм, для достижения которых осуществляется насилие над психикой, контроль над мыслями, резкая ломка образа жизни.
Достаточно широко при характеристике новых религиозных движений используется понятие «нетрадиционный культ». Под этим понятием понимается авторитарная иерархическая организация, практикующая обманную вербовку и прибегающая к использованию контроля сознания для сохранения своих адептов зависимыми и покорными доктрине и лидерам, которые целенаправленно их обманывают, привязывая к себе.
В отличие от мировых религий нетрадиционные культуры имеют иные формы и организацию, а именно, центры, миссии, колонии, коммуны, семьи. Они не следуют тради
229
ционному церковному богослужению. В культовой практике должны принимать участие все верующие, от них требуется усердное усвоение нового вероучения, однако особое внимание уделяется миссионерской работе и пополнению бюджета религиозной организации.
Самые общие характеристики нетрадиционных культов таковы:
- во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, будто он обладает уникальным «откровением» относительно Бога и реальности;
- лидер создает особую «семью», или коммуну, в которой его называют «отцом». Нередко вступающие в нее принимают новые имена;
- лидер устанавливает обязательные для всех правила поведения, но вовсе необязательно следует им сам. Обычно он живет в несравненно лучших условиях, чем его последователи;
- группа придерживается апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от собственного имущества и меняют место жительства;
- применяется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира. Последователи культа рассматривают такую технику как религиозную дисциплину.
Чем же можно объяснить, что определенные категории людей охотно связывают себя с деятельностью нетрадиционных культов? Здесь следует обратить внимание на то, что каждый культ - это сплоченный коллектив, вдохновляемый групповыми целями. Вступив в него, человек чувствует себя как бы частицей общего дома, избавляется от чувства одиночества, приобщается к тем ценностям, которые, по его мнению, давно забыты окружающим миром. Руководители общин, понимая притягательность подобных чувств и настроений, настойчиво рекламируют свои организации как оазисы подлинной человечности, спасительные колонии небожителей. Такие призывы привлекают людей, измученных равнодушием и черствостью окружающих. Помогает этому тщательно отработанная система вербовки на улицах, вокзалах, стадионах, клубах, в учебных заведениях.