На этом фоне обостряется соперничество католической церкви с православной, растет мощь миссионеров зарубежных протестантских организаций, усугубляются расколы в исламе. Многие действия религиозных деятелей порождаются политическими соображениями. Основная масса верующих не заинтересованна в таком противостоянии. Обеспечение культуры взаимоотношений и терпимости, лояльного отношения сторонников религии и неверующих - вот предпосылки гражданского согласия и подлинного возрождения.
Основные понятия
Нетрадиционная религия, восточный культ, оккультизм, сциентологические воззрения, экуменическое движение, прозелитизм, межконфессиональный конфликт, религиозный модернизм.
Вопросы для контроля
1. Как влияют на состояние и эволюцию религии основные тенденции и противоречия современного мира ?
2. Как сказывается развитие научно-технического прогресса на религиозности людей ?
3. Что следует понимать под секуляризацией?
244
4. Как к концу XX в. изменились уровень и характер религиозности?
5. Что представляет собой экуменическое движение?
Темы рефератов
1. Основные тенденции эволюции религии в современную эпоху.
2. Влияние научно-технического прогресса на религию.
3. Религиозный модернизм.
4. Нетрадиционные религии и культы.
5. Религия и глобальные проблемы современности.
Темы контрольных работ
1. Религия и церковь в современной России.
2. Религиозный фактор в региональных конфликтах.
3. Экуменическое движение, его цели и практическое значение.
4. Идеология и деятельность Международного общества «Сознание Кришны».
5. Современная религиозная ситуация в странах СНГ
Задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте основные тенденции эволюции религии в странах СНГ.
2. Как проявляют себя процессы секуляризации в Русской православной Церкви?
3. Дайте характеристику новым религиозным движениям, организациям и культам, действующим в Вашем регионе.
Литература
Алексеев В.А. Иллюзии и догмы, М., 1991.
Иваненко С.И. Трофимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды, М., 1992.
Маркевич С. Современная христианская демократия, М., 1982.
Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира, М., 1995.
Митрохин Л.Н. Религии «нового века», М., 1985.
245
На пути к свободе совести. М., 1989.
Перспективы межрелигиозного сотрудничества в контексте современных социальных и духовных проблем в России. М., 1993.
Религия и политика в современной России. М., 1997.
Религия и демократия: На пути к свободе совести. М.,1993.
Религия в политической жизни США. М., 1986.
Религия, национальное согласие и возрождение России. М., 1993.
Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. М., 1992.
Филимонов Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. М., 1983.
Христианские партии и самодеятельные объединения М., 1990.
246
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
А
Автокефалия - самоуправление, административная независимость православных церквей. Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления патриархий и митрополий провинций Византии (Александрии, Антиохии, Палестины), вызванного стремлением стать независимыми от императорской к церковной власти, сосредоточенной в руках Константинопольского патриарха. После обособления ряда православных церквей за константинопольскими патриархами осталось согласно традиций лишь «первое место по чести» в ряду других глав православных церквей. В 1448 г. собор русских епископов поставил митрополитом Московским и всея Руси Иону, положив этим начало А. Русской православной церкви; в 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что означало независимость церкви от Константинопольского патриарха. По мере распространения православия, образования в XIX-XX вв. самостоятельных государств, стремления православных общин к самоуправлению появились новые автокефальные церкви. В настоящее время их - 15 В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения А. официальный перечень автокефальных церквей предстает в следующем виде: константинопольская александрийская (охватывает Египет и некоторые страны Африки) антиохийская (Сирия, Ливан), иерусалимская (Палестина); русская, грузинская, сербская, румынская, болгарская, кипрская, элладская (греческая), албанская, чехословацкая, польская, американская
Автономия церковная - в православии независимость церкви в вопросах внутреннего управления предоставляемая той или иной автокефальной церковью, в состав которой данная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии. Глава автономной церкви избирается на Поместном соборе с последующим утверждением патриархом автокефальной церкви. В настоящее время имеется 4 автономных православных церкви: синайская (юрисдикция иерусалимского патриарха), финляндская и критская (юрисдикции констан
247
АГНЕЦ
тинопольского патриарха), японская (с 1970 г. в юрисдикции патриарха Московского и всея Руси).
Агнец - ягненок, первенец в стаде, которого использовали как жертвенное животное. Употребляемое в христианстве выражение «агнец божий» означает Иисуса Христа, принесшего себя в жертву и тем искупившего грехи людей. Это не что иное, как элемент тотемистических верований, которые впитал в себя миф о Христе. В Апокалипсисе, в молитвах и обрядах Иисус представляется непорочным агнцем, а на ранних фресках изображается пастухом с ягненком на плечах (олицетворение доброго пастыря). А. называется также вынутая на проскомидии часть просфоры.
Адвентизм (лат. - пришествие) - течение в протестантизме, возникшее в США в XIX в., в вероучении которого важное место занимает представление о «втором пришествии» Христа. Крупнейшее течение в А. - адвентисты седьмого дня.
Аджорнаменто (итал. - обновление) - термин, употребляемый с начала 60-х гг. для обозначения курса на обновление католической церкви.
Азан (араб. - извещать, объявлять) - призыв мусульман к молитве. Состоит из семи формул, которые с наступлением времени каждой из пяти молитв, предписанных исламом, возвещает муэдзин с минарета мечети.
Акафист (букв. - не сидящий) - особые хвалебные песнопения и молитвы в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых, исполняемые стоя. А. состоит из 25 отдельных песнопений - последовательно чередующихся 13 кондаков и 12 икосов. Каждый кондак (кроме первого) завершается возгласом «Аллилуйя», а все икосы - возгласом «Радуйся». Сборники А. называются акафистниками.
Аксиос (греч. - достоин) - слово, произносимое при рукоположении диакона, священника и епископа всеми участвующими в совершении данного обряда, начиная с архиерея.
Аллах - единый, единственный и всемогущий Бог религии ислама. Согласно представлениям мусульман, А. создал мир, землю, растения, животных и человека; в тот день, когда наступит конец света, А. воскресит всех мерт
248
аллилуйя
вых и будет судить людей по их поступкам, посылая одних в рай, а других - в ад. Бог религии ислама - тот же Бог, которому поклоняются иудеи и христиане. Время от времени А. посылал людям пророков, чтобы они наставили их на праведный путь. Такими посланниками были, в частности, Муса (Моисей) и Иса (Иисус), Мухаммед - последний посланник А. к людям; в уста ему вложен Коран, слова самого А. Правильно поклоняются А. только мусульмане. А, - единственный Бог, у него не может быть ни сыновей, ни каких-либо соправителей или сотоварищей. Строжайшее единобожие - одна из самых характерных черт ислама. А. предопределяет судьбы людей, они же должны покоряться ему и надеяться на его милость, которая является одним их главных его качеств. Эти качества, такие, как всемогущество, справедливость и т.д., выражены в 99 «прекрасных именах А.». Аллах не имеет конкретною образа и не может быть изображен. Ему поклоняются в мечетях, произнося молитвы и падая ниц, выражая тем самым свою покорность. Главным местом поклонения А. является Кааба в Мекке; там находится «черный камень», якобы посланный А. с неба.
Аллилуйя (др.-евр. - «хвалите господа») - в христианском богослужении припев церковного песнопения, обращенный ко всем ипостасям божественной Троицы. В православии А. произносится 3 раза с добавлением «Слава тебе, Господи»; у старообрядцев - 2 раза, третье пение заменяется Фразой «Слава тебе, Боже».
Алтарь (лат, - высокий) - возвышенное место в храме, на котором при богослужение совершаются жертвоприношения. От средней части храма А. отделяется невысокой резной решеткой или колонками, а также иконостасом. Внутренняя часть А, закрывается завесой. Посредине А. находится престол. В православных храмах А. ориентирован на восток.
Амвон (греч. - край горы) - возвышенное, как правило полукруглое и выдвинутое в середину христианского храма место, с которого диакон провозглашает ектенью, читает Евангелие, а священник произносит проповеди.
Аналой - в православном храме стол, на который во время богослужения кладутся Евангелие, крест и иконы, выставляемые для поклонения верующих. Вокруг А. Свя
249
АНАФЕМА
щенник обводит новобрачных при совершении церковного бракосочетания.
Анафема (греч. - проклятие) - в христианстве церковное проклятие, отлучение от церкви, лишающее верующего надежды на «спасение», а, следовательно, обрекающее его на «вечную погибель». Введена в общецерковное употребление Халкидонским собором (451). Широко использовалась Русской православной церковью для дискредитации в глазах верующих своих противников. А. входила в чин торжества православия, совершаемый в первое воскресенье Великого поста.
Ангелы (греч. - вестник) - по христианским верованиям, сверхъестественные бесплотные существа, духи, созданные Богом. Некоторые из этих духов, соблазненные сатаной, выступили против Бога и стали А. тьмы - демонами. Оставшиеся верными Богу А. получили от него небесное блаженство. Через них Бог возвещает людям свою волю. Византийский богослов Дионисий Ареопагит (V-VI вв.) в своем трактате «О небесной иерархии» описывает 3 ангельские иерархии, каждая из которых делится на 3 чина. Первая состоит из серафимов, херувимов и престолов; вторая - из господствующих сил и властей; третья - из начальств, архангелов и ангелов. Ортодоксальная христианская традиция называет по имени 3 архангелов - старших А.: Михаила - небесного архистратига (военачальника), ангела-хранителя всех верующих во Христа; Гавриила - божьего посланника, принесшего «благую весть» Марии; Рафаила - ангела-целителя. По представлениям верующих, к каждому человеку от рождения для помощи ему в добрых делах Бог приставляет особого ангела-хранителя.