Новая религия сначала выступала как религия рабов, бедных, бесправных людей. Среди христиан преобладали настроения борьбы, жажды мести, осуждалось богатство, прославлялась бедность. Единой империи христианство предлагало единого Бога. Первые христианские общи
40
ны имели демократическое устройство. Христиане называли друг друга братьями и сестрами, устраивали совместные трапезы, бескорыстно помогали друг другу. Объединения общин (церкви) не существовало, не было и духовной иерархии (клира). Рядовой верующий, на которого бы снизошла харизма (благодать), назывался пророком. Административные функции выполняли в общинах пресвитеры, а затем епископы. Связь между общинами осуществляли бродячие проповедники - апостолы. Христианский культ первоначально был предельно прост и доступен для каждого верующего, без пышной обрядности и жертвоприношений. Вступить в христианскую общину было очень просто, никаких ограничений но существовало. Эти новшества, по сравнению со старыми культами, немало способствовали победе нового вероучения.
Родившись на периферии великой империи и пройдя через страшные гонения, спустя два столетия христианство из малочисленной секты превратилось в государственную религию. Произошло это при римском императоре Константине. Причин столь необычной стойкости и жизненности христианства было много, как внешних по отношению к нему, так и внутренних. Основной причиной внешнего характера был общий духовный кризис древнеримской цивилизации, разрушение ее традиционных религиозно-нравственных ценностей. К тому времени в Риме по отношению к многочисленным богам возобладал прагматический принцип - «даю, чтобы ты дал». Такое отношение к богам исключало какие-либо возвышенные переживания, без которых невозможна подлинная вера. Внутренними, содержащимися в самом христианстве причинами были притягательная сила его духовно-нравственных идей и сама личность Иисуса Христа.
2. Личность Христа. Вопрос о том, был ли Иисус Христос исторической личностью или мифологическим персонажем, является до сих пор дискуссионным. Однако отрицать историчность Иисуса означает обвинять во лжи не только авторов 27 книг Нового Завета, всех ранних отцов церкви I - II вв., оставивших свои сочинения, но также римских историков и писателей Тацита, Плиния Младшего, Светония, Лукиана и др.
Греческое слово «Христос» есть буквальный перевод слова «Мессия» (с древнееврейского - помазанник, т.е. по
41
священный, получивший божественную благодать). Имя Иисус, или Иегошуа, буквально означает Яхве-спаситель. Иисус был потомком знаменитого царя Давида. Его рождение предсказал архангел Гавриил, явившийся его матери Деве Марии. Мария с мужем, плотником Иосифом, жила в небольшом палестинском городе Назарете в провинции Галилея. Однако младенец Иисус появился не в доме родителей, а в хлеву, среди домашних животных, в Вифлееме, куда родители направились в связи с проводившейся римлянами переписью населения. Волхвы и пастухи, привлеченные светом зажегшейся в небе звезды и ангельским хором, первыми пришли поклониться божественному младенцу. На сороковой день жизни ребенка, по иудейскому обычаю, Мария принесла в храм Иисуса для посвящения Богу. Глубокий старец Симеон, ожидавший всю свою жизнь прихода Мессии, встретил Марию с ребенком у дверей храма.
Спасаясь от преследований жестокого царя Ирода, Мария с мужем и младенцем бегут в Египет, где они живут до смерти Ирода. После этого Святое Семейство возвращается в Назарет, где Иисус Христос начинает проповедническую деятельность. В отроческом возрасте Иисус попадает в Иерусалим и поражает мудрецовфарисеев своим умом и проницательностью. Когда Иисусу было около 30 лет, в водах реки Иордан он был крещен пророком новой веры Иоанном Крестителем. При крещении над головой Иисуса явился Дух Святой в виде голубя и раздался голос Божий: «Се есть сын мой возлюбленный». В этот момент обнаружили себя три ипостаси (буквально с древнегреческого - три лица, три сущности) единого Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Затем Иисус удаляется в пустыню на сорок дней, где его искушал Сатана, предлагая ему власть и богатство. Однако Иисус устоял перед всеми этими соблазнами.
С этого времени начинается трехлетняя эпопея странствований Иисуса по землян Палестины с проповедями нового учения. Иисус совершает чудеса, исцеляет больных, воскрешает мертвых. Он общается с отверженными, грешниками, прощая их грехи и открывая им путь к спасению. Вершиной его проповеднической деятельности явилась Нагорная проповедь, которая начинается словами: «Блаженны нищие духом». В Нагорной проповеди излагаются основные положения христианской нравственности:
42
блаженны плачущие (над своим несовершенством, над своим грехом), блаженны кроткие, жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, блаженны миротворцы, блаженны изгнанные за правду, блаженны гонимые (за веру Христову).
Проповеди Иисуса вызывали не только внимание и сочувствие, но и гнев, враждебность, в первую очередь, со стороны фарисеев, которые следили за буквальным исполнением обрядов, заменяя искреннюю веру гордыней и лицемерием. Служители иудейской религии не хотели иметь рядом столь могучего конкурента, каким был Иисус. Они завидовали ему, копили злобу и сеяли ее в народе.
Перед еврейской Пасхой Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим. Сидя на ослице, он ехал по улицам древнего города, приветствуемый людьми. В течение последней (страстной) недели земной жизни Иисуса Христа происходили ежедневно очень важные события, которые и по сей день вспоминаются и почитаются верующими. В пятницу во время пасхального ужина с учениками - Тайной Вечери - Иисус предсказал предательство одного из них, а также свои земные страдания и смерть. Он подал своим ученикам хлеб и вино, олицетворяя ими свое тело и кровь. Отсюда в большинстве христианам церквей берет свое начало таинство евхаристии, или причащения.
Затем Иисус провел ночь с учениками в Гефсиманском саду, куда пришли вооруженные стражники, и по указанию Иуды Искариота, поцеловавшего Иисуса, схватили Его, и Он был предан суду высшего иудейского священства Синедриону. Ученики же Христа проявили слабость и разбежались. Суд приговорил Иисуса к смерти за провозглашение себя Мессией. Однако этот приговор должен был быть утвержден наместником римского императора - прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Пилат, сомневаясь в виновности Христа, обратился к народу с просьбой помиловать подсудимого в честь праздника, но толпа закричала: «Распни его!» и потребовала по наущению иудейских первосвященников отпустить не Иисуса, а убийцу Варавву. Так сам народ, точнее толпа, приговорила Иисуса к смерти.
Иисус был распят на кресте на горе Голгофа в окружении двух разбойников. Окружающие издевались над ним, крича: «Если ты Бог, сойди с креста!». Однако он
43
страдает и умирает как человек. Смерть Иисуса сопровождалось затмением Солнца и землетрясением. В этом важнейшем эпизоде жизнеописания Христа заключен глубочайший смысл: своим страданием на кресте он искупил «первородный грех». Страдания Христа открыли путь человечеству к спасению, который был закрыт Богом со времен грехопадения Адама и Евы. «Смертию смерть поправ и сущим во гробе живот даровав», - поется в православном пасхальном каноне.
По древнееврейскому обычаю Иисус был погребен в пещере, вход в которую прикрывал камень. В воскресенье утром женщины, пришедшие помазать его тело благовониями, обнаружили, что камень у входа был отвален, а гроб Господень пуст. Ангел сообщил, что Иисус воскрес. После воскрешения Иисус явился Марии и ученикам. Они узнали его не сразу, а один из учеников - Фома даже потребовал ощупать раны от гвоздей на теле Христа, чтобы убедиться в том, что их не обманывают. Отправив своих учеников проповедовать по всему миру, Иисус Христос вознесся на небеса, предварительно предсказав свое «второе пришествие», чтобы «судить живых и мертвых». На 50-й день воскрешения Христа на его учеников-апостолов во время молитвы сошел Дух Святой в виде огня. Таким образом завершилось явление миру Троицы: Бог-Отец, создавая мир, положил основание Церкви, Бог-Сын, явившись на Землю, создал Церковь, а Бог-Дух Святой вошел в нее и продолжает в ней действовать.
Так рассказывается о жизни Иисуса Христа в его жизнеописаниях-Евангелиях и в Новозаветной книге Деяний Апостолов. Русский богослов Г.В. Флоровский, отвечая противникам признания историчности Христа, писал, что Христос пришел в мир неузнанным, т.е. его современники (за исключением немногих) не поняли, с кем имеют дело, а потому и не отразили факт явления Христа в исторической хронике. Осознание масштаба и величия этого события произошло гораздо позже. Не согласиться с разумностью этого мнения нельзя.
3. Христианское вероучение и культ. Основные положения христианского вероучения сформулированы в Библии («Священное Писание») и в постановлениях Вселенских Соборов, сочинениях отцов церкви и т.д. («Священное
44
Предание»), Библия (греч. - книги) состоит из двух больших частей: Ветхого Завета и Нового завета. Христиане признают боговдохновенными обе эти части. Иудеи, не принявшие Иисуса в качестве ожидавшегося Мессии, признают таковыми только лишь книги Ветхого Завета. Следует отметить, что книгами в Библии принято называть не только собственно книги, но и письма, короткие послания, рассказы.
Ветхий Завет (39 книг) записан на древнееврейском языке с X по III в. до н.э. В III в до н.э. переведен на древнегреческий язык. Этот перевод известен под названием Септуагинта («перевод семидесяти»). Новый Завет (27 книг) написан в I - II вв. н.э. на древнегреческом и арамейском языках. В VI в. полный текст Библии был переведен на латинский язык, этот перевод принято называть Byльгатой (т.е. переводом на грубую, «вульгарную» латынь). В IX в. братья Кирилл и Мефодий осуществили перевод Библии на древнеболгарский язык. Этот перевод использовался во многих славянских государствах, в том числе и на Руси, вплоть до XIX в., когда был сделан так называемый синодальный перевел на современный русский язык. В настоящее время Библия переведена почти на все языки народов мира и является самой издаваемой книгой.