Подобно другим христианам, католики считают главным средством общения с Богом молитву, сопровождаемую крестным знамением изображением креста правой рукой; причем они крестятся всей ладонью в то время как православные складывают вместе три пальца: большой, указательный и средний.
Католики признают семь святых таинств, однако они выполняются несколько иначе, чем в православии. Например, таинство крещения производится путем окропления водой или погружения в нее, тогда как в православии только погружением в воду. В отличие от православного обряда миропомазания, католический обряд конфирмации совершается не одновременно с крещением, а по достижении 712 летнего возраста. Производится она обязательно епископом в торжественной обстановке, что должно содействовать закреплению религиозного чувства. Причащение в католицизме вплоть до 60х гг. совершалось хлебом и вином только для священнослужителей, а для мирян одним хлебом. Теперь те и другие причащаются хлебом и вином. В числе других изменений в католическом культе можно назвать разрешение проводить богослужение (литургию) не на латинском, а на родном языке верующих дополнять его элементами национальных обрядов местных народов. Вместе с тем из религиозных традиционных обрядов изымаются наиболее устаревшие элементы, унаследованные еще из языческих магических обрядов, как, например, «дуновение» священника на ребенка, «помазание» его слюной, «кормление» солью при совершении крещения.
2 Организационная структура католической церкви
В Римско-католической церкви высшая власть и юрисдикция над духовенством и мирянами принадлежит папе, который (начиная со Средних веков) избирается коллегией кардиналов на конклаве и сохраняет свои полномочия до конца жизни или законного отречения. Согласно католическому учению (зафиксированному в римско-католическом каноническом праве), вселенский собор не может состояться без участия папы, за которым закреплено право созывать собор, председательствовать на нем, определять повестку дня, переносить, временно приостанавливать работу вселенского собора и утверждать его решения. Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главным советниками и помощниками в управлении церковью. Папа не зависит от принятых законов и назначенных им или его предшественниками должностных лиц и обычно свою административную власть осуществляет в соответствии с Кодексом канонического права через посредство конгрегаций, судов и канцелярий Римской курии. На своих канонических территориях (называемых обычно диоцезами, или епархиями) и в отношении своих подчиненных патриархи, митрополиты, или архиепископы, и епископы действуют в рамках ординарной юрисдикции (т.е. связанной по закону с должностью, в отличие от делегированной юрисдикции, связанной с конкретным лицом). Своей юрисдикцией обладают также некоторые аббаты и прелаты, а также главные иерархи привилегированных церковных орденов, но последние только по отношению к собственным подчиненным. И наконец, священники обладают ординарной юрисдикцией в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.
В Римско-католической церкви папа либо назначает епископов, либо утверждает их избрание; епископы, в свою очередь, назначают приходских священников и епархиальных должностных лиц. В настоящее время, за некоторыми исключениями, миряне не участвуют в избрании церковного руководства. Учительная власть католической церкви осуществляется либо в форме торжественного догматического вероопределения (прерогатива вселенского собора и папы), либо в обычном общем поучении (катехизации и проповеди).
Членом церкви верующий становится, исповедав христианскую веру (в случае младенцев за них это делают крестные родители), приняв крещение и подчинившись авторитету церкви. Членство дает право участия в остальных церковных таинствах и литургии (мессе). После достижения разумного возраста каждый католик обязан подчиняться предписаниям церкви: участвовать в мессе по воскресным и праздничным дням; поститься и воздерживаться от мясной пищи по определенным дням; исповедоваться по крайней мере один раз в год; причащаться во время празднования Пасхи; вносить пожертвования на содержание своего приходского священника; соблюдать церковные законы касательно брака.
3 Проблемы социального развития мира в католицизме
Начало современному осмыслению социального развития мира в католицизме положила энциклика папы Льва XIII «Рерум новарум» («Новые вещи», 1891 г.), имевшая подзаголовок «О положении рабочего класса, или о так называемом социальном вопросе». В этой энциклике содержится анализ социально-экономической ситуации конца XIX в. и определены основные задачи по разрешению конфликтов между рабочими и работодателями.
Отмечая наличие «социального вопроса» и классовой борьбы как реальных фактов, Лев XIII усматривает их причину в ошибочном общественно-экономическом устройстве, при котором рабочие чувствуют себя одинокими и беззащитными. Следовательно, церковь должна выступить в защиту трудящихся, которые подвергаются жестокой эксплуатации. Этому способствует чрезмерная концентрация собственности в руках «немногочисленной горстки богачей» которая держит практически в рабском положении огромное число пролетариев».
Однако, по утверждению папы, еще более порочным и неприемлемым является социалистическое решение проблем, так как оно имеет своей целью ликвидацию частной собственности, которая служит источником бережливости и средством улучшения жизни. Кроме того, ликвидация частной собственности противоречила бы установленному свыше естественному праву ведь Бог дал земные блага всем людям и дал потому, что они обладают разумом и, следовательно, способностью позаботиться о своих потребностях. По мнению папы, личная собственность является основой свободы человека, в то время как «общая», обезличенная собственность чревата социальным расстройством: она не создает возможности для развития личности, ее таланта, ограничивает инициативу человека, способствует его порабощению. Папа выступает сторонником «здоровой социальной политики», субъектами которой должны быть церковь, государство и профессиональные объединения самих рабочих. Роль церкви в этой сфере выражается в функциях учителя, воспитателя и субъекта практической любви к ближнему.
Дальнейшим развитием социальной доктрины католицизма явились энциклики папы Пия XI «Квадрагезимо анно» («В год сороковой», 1931) и «Дивини редемпторис» («Божественное искупление», 1937), в которых активно пропагандировалась выдвинутая фашистами идея корпоративизма как союза рабочих и работодателей. Папа безоговорочно одобрил тезис фашистских идеологов о необходимости создания такого государственного устройства, которое было бы основано «на мирном сотрудничестве социальных классов, ликвидации социалистических организаций и нейтрализации их поползновений».
После того как фашизм стал в Западной Европе основной антикоммунистической и антисоветской силой, Ватикан превратился в его естественного союзника. В конце 30х гг. Ватикан всячески подталкивал фашистов к развязыванию войны против СССР. Подобный курс существенно подорвал авторитет католической церкви.
В социальной программе папы Иоанна XXIII (начало 60 х гг.) прослеживается стремление устранить существующие противоречия между богатыми и бедными и способствовать развитию рыночной экономики с умеренной регулятивной функцией государства. В начале 70х гг. с резкой критикой эксплуатации человека труда, колониализма, национализма и расизма, угнетения «богатым Западом» стран «третьего мира» выступил папа Павел VI. По его мнению «в случае очевидной и длительной тирании существенно нарушающей права личности и наносящей вред общему благу», в обществе допустимы социальные революции.
Много нового в социальное учение католицизма привнес понтификат Иоанна Павла II (с 1978 г.). В целом для этого папы характерен пессимистический взгляд на развитие современного мира. Он много говорит и пишет о тех бедствиях, которые обрушились на современную цивилизацию, предупреждает о возможности самоуничтожения человечества, рисует трагедию существования современного человека. В качестве рецепта для разрешения многочисленных проблем, порожденных цивилизацией угрозы экологической катастрофы и ядерной войны, пороков общества массового потребления, нарушения прав и свобод человека и т.п., папа предлагает воплотить в жизнь социальное и этическое учение церкви, придерживаться принципов приоритета личности над вещью, духа над материей. В одной из своих последних энциклик «Центезимус аннус» («Сотый год», 1991 г.) Иоанн Павел II, характеризуя события в Восточной Европе на рубеже 8090х гг., пишет: «Можно ли сказать, что после падения коммунизма капитализм является социальной системой, которая его заменит, и что к нему должны быть направлены усилия стран, стремящихся восстановить свою экономику и своё общество? Такую ли модель следует предложить странам Третьего мира, которые ищут путь к подлинному прогрессу в экономике и в гражданском обществе ?» Однозначного ответа на этот вопрос у церкви нет, разъясняет Иоанн Павел II. Это потому, что ни одно земное общественное устройство католическая церковь не считает совершенным.
Иоанну Павлу II принадлежит ведущее место в разработке современного варианта социальной роли и функций церкви. Церковь предстает в его энцикликах как своеобразный над структурный институт, не связанный ни с каким общественным строем. Она должна выполнить важную миссию, заключающуюся в освобождении мира от социальных, политических и экономических конфликтов несоциальными, неполитическими и неэкономическими методами. С этой миссией церкви связано и представление ее иерархов о церковной политике. Политика церкви истолковывается Ватиканом исключительно как форма духовного пасторства в мире, служения людям с помощью Евангелия. Не случайно Иоанн Павел II многократно обращался к священнослужителям с призывами избегать участия в политической деятельности.