Смекни!
smekni.com

История Святейшего Синода (стр. 7 из 7)

По удалении на епархию Филарет киевский уже не принимал участия в делах высшего церковного управления; он скончался в 1857 г., лет за 10 до кончины приняв тайно схиму с именем Феодосия. Но митр. Филарет московский и в удалении от Петербурга, не выезжая из своей епархии, продолжал оставаться, можно сказать, главным средоточием всей русской церковной жизни. Искушенный тяжкими испытаниями, он сделался мудрым и надежным руководителем почти всех русских иерархов его времени. Каждый из них при всяком удобном случае считал полезнейшим своим долгом посетить его в Москве, чтобы воспользоваться его опытными указаниями и советами в трудных делах, а в случае невозможности личного с ним общения испросить y него руководительных назиданий письменно. Его суждения в церковных делах имели решающее значение; к мнениям его невольно прислушивался и сам граф Протасов. С 1850-х годов его руководительно административное значение проявлялось в изумительно широких размерах, которые не ограничивались пределами одного церковного ведомства, а захватывали чуть не всю русскую жизнь. При взгляде на многотомное издание его писем, мнений и отзывов по самым разнородным делам становится даже непонятным, когда этот крепкий и многосторонний ум успевал все это обдумывать. К нему, как к последней инстанции, для решения всяких недоумений обращались с вопросами и Св. Синод, и разные государственные ведомства, и сама верховная власть. B тревожное время разнообразных реформ 1860-х годов осторожная и осмотрительная консервативность московского святителя спасала русскую жизнь от многих лишних увлечений преобразовательного движения и оказала услуги, которые еще трудно пока и оценить. Знаменитый святитель скончался 19 ноября 1867 г.

Из последних перемен в устройстве Св. Синода замечательны: учреждение при нем в 1867 г. контрольного отделения, учреждение в том же году вместо духовно-учебного управления, нового средоточия для духовно-учебного ведомства — учебного комитета, вроде прежней комиссии духовных училищ, в 1872 г. издание для синодальных учреждения новых штатов и, наконец, в 1885 г. учреждение училищного совета для заведования церковно-приходскими школами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России до Императора Петра Первого было две главы: царь и патриарх. Они сотрудничали и помогали друг другу и Церковь имела полную свободу. Во главе устройства русской церкви, всегда стоит Святейший. Правительствующему Синоду принадлежали все виды самостоятельной власти. Он обладал властью законодательной, распорядительной, административной, надзирающей и судебной. Для осуществления своей власти при Святейшем Синоде в Санкт-Петербурге существовали: Синодальная канцелярия, духовно-учебный комитет, духовно-училищный советы, хозяйственное управление, контроль и управления Синодальных типографий. Число православного населения в пределах Российской Империи простиралось до 80 миллионов.

Русская Церковь всегда находилась в тесной связи с народом и государством, никогда не отделялась от них и всегда служила их истинному благу. Император Петр Первый производил реформы на пользу России, но не все были с ним согласны.

В 1721 году Петр Первый учредил Святейший Синод, который заменял патриарха. Синод сперва назывался Духовной Коллегией. Русская Церковь была лишена независимости и самостоятельности. Со времени утверждения Святейшего Синода стало развиваться школьное дело.

Основные нормативные документы Церкви были закреплены в Духовном Регламенте 1721 года. В ходе церковных реформ императора Петра I, был заложен характер управления и строя Российской Церкви. В Российской церкви наблюдались следующие социально-экономические процессы : отчуждение государством земельной и иной собственности у монастырей, дальнейшее обособление духовенства в замкнутое сословие, ликвидация практики избрания приходских клириков. В результате Российская Церковь перестала играть роль важнейшего субъекта социально-экономической жизни страны. Духовенство потеряло финансовую независимость

В 1860-е годы правительство предприняло некоторые шаги, несколько разрушившие замкнутость духовного сословия: в 1863 году выпускникам духовных семинарий было дозволено поступать в университеты (в 1879 году отменено); Устав гимназий от 1864 года разрешал сыновьям духовных лиц поступать в гимназии; в 1867 году была упразднена практика наследования духовных должностей;

В сфере внешних сношений, наблюдалось вовлечение междуцерковных контактов в русло внешней политики правительства.

В конце данного периода возник ряд радикальных националистических и монархических, так называемых «черносотенных» организаций. В монархическом движении участвовали представители чёрного и белого духовенства, занимая руководящие посты в некоторых организациях до 1913 года, когда Святейшим Синодом был издан указ, запрещавший духовенству заниматься партийной политической деятельностю.

Через учреждение Синода Церковь становится одним из государственных департаментов. Но Русская Церковь, по существу, по совести, не приняла Петровской реформы, Епископ Андрей писал, говоря о общем состоянии церковности в русском обществе в конце синодальной эпохи: «Церковного общества у нас почти не существует. Иначе говоря, нет Церкви как общества, а имеется только толпа христиан и то лишь числящихся христианами, а на самом деле о Церкви не имеющих понятия.

По смерти первенствующего члена Синода Антония в 1912 году

политическая ситуация вокруг Синода значительно обострилась, что было связано с вторжением Г. Распутина в дела церковного управления.

В Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское Село

В конце 1916 г. ставленники Распутина уже фактически держали в своих руках управление

С 1 (14) февраля 1918 года, согласно постановлению Собора от 31 января, полномочия Святейшего Синода перешли патриарху и коллегиальным органам.

Список использованной литературы:

1. Профессор П.В. Знаменский История Русской церкви М.,2002

2. «Русская Православная Церковь» // Православная энциклопедия. М., 2000 (нулевой том).

3. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. М., 2005

4. Николай Митрохин. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. // Издательство: Новое литературное обозрение, М., 2006.

5. Государственность России. М., 2001, кн. 4, стр. 108.

6. История Русской Церкви. М.: Общество любителей церковной истории, 2002П

7. Г. И. Шавельский Русская церковь пред революцией. М.: Артос-Медиа, 2005

8. Прот. В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву. СПб., 1914.