Ашура (персидское название — Шахсей-вахсей)
Ашура отмечали еще во времена Пророка как благословенный день, в который произошли многие радостные события, в том числе первая встреча Адама и Евы после изгнания из Рая, выход Ноя из Ковчега, переход Моисеем моря. Позже Ашура утвердился, особенно у шиитов, как траурный день — в память о мученической смерти имама Хусейна (внука Пророка и сына Али), убитого при Кербеле (Ирак) 10 мухаррама 61 года хиджры (10 октября 680 года).
В Иране и сложился культ Хусейна, день смерти которого был объявлен днем всеобщей скорби. В течение первых десяти дней мухаррама шиитская община устраивает траурные мистерии (тазиа, «оплакивание») с кульминацией в Ашура. От издающихся при этом возгласов «шах-Хусейн, вай-Хусейн!» (перс. «Владыка Хусейн, о Хусейн!») поминальная церемония получила свое название «Шахсей-вахсей». В этот день мусульмане-шииты, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна, занимаются самоистязанием, бичуют себя, наносят себе кровавые раны. В соответствии с постановлениями правительств Азербайджана, Грузии и Туркмении с 1929 года были запрещены ритуальные шествия с самоистязаниями участников. После 1991 года этот запрет подтвержден не был, однако традиция не возобновлена.
Рождение Пророка (Мавлид)
В действительности это дата смерти Пророка, совпадающая, по преданию, с днем его рождения, что накладывает отпечаток на характер торжества. Праздник сопровождается чтениями молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству. Считается богоугодным делом в этот день рассказывать или слушать о деяниях «Посланника Аллаха», о чудесах, предшествовавших рождению Мухаммеда. Кроме чтения Корана, молитв и раздачи милостыни, празднование годовщины знаменуется чтением вслух поэм, посвященных Пророку и известных как мавалид (мн. ч. от мавлид).
Вознесение Пророка (Мирадж)
Праздник посвящен чудесному ночному путешествию Пророка на быстром, как молния, коне аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а оттуда к престолу Аллаха, который принял его и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тысяч слов. Все это, гласит предание, произошло столь мгновенно, что, возвратясь к своему ложу, Пророк застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Это «путешествие» относится к числу наиболее популярных среди верующих мусульманских преданий.
Ночь прощения (Лейлят ан-нисф мин шаабан), или Ночь середины шаабана (Лейлят ал-бараа, персидское название — Шаб-и барат)
В эту ночь, которая приходится на полнолуние, определяется судьба каждого человека на ближайший год, и благочестивые мусульмане проводят ее в посте, молитвах и бдениях.
Могущественная Ночь
(Лейлят ал-кадр)
В эту ночь Пророку было ниспослано первое кораническое откровение, а небесный подлинник Корана из-под престола Аллаха был перенесен архангелом Джабраилом (Гавриилом) на ближайшее к земле небо и уже отсюда его содержание постепенно передавалось в течение 23 лет пророку Мухаммеду. В этой святой ночи Всевышний особенно благосклонен к просьбам верующих, поэтому мусульмане отмечают ее в мечети чтением Корана и вознесением молитв. Мусульмане полагают, что в Лейлят ал-кадр определяются судьбы людей на последующий год (ср. лейлят ал-бараа), а само ее название истолковывают как «ночь предопределения». В эту ночь Всевышний раздает ангелам свои «определения», т. е. указания и решения, относящиеся к миру вообще и к отдельным людям в частности. Эти решения ниспосылаются на целый год, и изменить их никто не в состоянии. Наступление праздника сопровождают дневной пост, обильная еда ночью, томительное ожидание вечера с «возможными чудесами» (встречами с ангелами, с добрыми и злыми духами, тенями умерших).
Эта и другие ночи, предшествующие празднику разговенья, называются ночами бодрствования, когда мусульмане обращаются к Всевышнему с просьбой о милостях. Мусульмане особо торжественно отмечают три последние ночи, предшествующие завершению поста, так как они считаются наиболее священными. Приготовления и хлопоты, связанные с ними, ничем не отличаются от праздников. Распространено поверье, будто в эти ночи происходят всевозможные чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых, если они сумеют увидеть и распознать или хотя бы услышать о них, получают благорасположение «высших» сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидетелями хотя бы одного знамения или из ряда вон выходящего события, с тем чтобы заслужить к своей особе внимание могущественных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно повлияли на их судьбу.
Праздник разговения (Ид ал-фитр, татарские названия — Ураза-байрам, Рамазан-байрам)
Праздник знаменует собой завершение поста месяца рамадан и длится три дня. В первый день совершается специальная общая молитва в большой мечети или под открытым небом, за которой следует праздничная трапеза. Верующий должен отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение: совершить определенное или обещанное Богу число рак-атов намаза, поститься определенное число дней, уплатить фитр-садака (закят ал-фитр), «милостыню окончания поста». К общепринятым обрядам относятся также обновление одежды, взаимные визиты, подношение подарков, посещение могил родственников. В Турции принята также раздача сладостей — откуда и обозначение праздника: шекер байрам, «сахарный праздник».
Чтобы очиститься от грехов, мусульманин приносит в жертву барана, козу, верблюда или другую живность. В глазах измученных изнурительным месячным постом людей Ураза-байрам приобретает специальное значение, бедняки и нищие надеются, что на их долю выпадет кое-что из фитра, собираемого с общины очень часто именно под видом необходимости оказать помощь страждущим, сирым и убогим. Иногда исламские богословы заявляют, что раздача милостыни беднякам из фондов, образованных за счет сбора закят ал-фитр, и есть «лучшее воплощение в жизнь принципов социализма». На этом основании «исламский социализм» преподносится в качестве самого гуманного способа смягчения контрастов между богатством и бедностью, безболезненного метода разрешения социальных противоречий.
Праздники разговения и жертвоприношения представляют собой два главных праздника в исламе, а для строгих мусульман они — единственные. И хотя их называют соответственно «малым» и «большим» праздниками (ид ас-сагир, ид ал-кабир), в действительности первый отмечается с бЧльшим торжеством и весельем.
Праздник жертвоприношения
(Ид ал-адха, татарское название — Курбан-байрам)
Курбан-байрам связывается с преданием о пророке Ибрагиме (Аврааме), который хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила. В последнюю минуту, сжалившись над несчастным, милосердный Аллах послал архангела Джабраила (Гавриила) с барашком и спас Ибрагиму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), т. е. зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову или верблюда. В подтверждение этой обязанности мусульман приводятся аяты Корана: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвований из того, что любите». Среди мусульман существует поверье, будто па спине животного, принесенного в жертву, минуя перекинутый над адом мост Сират, «тонкий, как волос, острый, как лезвие меча, горячий, как пламя», правоверный сможет последовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад, геенну огненную.
Праздник совпадает с завершением хаджа, когда паломники совершают обряд жертвоприношения. Жертву приносят у себя дома и все прочие мусульмане, имеющие на то средства. Мясо отдают бедным, но часть обычно идет на праздничную трапезу семьи. Торжества длятся три-четыре дня и включают те же обряды, что и праздник разговения — специальную праздничную молитву, визиты к друзьям и посещение могил.
Всем, приносящим в пользу духовенства подарки, имамы, муллы, дервиши раздают заготовленные на небольших листочках молитвы (обычно это изречения из Корана), якобы приносящие облегчение от недугов, оберегающие от всякого рода невзгод. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них и раздают милостыню. Закапывание жертвенных животных, сопровождаемое чтением молитв, происходит как в первый, так и в последующие дни Курбан-байрама. В угощениях, устраиваемых в эти дни, как правило, участвуют духовные лица, а также лица, почитаемые общиной верующих. Обычными являются денежные и другие подношения («хейр», «садак») в пользу мечети, святых лиц и святых мест.
Популярность праздника поддерживается и тем, что многие народы считают Курбан-байрам своим национальным праздником и всячески способствуют его проведению на «высоком уровне». В мусульманских республиках РФ указом президента республики Курбан-байрам обычно объявляется нерабочим.
Другие праздники
Наряду с указанными праздниками, различные мусульманские направления и толки имеют свои, особые торжества. В частности, кроме ашуры шиитская община в 18 зу-л-хиджжа отмечает «праздник пруда» (Ид ал-гадир) в память о дне, когда Пророк, как они полагают, назначил Али своим преемником около пруда Хумм. Торжества происходят и в годовщины шиитских имамов. Памятные даты своих великих шейхов празднуют также суфии. В некоторых странах эти торжества, как и годовщины местных святых, называются «урс» (духовная «свадьба»). У мусульманских народов имеются и праздники, связанные с солнечным календарем. Самым крупным из них является Навруз, иранский новый год, совпадающий с началом весны 21 марта. Навруз празднуют татары, башкиры, казахи, азербайджанцы, турки, персы, афганские, среднеазиатские и другие народы, традиционно исповедующие ислам. В Турции суфийское братство Бекташийа исламизирует праздник, толкуя его как день рождения Али.
Пятница
Из дней недели самым благословенным считается пятница (йаум ал-джум’а, «день собрания»).