Смекни!
smekni.com

Процессуальные сроки и издержки (стр. 2 из 4)

Дальнейшее продление содержания под стражей может иметь место по решению судьи районного суда, при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения, на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под стражей может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения - до 12 месяцев. Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен только в исключительных случаях в отношении лица, обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления, судьей субъекта Российской Федерации по ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора России или его заместителя. Однако этот срок не может превышать 18 месяцев.

Обвиняемый и его защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела. Вместе с тем если содержащийся под стражей обвиняемый и его защитник явно затягивают время ознакомления с материалами уголовного дела, то на основании судебного решения устанавливается определенный срок для ознакомления с материалами уголовного дела. В случае, если обвиняемый и его защитник без уважительных причин не ознакомились с материалами уголовного дела в установленный судом срок, следователь вправе принять решение об окончании производства данного процессуального действия.

Важно различать процессуальные сроки также по правовым последствиям их истечения:

а) сроки осуществления права;

б) сроки исполнения обязанности.

Истечение срока осуществления права влечёт прекращение этого права. Так, при пропуске 7-суточного срока кассационного обжалования и опротестования жалоба или протест признаются не имеющими силы и возвращаются лицу, их подавшему.

В случае пропуска такого срока по уважительным причинам он может быть восстановлен с восстановлением права, погашенного истечением срока. Вопрос о признании причины уважительной решает должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело.

Правоприменитель к уважительным причинам относит: стихийное бедствие, болезнь, командировку, различного рода задержки, связанные с рассмотрением замечаний на протоколы и постановления следственных и судебных органов, и т.п. Восстановление пропущенного срока возможно через подачу ходатайства тому должностному лицу, в производстве которого находится уголовное дело.

По ходатайству заинтересованного лица исполнение решения, обжалованного с пропуском установленного срока, может быть приостановлено до разрешения вопроса о восстановлении пропущенного срока. При этом следует учитывать, что срок не считается пропущенным, если жалоба или иной документ сданы до истечения срока на почту, а для лиц содержащихся под стражей, - администрации места заключения (ст. 129 УПК). Время сдачи документов на почту определяется по штемпелю учреждения связи места отправления, а администрации места заключения – на отметке соответствующего должностного лица, принявшего жалобу или иной документ.

По общему правилу (ст.121 УПК РФ) ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В тех случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.

В обязанности прокурора (ст.124 "Порядок рассмотрения жалобы прокурором") входит рассмотрение жалобы в срок не более 3 суток со дня ее получения. Этот срок может быть увеличен до 10 суток, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры.

О приостановлении исполнения решения, обжалованного с пропуском установленного срока, указывается в постановлении о восстановлении этого срока.

Истечение срока исполнения обязанности не влечет её погашения. Обязательное действие должно быть выполнено и по истечении срока. Несоблюдение такого срока влечёт применение к виновному лицу соответствующих санкций. В группу сроков исполнения обязанности входит подавляющее большинство процессуальных сроков, что является одним из следствий ярко выраженного публичного начала уголовного процесса.[2]

Соблюдение установленных в законе процессуальных сроков обеспечивает быстроту и эффективность расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, гарантирует своевременную защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве. В то же время нарушение сроков установленных УПК, всегда ведет к отрицательным правовым и фактическим последствиям.

За нарушение без уважительных причин сроков производства следственных действий и принятия процессуальных решений дознаватель, следователь, прокурор несут дисциплинарную ответственность.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает ряд норм, обязывающих суд рассмотреть уголовное дело с соблюдением установленных сроков, гарантирующих своевременную защиту конституционных прав и законных интересов участников процесса.

Процессуальные нормы, регламентирующие сроки судопроизводства по уголовным делам, нарушаются по ряду причин. Осуществлению правосудия с соблюдением предусмотренных законом сроков существенно препятствуют объективные факторы, в том числе: постоянно увеличивающаяся нагрузка на судей по разрешению дел при недостаточном кадровом пополнении, ненадлежащее ресурсное обеспечение, отсутствие необходимого числа народных заседателей, проблемы привлечения к участию в судебном процессе адвокатов, недостатки деятельности конвойной службы, низкий уровень исполнения поручений судов о принудительном приводе свидетелей и потерпевших, а также о розыске скрывшихся от суда подсудимых. [3]

По значительному количеству уголовных дел процессуальные сроки не соблюдаются из-за неудовлетворительного качества предварительного следствия, в связи с чем, суды вынуждены принимать меры по восполнению допущенных пробелов, не позволяющих своевременно решить вопрос о виновности или невиновности обвиняемого.

Судам при осуществлении правосудия необходимо исходить из того, что несоблюдение установленных законом сроков производства по уголовным и гражданским делам существенно нарушает конституционные права граждан на судебную защиту, а также противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, которые закреплены, в частности, в статье 10 Всеобщей декларации прав человека, в пункте 1статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в пункте 3с статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В соответствии с Постановлением пленума Верховного Суда РФ "О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами РФ" от 24 августа 1993 года преднамеренное грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданную волокиту при рассмотрении уголовных или гражданских дел и существенно ущемляющее права и законные интересы граждан следует рассматривать с учетом конкретных обстоятельств, как совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи.

2 Процессуальные издержки

Уголовно-процессуальными издержками являются подлежащие возмещению расходы привлекаемых к участию в деле лиц (кроме подозреваемого и обвиняемого), которые эти лица вынуждены понести непосредственно в связи с производством по данному уголовному делу.

Процессуальные издержки следует отличать от:

а) Иных материальных затрат на уголовное судопроизводство в виде расходов государства на органы, ведущие уголовный процесс (заработная плата судей, прокуроров, следователей, дознавателей, штатных экспертов и правоохранительных органов; их канцелярские, почтовые, транспортные расходы; расходы на оперативно-розыскную деятельность, содержание следственных изоляторов, питание заключенных и др.).

б) От ущерба, причиненного преступлением. Этот ущерб возмещается по гражданскому иску в уголовном деле (ст. 44 УПК) или в порядке гражданского судопроизводства. Так, расходы потерпевшего на лечение, его родственников – на погребение (если оно не связано с предшествующей эксгумацией), утраченный потерпевшим в связи с травмой заработок не относятся к процессуальным издержкам.

в) От ущерба, причиненного необоснованным уголовным преследованием и незаконным применением мер процессуального принуждения. Этот ущерб возмещается в порядке реабилитации. Так, расходы подозреваемого и обвиняемого, связанные с явкой по вызову, не относятся к процессуальным издержкам.

По общему правилу издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета, то есть расходы привлекаемых к участию в деле лиц компенсируются денежными средствами, списываемыми со специальных счетов органов, ведущих процесс.

В уголовно-процессуальном законодательстве впервые закреплена возможность возмещения издержек за счет средств участников уголовного процесса (ст. 131 УПК). Эту норму необходимо толковать ограничительно:

А) Издержки могут быть возмещены за счет средств только тех участников процесса, которые относятся к стороне обвинения (потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца) или к стороне защиты (подозреваемого, обвиняемого, гражданского ответчика).

Б) Издержки могут быть возмещены за счет сторон только при их согласии на это.

Часть 2 ст. 131 УПК предусматривает виды процессуальных издержек:

1. К процессуальным издержкам относятся денежные суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым на покрытие расходов, связанных с явкой по вызову в органы расследования или суд и проживанием. К расходам по явке относится стоимость проезда к месту вызова и обратно, расходы по найму жилого помещения и суточные.