И даже после принятия православия отношение с Богом продолжали строиться по архаическому принципу: « Даю тебе, чтобы ты мне дал.» И. Я. Фроянов пишет: « На этот счёт имеются любопытные сведения, содержащиеся в « Слове о злых духах»- церковно-учительном памятнике Древней Руси. Когда какое-нибудь к нам зло придёт – тогда поносим бога. (И. Я. Фроянов «Начало христианства на Руси», стр. 159). Бог не стал пониматься как нечто абсолютно положительное. Понятия о боге, который сопутствует в битве, сборе урожая, домашнем хозяйстве остались. « Княжеские распри обычно завершались битвами. Враждующиеся между говорили друг другу: «Бог нас рассудит»
В конечном итоге побеждал, по их убеждениям, тот на чьей стороне был бог, а следовательно и правда. Всё это живо напоминает языческое «поле» - поединок, посредствам которого разрешались взаимные споры.
Не стоит думать, что такого рода синкретизм является лишь чем-то крестьянским, сугубо народным. Женские из русской знати и после крещения практиковали ритуальные пляски-русалии. Московский князь Иван в 1545г. ездил в Коломну сеять гречку, ходить на ходулях, наряжаться в саван. Б.А. Рыбаков так комментирует этот факт: «Здесь всё связано в единый аграрно-магический комплекс: увеличение человеческого роста ходулями было связано с магическими представлениями о высоте будущих колосьев, а саван с культом предков, лежавших в земле и помогающих плодородию земли» (« Язычество древних славян», стр.110)
Спустя несколько веков после принятия христианства стала происходить фетишизация креста. « Так выйдя из темницы, князь Всеслав сказал, обратившись к кресту: « О крест честной! Так как я верил в тебя, ты и избавил меня от этой ямы» Крест стал восприниматься сам по себе как сакральный символ, выражающий веру в лучшее, знак объединения народа
Обряд крестоцелования по началу осуждался церковью. Митрополит Фотий писал: «христьянину православну не дан честный крест в роту». Духовенству запрещалось присягать, и до 1917г. священники были свободны от присяги в суде. Сам обряд крестоцелования не проводился духовенством. В 16в. духовник царя в палату крест, предназначенный для присяги, и высылался из палаты. Договор, бывший предметом присяги, клали на блюдо. Церковно- этикетные наслоения постепенно скрыли магическую природу обряда крестоцелования»
Магическое отношение к целованию креста проявлялось в том, что насильное целование всё равно считалось действительным. Смысл обряда – единение того, кто целует крест, с договором. Поцелуй – символ этого единения, «цельности». Можно в этом увидеть отголоски и более древние запреты на нарушение клятв.
Культ Параскевы Пятницы наиболее ярко показывает круг древнерусских представлений о женском божестве. В ней главным образом видели покровительницу женских занятий. Св. Параскева запрещала прясть в пятницу, в день недели, специально ей посвященный. Есть явное сходство с образом богини Макошь. Однако, Ив Левин не склонна оценивать эту связь так однозначно.
«Кажущиеся сходство между образами Параскевы и Макоши является результатом порочного круга в ходе исследований…Сталкиваясь с нехваткой информации , исследователи реконструировали культ Макоши на основе этнографических свидетельств о культе св. Параскевы.
(Ив Левин «Народная религия в истории России» стр.143)
У других славянских также распространен этот культ, хотя богиня Макошь у них не была известна. Ив Левин старается найти специфический православный источник этого культа. Я полагаю, здесь стоит говорит об определенном наборе специфических черт, свойственных святым девам и женским божествам, не зависимо от принадлежности к той или иной религии. Такое сходство мы можем наблюдать во многих образах. Христианство было оторвано от бытовой стороны жизни. О ней не нашлось чётких предписаний. Неудивительно, что на этом уровне сохранялось двоеверие. Церковь не хотела полностью истребить язычество. Скорее, упрочить положение новой религии на основе старой. Большинство православных храмов стояло на месте языческих капищ. В Греции и на Руси было множество домовых церквей . « Всякий дом имел своих богов; всякий бог покровительствовал только одной семье и был богом только в одном доме…Домовые церкви превратились в своеобразные домовые святыни». (И. Я. Фроянов «Начало христианства на Руси», стр. 159). И вообще память о месте с магической силой очень долго сохраняется в сознании людей. До сих пор в карельских деревнях ставят иконы рядом с деревьями и ручьями. Это свидетельствует о том, что мир природы не мог быть выброшен из повседневной жизни людей. Наоборот, природа продолжала обожествляться, но уже в другой форме. Народ считал это традицией, а не язычеством. Так сформировался особенный религиозный мир древнерусской культуры.
Заключение
Синкретизм язычества и православия уникален тем, что он создал собственное особое культурное пространство. Церковные предписания не могли охватить всех сфер жизни. Народ осознавал себя частью природы. Идея отрицания мирского на русской почве понималась не так, как в других странах. Православие приняло в свой культурный и духовный пласт языческие верования, включив их в вероисповедный культ, которые и по сей день на «приходском» уровне составляют суть этой конфессии.
Список литературы
1. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. Л.,1986
2. Гумилёв Л.Н. « Древняя Русь и Великая степь» М.,2006
3. Булычёв Кир «Тайны Руси» М., 2003
4. Левин Ив «Двоеверие и народная религия в истории России» М.,2000
5. Лихачёв Д.С. «Язычество древних славян» М.,1994
6. Гальковский Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества» М.,2000
7. Носова Г.А. «Язычество в православии» М.,1975
8. Болотов В.В.«Лекции по истории древней церкви» М.,1994
9. Фроянов И.Я. « Начало христианства на Руси» Ижевск, 2003
10. «Сила духа» Православный календарь.
11. Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян» М.,1994