Смекни!
smekni.com

Протестантизм в России (стр. 2 из 3)

В новейшей истории протестантства в России заслуживают особенного внимания массовые обращения из лютеранства в православие латышей и эстов в прибалтийских губерниях, начавшиеся в сороковых годах настоящего столетия и продолжающиеся доселе. В этом деле особенно потрудились рижские архиепископы: Филарет Гумилевский, Платон Городецкий и Арсений Брянцев. В настоящее время, кроме лютеран, в России существуют еще, возникшие под протестантским влиянием, секты: штундистов, сильно распространяющаяся в простом народе в южных губерниях, пашковщина (основанная полковником Пашковым), и так называемая "апостольская община" или рэдстокисты (по фамилии лорда Рэдстока, ее основателя). В северо-западной России, где появление П. было подготовлено гуситством, успех его был очень значителен в XVI в. Друг Гуса, Иероним Пражский, в 1413 г. был в Литве и Вильно и вел горячие беседы о вере с великим князем Витовтом, который хотел объединить всех своих подданных не только в одно государство, но и в одной церкви, безо всякого деления ее на католическую и православную. С этою целью он учредил особую митрополию для юго-западной Руси. Отправляя на констанцский собор Григория Цамблака, он надеялся, что тот вернется в отечество с проектом новой церкви для Литвы, той церкви, которую проектировал Иероним. Но Гус погиб на костре, а на соборе русские иерархи объявили, что хотят оставаться тем же, чем были. Тем не менее гусситство пустило глубокие корни и в народе, и в обществе литовском. Чешское национальное движение, едва не увенчавшееся успехом, в виде учреждения одного самостоятельного славянского государства из Силезии, Польши, Литвы и Богемии, находило себе большое сочувствие у поляков и литовцев. Все вообще гуситские идеи, главным же образом религиозные, быстро распространялись в Польше и Литве. Это подготовило начало протестантства в юго-западной Руси. Оно обильной струей полилось в Белоруссию, Волынь, Литву и Галицию не только из Польши, восточной Пруссии и Курляндии, но также из Лейпцига, Франкфурта и, вообще, из самой Германии — преимущественно через торговые сношения и переселения немецких протестантов — ремесленников, купцов, ученых и художников в Вильно и другие города. Из них многие оказались настойчивыми и умелыми пропагандистами протестантства. Таковы были Фр. Лисмонини (1521 г.), Авр. Кульва, основавший школу на 50 человек и с церковной кафедры проповедовавший лютеранство, хотя имел звание католического ксендза, Ян Винклер и др. В 1545 г. Альберт, принц прусский, прислал в Литву протестантских миссионеров, распространил в народе тысячи лютеранских сочинений, учредил в кенигсбергском университете стипендии для литвинов-лютеран. В 1544 г. в Вильно поселился наследник престола Сигизмунд-Август, открытый сторонник протестантства, окруженный последователями нового учения. Лютер, Кальвин и др. присылали ему свои сочинения и переписывались с ним. Сделавшись королем, он на сеймах заявил решительное желание преобразования церкви, для чего предлагал составить собор, на котором бы присутствовали и реформаторы — Кальвин, Беза, Меланхтон и др. Но идея его не осуществилась, благодаря искусной интриге папского нунция. Тем не менее при нем П. быстро распространился среди купцов и ремесленников немецкого происхождения. С целью обращения православных в 1562 г. был издан на русском языке катехизис Лютера. В правление Сигизмунда-Августа гуситы, лютеране и кальвинисты имели кирхи на Волыни, в Литве и Белоруссии. На быховском собрании (1560 г.) протестантов два проповедника, Вертан и Николай Житный, были избраны для проповеди протестантства в Червонной Руси, где ими и были устроены кирхи в Перемышле и Яжелбицах. В 1562 г. литовские реформаты соединились с "богемскими братьями" в одно общество, оригинально организованное, с элементами чистого православия. "Богемские братья" привнесли в жизнь общин благочестие и свою обычную чистоту нравов. Много перешло в эту новую "церковь" православных, в среде которых не было сильных характеров и ученых людей, которые могли бы с успехом бороться с пропагандой. Лишь простой народ крепко держался веры отцов. В это же время в Западной Руси и Польше нашла себе место крайняя протестантская секта — социнианство. Оно занесено было из Великороссии учениками Башкина, игумена Артемия, Косого, и др. При жизни их протектора, князя Николая Радзивилла, они стали в оппозиции к кальвинизму; но иезуиты сокрушили их самих. П. был поддерживаем правительством до 1572 г., с которого начинается на него открытое и жестокое гонение. В эту эпоху гонений у протестантов Северо-западной Руси созревает мысль о соединении с православием. Состоялось несколько съездов протестантов вообще с православными. На съезде в Вильно, после долгих споров, лютеране и кальвинисты пришли к соглашению между собой в учении о таинствах, а затем на генеральном синоде протестантов с православными в том же году, в Сандомире, а потом — в Позе, выработаны 22 положения, касающихся церковной дисциплины и общественной нравственности. В 1578 г. протестанты литовские взяли было на себя инициативу воссоединения всех протестантов; с этой целью отправляли послание в Германию к имперским князьям, но эта попытка не имела успеха, и литовские протестанты сосредоточили свои усилия на сближении и объединении с православными, чтобы совместными силами бороться против католичества. Совещания представителей происходили в Торне в 1595 г., где установлено начало взаимной веротерпимости, в Бресте в 1596 г., в Вильно в 1599 г. Виленское православное братство вступило в союз с виленской реформатской общиной, для совместной деятельности в защите себя от угнетения католичества. В позднейшие времена протестанты и православные собиралась на конференцию в Радоме в 1767 г., после которой сеймовые депутаты Польши перед портретом Екатерины II подписали акт терпимости. В общем, протестантская пропаганда не имела большого успеха между православными, главным образом вследствие постепенного, крайнего ослабления, в безуспешной борьбе с католичеством, внутренних образовательных сил у протестантов. Средства для привлечения православных особенно обсуждались на генеральных синодах протестантов. В Женеве в 1629 г., на латинском языке, а в 1633 г. — на греческом, появилось, с именем константинопольского патриарха К. Лукариса, несомненно православного, "Восточное исповедание православной веры", изложенное совершенно в духе кальвинизма. Успеху этой фальсификации положило конец составление "Православного исповедания веры" киевским митрополитом Петром Могилой, утвержденного ясским собором (1643) и четырьмя патриархами Востока с бывшими при них епископами. Протестантство в северо-западной и юго-западной России имело, несомненно, известное благотворное воздействие на внутреннее состояние церкви православной: дружественный союз протестантства с православием для совместной борьбы с католичеством в периоды процветания протестантства способствовал обновлению и поднятию уровня церковно-общественной жизни православных. Протестантство содействовало учреждению и преобразованию церковно-приходских "братств", столь много принесших пользы православию в борьбе с католицизмом. Особенно полезно было протестантство православию своим влиянием на развитие образования: в протестантских школах Литвы получило научное образование большое число православных, из которых многие оказались превосходными православными богословами; западнорусская церковь (братства и отдельные лица) по образцу протестантских школ устраивала свои школы. В типографиях печаталась масса сочинений не только по богословию, но и по другим наукам; образовались ученые кружки, развившие необычайную литературную деятельность; во всем этом непосредственное содействие и руководство оказывали православным протестанты. Историки западной и южной Руси превозносят школы литовских реформатов, лютеран и моравских братьев, называвшиеся "гимназиями" или просто школами, но по научному уровню далеко превышавшие привилегированные католические академии и факультеты. Методы преподавания в этих реформатских школах были превосходны. Русские юноши, обучавшиеся сначала в школах католических, толпами переходили в школы реформатские, по образцу которых потом основывали свои русские (как, например, школы: острожская, туровская, львовская, виленская, киевская, брестская, минская, бельская, буцкая и т.д.). Усовершенствованные педагогические приемы (главным образом, знаменитого педагога славянского Амоса Коменского) создали ряд самостоятельных ученых почти по всем отраслям знания, произведениями которых обильно пользовались русские богословы и проповедники, хотя иногда не без ущерба для чистоты учения. В нравственном отношении протестантство разрушительно действовало на монастырский аскетизм, но своим благочестием и строгостью жизни протестанты много способствовали очищению нравов между православными, особенно возвышению общественных добродетелей — человеколюбия, благотворительности, честности, трудолюбия.