· «Вирши и три проповеди» (1705 год);
· «Богородице Дево радуйся» (1707 год) — стихотворное толкование на богородичную молитву и описание чудес Богородицы, часть сведений была заимствована из сочинения Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Это самое большое поэтическое сочинение Иоанна, насчитывающее 23 тысячи строк;
· «Псалом пятидесятый, от Писания взятый» (1707 год) — толкование на 50-й псалом с пересказом истории о благоразумном разбойнике;
· «Размышление о молитве Отче Наш» (1709 год) — стихотворное изложение различных святоотеческих толкований молитвы. Предисловие к сочинению содержит указание о необходимости благодарить Бога за победу в Полтавской битве, в которой «Бог, в Троице славимый, Российское Отечество от поглощения еретическаго льва швецкаго»[4]:59;
· «Осьм Евангельских блаженств» (1709 год) — толкование на евангельские блаженства в стихах;
· «Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный» (1709 год) — перевод с латыни книги бенедиктинского монаха Бенедикта Хефтена (англ.) «Regia via crucis» (1635 год). Книга построена в форме вопросов заблудившейся в лесу девушки, на которые даёт ответы ангел. Кроме цитат из Священного Писания, приводятся многочисленные цитаты из Отцов Церкви, в том числе и восточных, что свидетельствует о переработке Иоанном сочинения Хефтена[5];
· «Синаксарь в честь и славу Господа Бога Саваофа о преславной победе под Полтавою» (1710 год) — написан в прозе, за исключением стихотворного окончания. Был предназначен для чтения в церквах за благодарственной службой о победе в Полтавской битве, написанной архимандритом Феофилактом (Лопатинским);
· «Богомыслие на пользу правоверным» (1710 год) — сборник статей, относящихся до разных предметов веры и нравственности, перевод сочинения Иоганна Герхарда «Meditationes sacrae ad veram pietatem excitandam» (1606 год). Первое издание «Богомыслия» было посвящено Иоанном митрополиту Стефану (Яворскому), ярому противнику лютеранства, а второе — Петру I. После смерти Иоанна в его переводе была усмотрена «многая люторская противность», и в 1720 году книгу запретили[41]. По мнению архиепископа Филарета (Гумилевского), в указе Сената было много преувеличений[42];
· «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной Волей» (1714 год) — перевод с латыни сочинения немецкого писателя и католического проповедника Иеремии Дрекселя (англ.). Сочинение Дрекселя было взято Иоанном за основу и дополнено его собственным богословским видением проблемы согласования Божественной и человеческой воли, основанном на мнениях Отцов Церкви. Это сочинение Иоанна «настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика»[43]. Популярность «Илиотропиона» объясняется тем, что в нём сложные богословские вопросы разъясняются различными рассказами и примерами, взятыми из Священного Писания и житий святых.
К неизданным сочинениям Иоанна Максимовича относится его обширное стихотворное автобиографическое сочинение «Есть путник из Чернигова в Сибирь», написанное им в Тобольске и рассказывающее о его жизни после отъезда из Чернигова[44]. В «Путнике», кроме подробного описания путешествия Иоанна из Чернигова в Тобольск, включая возведение в сан митрополита в Москве, содержатся его философские и богословские размышления. В «Путнике» Иоанн сообщает, что в Чернигове «Много оставих писаний, к типу зготованных; не вем, аще увижу к чтению изданных. Кая ми польза, егда вся под спудом погребены пребудут?»[4]:72. Поэтому полный перечень написанных митрополитом Иоанном трудов остаётся неизвестным.
Его авторству приписывают также латинско-русский словарь, составленный в 1724 году его племянником И. П. Максимовичем[14].
Список литературы:
1. «Илиотропион или Сообразование с Божественной Волей» Творение Митрополита Тобольского и всей Сибири Иоанна Максимовича.
2. Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского. — М.: 1916. — С. 4.
3. Денисов М. Святитель Иоанн Тобольский и история его прославления // Сибирь православная. — 2007. — № 1. — С. 2—8.
4. Серафим (Шлыков). Святитель Иоанн Тобольский и его богословское наследие: Кандидатская диссертация. — Загорск: 1985.
5. Иоанн (Максимович Иван) // Православная энциклопедия. — М.: 2010. — Т. 23. — С. 219—230. — ISBN 978-5-89572-042-4.
6. Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири. на сайте Тобольской епархии.
7. Иоанн (Максимович), св.. Русское православие.
8. Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири. Православие.Ru.
9. Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири. Православие.Ru.
10. Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения гетманства. — Киев: 1903. — С. 401.
11. Тарасенко А. Ф. Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский. — Дубно: 2005.
12. Перевод — «с того света на кафедре оставил того же Иоанна архиереем»
13. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб.: 1905. — С. 157.
14. Максимович, Иоанн / А. М. Панченко. // Словарь русских писателей XVIII века. — СПб.: Наука, 1999. — В. 2.
15. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком, 1715 г.. — Новосибирск: 1941. — С. 87.
16. Русско-китайские отношения в XVIII в.: Материалы и документы. — М: 1978 Т. 1: 1700—1725 годы. — С. 31.
17. Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского. — М.: 1916. — С. 38.
18. ПСРЛ. — Т. 36 Ч. 1. — С. 297—298.
19. Ордовский-Танаевский Н. А. Воспоминания. — М.—СПб.: 1993. — С. 574.
20. Тобольские Епархиальные ведомости. — 1897. — С. 520.
21. Тобольские Епархиальные ведомости. — Тобольск: 1912. — С. 334.
22. Тобольские Епархиальные ведомости. — Тобольск: 1916. — С. 102.
23. Фомин С. В. Последний Царский Святой. — М.: Паломник, 2003. — С. 155—156.
24. Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. — Нью-Йорк: Изд. имени Чехова, 1954. — Т. 1. — С. 369—383.
25. Цит. по: Деяние Святейшего Синода. Февраля 12 дня 1916 года. // «Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде». 20 февраля 1916, № 8, С. 62 (пунктуация — по источнику).
26. Деяние Святейшего Синода. Февраля 12 дня 1916 года. // «Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде». 20 февраля 1916, № 8, С. 53—63 (годовая пагинация).
27. Святейший Синод. // «Правительственный вестник». 17 февраля (1 марта) 1916, № 38, С. 3.
28. Косик О. В., Пивоваров Б. Варфоломей (Городцов Сергей Дмитриевич) // Православная энциклопедия. — М.: 2003. — Т. 6. — С. 513—515. — ISBN 5-89572-010-2.
29. Собор святых и подвижников благочестия, в земле Сибирской просиявших.
30. Журнал заседания Священного Синода от 3 апреля 2001 года.
31. В кафедральном соборе Брянска состоялось первое богослужение.
32. Картины церковной жизни Черниговской епархии из 9-вековой её истории. — Киев: 1911. — С. 104.
33. Фомин С. В. Последний Царский Святой. — М.: Паломник, 2003. — С. 318—321.
34. Максимова Г. В. Иоанн Тобольский и его иконные изображения // Новый мир (газета, 25 октября). — Курган: 2003. — С. 11.
35. Узлова Л. Иконописная школа // Встреча. — 2004. — № 18. — С. 52—53.
36. Жалсараев А. Д. Православие в Бурятии: даты и факты.
37. Шильникова Т. В. Идеализация Иоанна (Максимовича) в православной традиции XIX - начала XX в. // Известия Уральского государственного университета. — 2008. — В. 16. — № 59. — С. 184—195.
38. Богородице Дево… Чернигов, 1707. Л. 18
39. Осм блаженств евангельских. Чернигов, 1709. Л. 1 об.
40. Николаев С. И. Максимович Иоанн // Словарь русских писателей XVIII века. — СПб.: 1999. — В. 2. — С. 266.
41. Полное собрание законов Российской империи. — СПб.: 1830 Т. 6. № 3653.
42. Филарет (Гумилевский). Обзор. — 1884. — С. 211—213.
43. Гумеров А. Предисловие // Иоанн (Максимович), митр. Илиотропион. — М.: 2008. — С. 4.
44. Ранний список «Путника» хранился в Енисейском Преображенском монастыре, на 2011 год рукопись хранится в Российской национальной библиотеке (Q.IV.375).
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Иоанн_Тобольский