Первый грех вызвал чувство неловкости. Родилось независимое эгоистическое «я», оторванное от воли и намерений Б-га.
Мы действительно состоим из двух различных элементов, подобно братьям-близнецам Яакову и Эйсаву, которые боролись в материнском чреве. Яаков был безобидным человеком, духовной личностью. Эйсав – воин, «человек поля». Тело – это воин внутри нас, агрессивная сила. В материальном мире тело призвано защищать уязвимую душу. С другой стороны, тело без души было бы опасным агрессором, у которого нет ни цели, ни совести.
И все же этот раскол сохраняется. Он заключается в том, что для души тело с самого начала олицетворяет постоянное стремление потворствовать своим прихотям. В то время как душа добивается духовного возвышения, тело заботится о еде и сне. Для тела душа – это источник постоянных неприятностей, помех, это совесть, которая ограничивает его поведение.
§2 Чем вызван такой конфликт?
Сегодня с такой проблемой мы сталкиваемся довольно часто. Современный человек полностью посвящает себя работе независимо о того, мужчина он или женщина. В погоне за карьерой, продвижением в работе или даже в оценках, баллах, мы забываем о близких, друзьях, семье, которым необходимо наше внимание, забота и понимание. Также мы забываем о собственном «я», своей душе, которой также необходим уход. Это проявляется не только на том, что мы меньше уделяем время духовному развитию, но и на том, какими мы становимся. Человек всё больше ищет выгоды, и не важно, хорошо или плохо такое скажется на других людях. Начиная с корысти, человек заканчивает жестокостью. Погружаясь полностью в свои проблемы, интересы, он постепенно забывает об окружающем его мире, жизни, его не интересуют чужая радость или неприятность. Сразу возникает предлог: у меня самого слишком много дел и проблем, зачем мне чужие? Таким образом, тело начинает окончательно подавлять душу.
Что же делает наше подсознательное «я» в то время, когда тело требует удовлетворения собственных потребностей? Ответ прост: душа просит удовлетворить свои. Изначально чистое создание, подобие Вс-вышнего, она просит идти только на чистые поступки. Она хочет духовно развиваться, причём не до какой-то определённой стадии, а всё больше и больше. Душа как пламя поднимается вверх, словно стремится к Б-гу, фитиль же удерживает его на земле. Так тело тянет вас назад через свою постоянную потребность добывать средства к существованию или удовлетворения желания получать удовольствия. Вопрос для каждого из нас в том, выбираем ли мы существование в форме пламени, которое поднимается вверх, или в форме фитиля, увлекающего нас вниз. Душа является инициатором развития человека как личности, его способностей, причём не только духовных, но и физических. Вопрос только в том, насколько тело эгоистично и противопоставлено по отношению к своей духовной стороне. Очень часто мы хотим научиться музыке, танцам, каким-либо наукам или даже просто прочитать книгу, но ничего этого не делаем по одной простой причине – лень. Про эту лень нам говорит тело, требующее от нас больше удовольствий. Снова возникает конфликт. Однако такой пример не может, конечно же, относиться ко всем людям: у мира бы не было Моцарта, Бетховена, Наполеона, Эйнштейна и многих других личностей, если бы все были подавлены своим физическим состоянием. Не было бы и не только великих личностей, но и просто обыкновенного человека, заботящегося о семье и близких, у которого есть светлая цель в жизни
Душа учит скромности. В отличие от тела, которое эгоистично, душа скромна. Она наделяет нас способностью подниматься над самими собой и чутко реагировать на нужды других. При пассивности души эгоистические желания тела могут закабалить нас и в конечном счете даже погубить.
Душа – это наша выдающаяся сторона, которая, как уже было сказано, подобно пламени свечи, постоянно стремится вверх, стремится воссоединить нас
с Б-гом. Тело может пытаться удержать нас на земле, а душа полна решимости поднять нас к небесам.
§3 Устранение конфликта.
Чтобы преодолеть противоречия между телом и душой, необходимо в первую очередь признать их существование и определить характер этих двух сил. Разные как Яаков и Эйсав, они прекрасно дополняют друг друга, создавая человека, близкого если не к идеалу, то точно прекрасному и вовсе не плохому.
Напряженность между телом и душой устраняется нами не путем отрицания одного из них, а интегрированием их для решения одной задачи – одухотворения телесного. Все силы и весь опыт тела направлены на то, чтобы помочь благородным и возвышенным устремлениям души. Все возможности тела нужно соединить с желаниями духовного состояния. Обратимся к примеру из предыдущего параграфа: человек мечтает развить в себе музыкальные или какие-то интеллектуальные способности, но тело тянет его назад. Физическая половина человека должна пересилить свой эгоизм и лень. То же можно сказать о чисто духовном развитии человека, его приближении в Б-гу. Нам для этого следует признать, что Б-г гораздо выше наших ограниченных «я», возвышеннее и тела, и души. Это требует определенного смирения, ибо человеку свойственно самолюбие. Конфликт между телом и душой может быть разрешен, если не препятствовать душе стремиться вверх, к возвышенному. Что это значит с практической точки зрения? Это значит – осознавать, что вы не абсолютно материальная личность. Да, мы должны есть и пить, оплачивать счета. Но не для того мы здесь. Мы здесь для того, чтобы принести своей душе самое лучшее и усовершенствовать свое тело. Из-за физического характера тела мы можем завязнуть в трясине материального. Возникающая в связи с этим печаль заставляет вашу душу жаловаться. Прислушайтесь же к ее жалобам и усильте заботу о ней. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, который выражает сомнения и печаль, когда вы проявляете интерес исключительно к материальным проблемам. Верьте этому голосу. Но даже тогда, когда собственное «я» стремится к совершенству, не забывайте о теле, ваших возможностях. Так как тело есть вместилище души, мы должны относиться к нему с уважением, содержать его в чистоте и не исчерпывать до конца все физические силы до истощения.
Тело и душа сходятся при совершении нравственных поступков. Недостаточно воодушевлять душу и воспитывать ее. Необходимо обеспечить партнерство души с телом. Помочь соседу в беде, выслушать незнакомого человека, попавшего в трудное положение, снабдить пищей или одеждой того, кто в этом нуждается. Все это становится более важным, чем просто добрые поступки, жизненной силой, которая радует вашу душу, и средством, направляющим ваше физическое тело на соответствующие дела в духовной сфере. Отзывчивость, добрые дела приводят к полному погружению души в нашу жизнь, выделению ею тепла и силы настоящего пламени, поднимающих, возвышающих и тело. Тело же должно в свою очередь поддерживать душу, помогать ей достичь духовных высот. Даже обыкновенное занятие любимым делом, которое принесёт пользу не только самому себе, но и окружающим, поможет расти вашей духовной стороне не вниз, в землю, а наверх. Так возможно достичь полного согласия и взаимопонимания между этими двумя созданиями. Гармония между телом и душой распространяется на весь мир и помогает объединить тело и душу, материальное и духовное всей вселенной.