Истоки возникновения многоженства сводятся к временам Пророка Мухаммада, когда войны были настолько нередки, что женщины зачастую оставались вдовами, не успев прожить с супругом и нескольких месяцев. Образовалось огромное количество вдов и детей, которым необходимо было приобрести новую семью. Отсюда и пошел принцип полигамии: мужчинам разрешалось иметь до четырех жен, чтобы таким образом восстановить равновесие в обществе. Но при этом мужчина должен был относиться ко всем женам абсолютно одинаково, чтобы не обидеть несправедливостью ни одну из них. Если же он опасался, что не сможет обходиться со всеми женами одинаково заботливо, внимательно, или, тем более, прокормить их всех вместе с детьми, удовлетворив все материальные запросы, он должен был жениться на одной.
Как известно, сила человека - в интеллекте. Однако индивидуальный разум слаб, для выживания в степи был необходим коллективный разум. Используя природное тяготение человека к группе, казахи создали идеальный коллектив, имеющий одну цель. Этот коллектив – семья.
Семья в современном понимании, состоящая из пары людей противоположного пола, была бы слабой ячейкой для общества того времени, когда отсутствовало официальное юридическое право. Поэтому было узаконено многоженство, что позволяло создать большую группу людей, работающих на одну идею в силу естественного желания трудиться во благо своих близких.
Для слаженной коллективной работы была внедрена эффективная, работоспособная система управления семьей – это сложная родовая иерархия, где четко были определены права и обязанности каждого члена семьи и близких родственников, определяла структуру их взаимоотношений. Эта система впитывалась в сознание «с молоком матери», человек с самого младенчества рос в ее рамках. Нарушить ее было непозволительно. У каждого члена семьи было свое название и определенные «должностные инструкции», что предотвращало конфликты между индивидуумами внутри семьи. А чтобы семьи не конфликтовали между собой, они были объединены в рода. Таким образом, в степи создавались дисциплинированные, управляемые, готовые к выполнению любой задачи, коллективы. Компактное проживание обуславливало то, что близкие родственники постоянно находились рядом. Чтобы исключить инцест, казахи установили обязательным знание «Жетi ата» («Семь дедов»), т.е. родственных связей до седьмого колена. Данное положение не позволяло казахам вступать в брак с родственниками до седьмого колена, это предвосхитило теорию Менделя о наследственности человека. Приветствовались жены из других родов и даже окружающих степь народов Евразийского материка. Поэтому расовые признаки у казахов были плавающие – от монголоидных до европеоидных. Четкая традиционная система родовой идентификации и родовой градации сделало общество казахов-степняков единым, дисциплинированным, направленным на созидание. Как говорил видный военный управленец А. Суворов: «Дисциплина-мать победы!». Казахи-степняки одержали победу в битве с природой за выживание в степи. Это решило проблему освоения степных просторов. Было проведено одомашнивание и разведение лошадей, верблюдов, овец, коз, собак, птиц. Подобной системы не было нигде. В саваннах, прериях и пампасах люди были, в основном, охотниками, их жизнь зависела от случая удачной или неудачной охоты, их общество было моногамным, количество семей было большое, они были разобщенные, соответственно уязвимыми.
У казахов была создана коммуна на крови, члены которой соблюдали генетическую чистоту и работали на одну цель. Это позволило освоить степь, совершить экономическое чудо и относительно плотно заселить степь от Дуная до Китая. До XV столетия в евразийской степи проживало до 10 млн. человек казахов, самый многочисленный народ того времени. Это было толерантное общество, состоящее из многоженных семей с родовым устройством, кочевым способом производства степного скота (вскармливание на подножном корме), с налаженным бытовым устройством, культурой, пищей, одеждой, жилищем, пригодном для достойного проживания в степи, народ, говорящий на едином казахском языке.
Между степняками и оседлыми народами не было причин для противостояния. Однако у такого общественного устройства как многоженство были и свои минусы. Если взять усредненные статистические данные, то можно заключить, что на свет рождается примерно равное количество девочек и мальчиков. А из-за многоженства возникает диспропорция: дефицит представительниц слабого пола при излишке лиц мужского пола.
Так появляется общество с половым напряжением. В степи девушки представляли большую ценность: их покупали (калым), воровали, но это не решало проблемы. Усугублял ситуацию ещё и обычай аменгерства: когда умирал глава семьи, его жены переходили в семью младшего брата, который нес ответственность за них и их детей. Согласно обычному праву в случае смерти мужа вдова должна была выйти замуж за его братьев или других близких родственников - эменгеров. Целью данной формы брака было желание сохранить хозяйство от дробления и оставить детей в общине отца. Предпочтение отдавалось брату-близнецу, затем другим братьям, а при их отсутствии - двоюродным братьям. Вдова имела право выбора, в этом случае имеющие право на аменгерский брак братья получали от избранника подарки. Если вдова имела детей, она могла отказаться от вторичного замужества, оставаясь главой семьи до совершеннолетия сыновей. Обычное право предусматривало возможность брака вдовы с мужчиной другого рода, в таком случае он должен был уплатить общине бывшего мужа калым и, кроме того кун за взрослого мужчину. Аменгерство распространялось не только на жену, но и на невесту, за которую уплачен калым.
Правовое положение женщин. Кочевой образ жизни, требовавший активного участия женщин в производственной деятельности, обусловил большую свободу казашек в семье и общественной жизни. Правовое положение женщины характеризуется тем, что до выхода замуж она рассматривалась как собственность отца, а после замужества – как собственность мужа и отчасти свекрови, которая по отношению к невестке получает лишь право увещевания. По казахскому обычному праву женщина не имела право самостоятельно заключать имущественные сделки. Её имущественные права были крайне ограничены. Однако, на практике женщина-казашка находилась в более выгодном положении, чем женщины других народов тюркского происхождения, исповедывающих ислам. Это выражалось в том, что, во-первых, казашки никогда не закрывали своего лица, то есть не носила паранджу; во-вторых, без предоставления некоторой свободы и самостоятельности женщине, не мог бы просуществовать ни один казахский аул. Поэтому, в экономическом отношении, положение казахской женщины было достаточно прочным. Но этого было недостаточно для того, чтобы и в социальном отношении она заняла соответствующее ей положение. Вместе с тем казахское обычное право предусматривало полигамию. Адат не ограничивал, подобно исламу, количество жен, большая часть семей была парными, и лишь состоятельные казахи могли себе позволить двух жен. Большее количество жен было редкостью. Старшая жена - бэйбише пользовалась более широкими правами по сравнению с младшей - токал, но каждая жена в обязательном порядке выделялась в отдельное хозяйство.
Обычное право оговаривало обособленность имущества жены. Она была собственницей своего приданого и скота, полученного от мужа при выделении в самостоятельное хозяйство. Муж не имел права распоряжаться приданым жены, при разводе приданое оставалось за ней.
Советская власть в Казахстане повела борьбу с такими пережитками патриархально-родового быта, которые по ее мнению стали помехой в осуществлении задач упрочения государства диктатуры пролетариата. Об этом свидетельствует перечень преступлений, именовавшихся пережитками родового быта. Объектами этих пережитков выступают либо государственное управление (при совершении куна или барымты, присвоение административных, судебных и налоговых функций государства), либо свобода женщины (при принуждении к вступлению в брак, похищение, либо многоженство). Юридической основой в борьбе с пережитками прошлого стали Декреты РСФСР и КАССР.