В "Феноменологии духа" (1807) Гегель представляет духовную культуру человечества как закономерное и постепенное выявление творческой силы "мирового разума". Мировой разум, воплощается в различных образах культуры, последовательно сменяющих друг друга, при этом, мировой дух познает себя как творца данных образов культуры. Духовное развитие индивида является своеобразным прототипом абсолютного духа, оно воспроизводит в своем становлении стадии самопознания "мирового духа". Сам процесс деятельности мирового духа получает у Гегеля название "абсолютной идеи", которая наделена самосознанием, выраженным в логике. Однако, по мысли Рассела, абсолютная идея Гегеля есть чистая мысль, мыслящая самое себя, тем самым, "это и есть все то, что Бог совершает на протяжении веков;
воистину это профессорский бог!".
Таким образом, идея у Гегеля сближена с понятием Бога. Однако, в отличие от Бога религии, идея Гегеля саморазвивается, обретает сознание, волю, личность, причем только в человеке, вне же человека, идея Гегеля существует только как закономерная необходимость.
По мысли Гегеля, "дух" в человеке становится самосознающим и выражает себя в виде слова, речи, языка. Вся материальная культура, цивилизация понимаются как производные формы изначальной творческой потенции духа. Таким образом, исходная точка развития как такового усматривается в способности человека как конкретного духа к познанию самого себя через освоение образов, заключенных в духе как таковом. Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единства взаимозависимых противоположностей.
Противоречию придается статус своеобразного двигателя развития как такового. Тем самым, Гегель создал оригинальный диалектический метод, с помощью которого он критически пересматривает все сферы историко-культурного процесса.
Важной для всей философии духа является сочинение Гегеля "Философия права", где развивается концепция "объективного духа". Эта концепция оказала огромное влияние, в частности, на социальную философию К.Маркса, с этого момента начинается выработка материалистического взгляда на общество и историю. Понятие "объективного духа" охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как надиндивидуальная целостность. "Объективный дух" развертывается в различных отношениях людей: в морали, нравственности, праве. При этом, под нравственностью Гегель понимает определенные ступени объективации человеческой свободы: семью, гражданское общество, государство. Гегель утверждает, что все действительное разумно, и, напротив, все разумное действительно. При этом, под "действительным" он понимает не эмпирические факты, а дух. Элементы эмпирического мира неразумны и должны быть таковыми, только будучи рассмотрены как выражение целого, эмпирические факты могут быть оценены как разумные.
В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химизм, и. т.п., пытаясь вскрыть связь между этими процессами и показать, что все они образуют последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей их духовную сущность. В этой части натурфилософии Гегеля много произвольных допущений, необоснованных утверждений, наглядно свидетельствующих о неспособности идеализма научно обобщить данные естествознания.
3. Значение философской доктрины Гегеля
Б.Рассел отмечает, что философия Гегеля очень трудна. По его мнению, "Гегель должно быть наиболее труден для понимания из всех великих философов".
Впрочем, значение философской системы Гегеля трудно переоценить – она является кульминационным пунктом развития немецкой философии, того развития, которому сообщил первый импульс Иммануил Кант. Б.Рассел замечает, что философия Гегеля была бы невозможна без системы И.Канта. Гегель определил состояние и развитие философских умов на долгие десятилетия XIX века - не только в Германии, но и в Америке, в Великобритании все ведущие философы XIX века были гегельянцами, многие протестантские теологи приняли его учение, а философия истории Гегеля оказала огромное влияние на политическую жизнь. В частности, К.Маркс в молодости был учеником Гегеля, и его философские взгляды также в существенной степени определялись философией Гегеля. Философия Гегеля была одним из теоретических источников при создании Марксом и Энгельсом философии марксизма - диалектического материализма.
Но в то же время, Б.Рассел считал, что философия Гегеля практически вся является ложной, хотя она и сохранила свое влияние над умами вплоть до середины XX века. Очевидно, это стало возможным потому, что система Гегеля имеет последовательный, согласованный и всеобъемлющий характер, чего нельзя сказать о какой-либо иной авторской философской системе. Данная черта согласованности позволяет нам определить философскую систему Гегеля как "панлогизм".
В оценке философии у Гегеля есть много ценного. Он подчёркивал, что философское обобщение действительности не есть дело произвола, капризное желание пройтись для перемены разочек на голове, после того, как ходили долго на ногах. Но он не отвергал содержание положительных наук, просто философия не должна с ними считаться.
Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление. Большой вклад сделан Гегелем в понимании метода науки. Метод, согласно Гегелю, - это не совокупность искусственных приёмов изобретённых человеком, он есть нечто, что не зависит от предмета исследования. Метод - отражение реальной связи, движения, развития явлений объективного мира. Гегель показал, что познание есть исторический процесс. Поэтому истина - это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер. В силу своего идеалистического характера философия природы Гегеля оказалась наиболее слабой частью его системы. В ней особенно резко выразилось противоречие между идеализмом и науками о природе, невозможность примирения идеалистического истолкования природы с ее научным исследованием. Ввиду исходных идеалистических посылок своей философии Гегель вынужден был рассматривать природу как "конечную" сферу существования "абсолютной идеи", приписывая природе ту ограниченность, которая была свойственна лишь тогдашним естественнонаучным представлениям. Поэтому Гегель не смог преодолеть и метафизического, механистического понимания природы, хотя в ряде вопросов он стоял выше современных ему естествоиспытателей и подвергал критике их узкий эмпиризм и метафизически-механистический подход к явлениям природы.
Библиографический список
1. Блинников Л. В. Краткий словарь философов, Москва: ИНФРА-М, 2003.-768с.
2. Фролов И. Т. Введение в философию, Москва: Дрофа, 2000.-498с.
3. Гвозданный В. А., Гусев Г. А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы, Москва: ИНФРА, 2003.-753с.
4. Гегель, Сочинения, Москва: Знание, 2001.-442с.
5. Гегель, Работы разных лет, Москва: Дрофа, 2000.-574с.
6. История философии. под редакцией Дынника, Москва: ИНФРА -М, 2002.-621с.