Смекни!
smekni.com

Философская доктрина Гегеля (стр. 1 из 3)

Философская доктрина Гегеля

Введение

В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и "подобно тому, как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту". Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.

Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, теории развития человеческого общества, развитие свободомыслия, противостоящего стремлениям правящих кругов закрепить господствующее положение в духовной жизни страны официальной религии и церкви - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

Понятие "немецкая классическая философия" охватывает воззрения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.

Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со второй половины XVIII в. до первой половины XIX в. включительно. Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории познания, вне реального ее применения как бесплодную схоластическую. Цель работы рассмотреть идеалистическую диалектику Гегеля. Задачи работы рассмотреть общую характеристику системы философии Гегеля, метафизика как элемент философской системы, значение философской доктрины.

1. Общая характеристика системы философии Гегеля

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) является создателем системы философии, конституированной единой логикой саморазвития Абсолютного духа. Б.Рассел, рассматривая систему Гегеля именно с точки зрения логики, определил ее как интеллектуализацию юношеских мистических откровений: "Гегель полагал, что что если достаточно знают о вещи, чтобы отличить ее от всех других вещей, то все ее свойства могут быть выведены посредством логики. Это была ошибка, и из этой ошибки вырастает все внушительное здание его системы. Это иллюстрирует важную истину, а именно, что чем хуже ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести".

А.В.Гулыга, в биографии Г.В.Ф.Гегеля, выдержавшей несколько изданий, выводит портрет неординарной личности, бытие которой как казалось бы всецело должно быть подчинено философии, но на самом деле не было столь однозначным. Впрочем, некоторая свобода Гегеля перед своим ремеслом с большей убедительностью доказывает неотвратимость выбора Гегелем именно философии, чем если бы он демонстрировал тотальную растворенность в философствовании: пожалуй, говоря о предназначении и предопределении, можно сказать, что это не Гегель выбрал философию, а сама философия "выбрала" Гегеля. Так, в молодости он мог стать даже священником или быть может политиком – столь страстно он переживал современные ему политические перипетии. И все же, значение Гегеля как философа тем более парадоксально, чем дальше он отстоял от выбора философии как дела и профессии.

Рассел отмечает, что жизнь Гегеля бедна событиями. Сначала он преподает философию как приват-доцент в Йене, здесь он закончил свою "Феноменологию духа", потом он работает в Нюрнберге, В последние годы своей жизни Гегель был прусским патриотом, лояльным чиновником государства, который спокойно наслаждался собственным признанным философским превосходством (что тоже знак и весьма серьезный – наше предположение о психологической детерминации мотивационной сферы философствования в случае с Гегелем получает яркое подтверждение). И это несмотря на то, что в юности Гегель презирал Пруссию и восхищался

Наполеоном до такой степени, что радовался победе над соотечественниками под Йеной французской армии.

Однако, политическая непоследовательность Гегеля в юные годы не могла отразиться серьезным образом на влиянии его философии в области собственно метафизической: образ мыслей одного человека - Гегеля - начинает переворот в непогрешимой определенности философского и жизненного принципа Просвещения - в теологической ориентации всей истории мысли Нового времени, проистекающей из веры в разум. В понятие прогресса со времени Гегеля включается представление о диалектическом процессе, определяемом логикой саморазвития Абсолютного духа и выраженном в диалектической триаде: тезис - антитезис - синтез. Из этого последующие философские течения могли и сделали два вывода: современность есть достигнутая цель саморазвития абсолютного духа и, напротив, современность есть ступень на пути духа к высшей цели; но тот и другой вывод были утверждением необходимости приближения и движения к высшим целям и, одновременно, целью, соответственно, правогегельянской и левогегельянской школ.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. "Скрытая сущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими".

Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел Шеллинга к откровенному иррационализму.

Однако, будучи идеалистом, Гегель не смог подвергнуть критике основной идеалистический порок своих ближайших предшественников: для него, также как и для других идеалистов, природа является производным от сверхприродного духа. Именно поэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем, которые были поставлены предшественниками его собственной философии.

Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а материя также невыводима из человеческого сознания, которое само должно быть понятно как результат предшествующего развития абсолютного субстанциального первоначала.

Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.

Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличествует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении.

Мышление, по Гегелю - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.

Мышление, утверждает Гегель, "отчуждает" свое бытие в виде материи, природы, которая есть "инобытие" этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление, как субстанциальная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.

Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития "абсолютной идеи" составляет "абсолютный дух" - человечество, человеческая история.

Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее) . Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно. Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки) , по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением.

Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне мышления; это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познают свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно.