Талмуд рекомендует иметь не более четырех жен. Среди европейских евреев многоженство было распространено вплоть до XVI в. У восточных евреев многоженство существовало до тех пор, пока они не эмигрировали в Израиль, где оно запрещено гражданским законодательством. Однако религиозный закон, в ряде случаев имеющий преимущество перед гражданским, допускает наличие у одного человека нескольких жен.
Библия в свою очередь отнюдь не запрещает многоженство, напротив Ветхий Завет подчеркивает законность полигамии. «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены сердце его» (3 Царств 11:1-3). И о царе Давиде говорится, что у него было множество жен и наложниц: «И взял Давид еще наложниц и жен из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона» (2 Царст 5:13). Единственное ограничение, касающееся многоженства, состоит в запрете брать в жены сестер: «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее» (Левит 18:18).
А что же Новый Завет? Как отмечает отец Юджин Хиллман в своей книге "Новый взгляд на многоженство", "...нигде в Новом Завете нет явного указания на то, что брак обязательно должен быть моногамным, или какого-либо предписания, запрещающего многоженство". Более того, Иисус не выступал против полигамии, хотя она была распространена среди евреев в его эпоху и в том обществе, где он жил. В то же время выдающийся церковный деятель, богослов, христианский писатель, Отец и Учитель Церкви Св. Августин (Аврелий Августин (354-430 гг.)) писал: "Сейчас, в наше время и согласуясь с римским обычаем, не допускается более брать себе вторую жену". Фактически Римская Церковь запретила полигамию, стремясь согласовать положение с нормами греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская, в то же время, институт наложниц и проституцию. Осознавая не каноничность данного запрета, африканские церкви и африканские христиане часто напоминают своим европейским братьям, что запрет на полигамию является не исконно церковно-христианским установлением, а всего лишь определенной культурной традицией.
Коран также допускает многоженство, однако, не без ограничений: "Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами [находящимися на иждивении вашем], то женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, - на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них (т. е. о женах) одинаково, то женитесь на одной" (Коран 4:3). Таким образом, именно Коран, в противоположность Библии, ограничивает максимальное количество жен четырьмя при строгом условии справедливого отношения к женам и равноправия между ними. Но не следует понимать это так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал, Коран допускает или позволяет многоженство, не более того.
Еще один немаловажный вопрос, о котором забывают все, кто начинают обсуждать вопрос многоженства это то, что многоженство в исламе требует взаимного согласия. Никто не имеет права принудить женщину выйти замуж за женатого мужчину. Более того, женщина может поставить своему мужу условие не брать себе вторую жену. Библия, напротив, в некоторых случаях навязывает многоженство. Так, согласно Ветхому Завету, бездетная вдова должна выйти замуж за брата своего мужа, даже если он уже женат, причем независимо от ее согласия: «И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Бытие 38:8-10).
Следует также отметить, что в большинстве мусульманских стран многоженство представляет собой довольно редкое явление, а количественная разница между мужчинами и женщинами не столь велика. Можно с уверенностью сказать, что полигамные браки в мусульманском мире гораздо более редки, чем внебрачные связи на Западе, где де-юре отказываются от многоженства, де-факто давно с этим смирились.
Заключение.
Роль женщин в религиях народов мира, особенно иудео-христианского круга, кажется не слишком значительной только на первый, поверхностный взгляд. Мы не увидим много женщин среди самых распространенных типов так называемых «религиозных людей», например, среди пророков, святых, религиозных реформаторов, основателей религий или новых течений в религиях. Немного их и среди священнослужителей, несколько больше – среди ясновидящих, провидцев, магов.
Но такая картина складывается, если на религию смотреть как на «социальный костюм, который можно снять и переменить», следуя метафоре П.Сорокина. Если же иметь в виду глубинное, чувственно-эмоциональное переживание веры – а именно оно составляет коренное ядро религии – то здесь женщины выходят на первые роли, если и не слишком заметные, то незаменимые.
Обратимся к социально-психологической типологии религиозных личностей, разработанной американским психологом Г.Олпортом во второй половине XX века. В ней выделено два основных типа. Для людей первого типа религия – способ достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии, например, карьеры. Они демонстрируют внешнее благочестие, показывая свою социальную респектабельность; или ищут в религии прежде всего функциональную полезность (душевный комфорт, преодоление отрицательных эмоций и т.п.).
Для людей же второго типа религия представляет собой самостоятельную и конечную ценность, а все нерелигиозные потребности отходят на второй план. Среди людей этого типа преобладают женщины. Религия избавляет их от тревог и страхов, дает ощущение радости и свободы и, в конечном счете, помогает реализовать свои высшие духовные потенции. Именно в религии многие женщины находят самые главные ценностные ориентации, а бог является для них тем необходимым, хотя и виртуальным, собеседником, к которому они могут обращаться во внутреннем диалоге. Индивидуальная религиозность женщин питается извне, в основном, через механизмы церкви и общины и влияет на их социально значимое поведение.
Все эти вопросы освещены недостаточно полно в религиоведческой литературе. Несмотря на всплеск интереса к гендерным проблемам, исследования женской религиозности в России остаются в значительной степени маргинальными и подчас несут на себе печать прежней, советской идеологической заданности.
Список использованной литературы.
1. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. Москва, “Наука”, 1990.
2. Гaдиуллина Гульнара. Мир мусульманской женщины, 2001.
3. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Кима Г. Ф. Москва, "Наука",1995
4. Кустодиев К. Л. Женщина в Ветхом Завете // Альфа и Омега №4, 1999.
5. Пилкингтон С.М. Иудаизм. Москва, «Прогресс», 1997г.
6. Свенцицкая, И. С. Женщина в раннем христианстве // Женщина в античном мире. / И. С. Свенцицкая - Москва, «Наука», 1995.
7. Щапов Я.Н. Религии мира. Москва, «Просвещение», 1994г.