Смекни!
smekni.com

Таинство брака в современной Церкви (стр. 2 из 2)

В чинопоследовании венчания вступающие в супружеский союз торжественно изъявляют о добровольном взаимном согласии на вступление в брак и перед Церковью и Лицом Бога дают обещание неизменно хранить между собою брачный союз в чистоте и святости до конца жизни. Жених и невеста, держа в руках зажжённые свечи, торжественно вступают на середину храма. Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк Давид прославляет благословенное супружество. Священник совершает каждение как символ того, что все добрые дела вступающих в брачный союз, как фимиам, будут возноситься к Богу. Жених и невеста встают на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы. Затем по Требнику священнику полагается произнести «поучительное слово…что есть супружества тайна: и како в супружестве богоугодно и честно жительствовати имети». Но на практике чинопоследования венчания батюшка может произнести для супругов поучение по окончании совершения Таинства, чтобы не разрывать его. Далее священник обращается к жениху и невесте с просьбой подтвердить перед лицом всей Святой Церкви свободное и непринуждённое желание вступить в брак: «Имаши ли …произволение благое и непринуждённое, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (в мужа сия) …юже зде пред тобою видиши». Он также вопрошает, не обещались ли вступающие в брак другим. Жених и невеста подтверждают свободное и добровольное намерение вступить в супружеский союз. В христианском браке свобода волеизъявления жениха и невеста является главным условием для заключения благословенного Господом брака. Теперь с литургического возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» начинается таинственное и торжественное последование венчания. После краткой ектении о душевном и телесном благосостоянии жениха и невесты священник произносит три молитвы. В первой из них содержится молитвенная просьба о благословении совершающегося брака: «И подаждь рабам Твоим сим … и … живот мирен, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, семя долгожизненное, о чадех благодать, неувядаемый славы венец». Во второй молитве, читаемой священником, звучит просьба благословить рабов сих, как Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, Иакова и Рахиль и всех патриархов, и Моисея, и родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анну, родителей Иоанна Крестителя Захария и Елисавету. Он молит Господа сохранить вступающих в брак так же, как Он сохранил Ноя в ковчеге, Иона в чреве кита. В этой же молитве испрашивается благословение родителям жениха и невесты: «Помяни, Боже, и воспитавшие их родители: зане молитвы родителей утверждают основание домов». В третьей молитве священник просит Господа о единомудрии венчающихся: « Сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину, даруй им плод чрева, благочадия восприятие». Далее наступает самый главный момент Таинства: на главы жениха и невесты полагаются венцы. Возложив на головы венчающихся венцы, священник произносит слова: "Венчается раб Божий N рабе Божией N во имя Отца и Сына и Святаго Духа" и вслед за этим благословляет их трижды, возглашая короткую молитву: "Господи Боже наш, славою и честью венчай я". Венчание и молитвенное благословение союза брачующихся священником составляет тот невидимый покров, под которым сообщается супругам незримая благодать Святого Духа, освящающая их брак. Увенчание глав вступающих брак имеет в Таинстве несколько символических значений. Прежде всего, этим провозглашается честь и слава человеку как венцу Творения Божия. Для вступающих в брак открывается путь в Царствие Божие. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой Малой Церкви – семьи и знаменует вечность брачного союза. («Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.,19,6)).Во-вторых, увенчанием выражается честь и слава мученических венцов. «В супружестве Божие присутствие подаёт радостную надежду, что брачный обет сохранится не до тех пор, «пока смерть разлучит», но покуда смерть не соединит нас окончательно, после Всеобщего Воскресения – в Царствии Небесном».[3] Третье значение венцов: они являются венцами Царства Божия. Жених и невеста должны приумножить взаимную любовь друг к другу и достичь совершенной Любви, единственная полнота и наивысшее достижение которой – в Любви к Богу.

Затем произносится прокимен "Положил еси на главах их венцы от каменей честных, живота просиша у Тебе, и дал еси им", и читается Апостол из Послания к Ефесянам, зачало 230 (Еф. 5:20-33), в котором изъясняется значение Таинства брака как союза во образ соединения Господа Иисуса Христа с Церковью («Зане муж глава есть жены, яко же и Христос глава Церкве») и излагаются взаимные обязанности супругов. Любовь мужа к жене – это подобие любви Христа к Церкви, а смиренное повиновение жены мужу («Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…») – подобие отношения Церкви к Спасителю. После Апостола и пения "Аллилуиа" читается Евангелие от Иоанна, зачало 6 (Ин. 2:1-11) о Божьем благословении брака в Кане Галилейской, где Господь Иисус Христос совершил свое первое чудо. Это чудо претворения воды в вино Спасителем - прообраз действия Благодати Таинства, которым земная любовь супругов возвышается до любви Божественной, небесной, соединяющей с Господом. Затем приносится общая чаша (чаша общения), которую священник благословляет молитвой на взаимное общение мужа и жены и дает новобрачным пить из нее поочередно трижды. Это действие знаменует собою, что повенчанные должны жить отныне в неразрывном союзе и делить между собою до скончания дней чашу радостей и чашу скорбей, счастье и несчастие. «В прошлом это была общая евхаристическая чаша, соучастие в Евхаристии, которая запечатлевала исполнение брака во Христе. Христос должен быть самой сущностью совместной жизни. Он – вино новой жизни детей Божиих, и вкушение от общей чаши предвосхищает, что, старея в этом мире, мы все молодеем для жизни, которой неведом вечер.»[4] После этого священник соединяет правые руки новобрачных под епитрахилью и трижды обводит их вокруг аналоя, причем при первом обходе поется: "Исайе, ликуй", при втором: "Святии мученицы" и при третьем: "Слава Тебе, Христе Боже". В первом тропаре звучит прославление воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Девы Марии. Во втором тропаре содержится обращение к святым мученикам, как победителям земных страстей, с просьбой «помиловатися душам нашим». В третьем тропаре прославляется Христос как радость, слава и надежда при всех жизненных обстоятельствах. Круг знаменует собою вечность, и троекратное обхождение вокруг аналоя обозначает, что новобрачные выражают обет вечно хранить супружеский союз, то есть, доколе живы, не расторгать его ни по каким причинам. Также троекратным обхождением Святая Троица как бы призывается в свидетели этого обета. Затем с произнесением особых приветственных слов, в которых упоминаются ветхозаветные Авраам, Исаак, Иаков, Сарра, Ревека, Рахиль, священник снимает с новобрачных венцы и читает две молитвы, в которых испрашивает для повенчанных Божия благословения, причем вторую молитву читает, обратившись к ним лицом, и благословляет их рукою. Далее полагается прочесть особую молитву "на разрешение венцев", которая прежде читалась "в осьмый день", ибо в древности новобрачные семь дней продолжали носить венцы, которые делались тогда из миртовых или масличных листьев. Отпуст даётся по Требнику. В нём вспоминаются боговенчанные цари Константин и Елена как распространители православной веры и святой великомученик Прокопий, научивший двенадцать жен с весельем и радостью идти на мученическую смерть как на брачный пир. После отпуста священник подводит повенчанных к Царским Вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – икону Божией Матери; затем они меняются местами, и жених прикладывается к иконе Богородицы, а невеста – к иконе Спасителя. Здесь же батюшка даёт им крест для лобызания и вручает жениху образ Иисуса Христа, а невесте – образ Богородицы. Это символы служения и христианского подвига, который принимают на себя супруги, создавая семью – малую Церковь.

Таким образом, Святая Православная Церковь в Таинстве Брака благословляет супружеский союз, призывает на него Благодать Божию, возводя его на духовный уровень, наполняя брак смыслом Креста и Воскресения, совместного причастия Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Церковь благословляет брак как духовно-душевно-телесное единство, в котором главное – взаимная любовь и любовь к Богу, обращённость к Нему и неустанное духовное взаимосовершенствование супругов.

Использованная литература.

Ветхий Завет.

Новый Завет.

Требник.

Служебник.

Настольная книга священнослужителя. Т.4. - М.,1983.

Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008.

Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев оптинских. – М., 2007.

Энциклопедия православной жизни. Авторы-составители Г.Калинина и Г.Стромынский. – Имидж Принт. Тула, 2009.


[1] Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный христианский катихизис православной кафолической восточной Церкви. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. Стр.59

[2] Настольная книга священнослужителя. Т.4, с. 294-295. М., 1983.

[3] Настольная книга священнослужителя. Т.4, стр.305. М.,1983.

[4] Настольная книга священнослужителя. Т.4, стр.307. М.,1983