Слайд 10
Для такого, что бы начать разговор о ритуалах ислама, давайте для начала разберемся собственно с тем, что такое ритуал. У многих наших постсоветских соотечественников слово ритуал ассоциируется с чем-то странным, первобытным и даже магическим. На самом деле, ничего подобного слово ритуал не обозначает. Ритуалом принято называть действие, которое человек (или же группа каких-то людей выполняет с периодичностью). Ритуальными можно назвать для христиан освещение булок и пирогов на Пасху. Для мусульман, имея в виду особенности развития исламского общества, ритуальность характерна во всём… Это и культура, архитектура, общественный уклад, и, конечно же, это религиозные традиции. В исламе их не так уж много. Есть смысл поговорить подробно о каждом и разобраться, что несут эти ритуалы. Не устарели ли они по сей день, ведь были указаны ещё в Коране много тысяч лет тому назад. Первый из них:
- подаяние милостыни не имущим (христианский эквивалент – десятина, установленная католической церковью). По–арабски это звучит – закят. Смысл этого ритуала в том, что имущие люди обязаны делиться доходами с неимущими и малоимущими людьми. Если у человека, например, нет денег, но обширное сельское хозяйство, он обязан поделиться плодами своего труда с людьми, которые беднее его.
– паломничество. Суть ритуала паломничества в том, что каждый верующий в Аллаха за свою жизнь хотя бы раз должен был бы посетить некие святые места – обычно имеют в виду Мекку и Медину. Для нас это во многом может быть и кажется странным, но для мусульман это так естественно, что даже если спросить маленького ребёнка о том, о чём он мечтает, то, неудивительным будет ответ о том, что он очень хотел бы посетить Мекку, к примеру. Эти паломничества отличаются от экскурсии и совершаются преимущественно пешком. Во многом в этом кроется тайный смысл – усмирение своих желаний ради Аллаха.
Третий не менее важный для мусульманина ритуал – молитва. Мусульманская молитва очень напоминает христианскую, с той лишь разницей, что христиане во время молитвы обычно встают на колени, приемлемой же для салята – исламской мольбы к Аллаху – является «поза ниц». Молитва также имеет ритуальную часть – намаз, которая должна выполняться мусульманами пять раз каждодневно (подробности смотрите в разделе Намаз).
Четвёртый ритуал исламского мира – пост. Тут всё практически аналогично христианских постам, разница лишь в сроках и священных праздниках.
Слайд 11
На данном этапе большинство исламских стран по сей день не отказывается от специфической одежды для женщин и мужчин. Эти одеяния во многом были предопределены очень жарким и засушливым климатом. С другой же стороны убранство и одежда мусульман также основана на запретах и предписаниях, которые имеют место быть в Коране. Женская одежда исламской женщины с точки зрение европейского человека сочетает в себе три категории: закрытость, аскетизм и асексуальность. Для мусульманского человека это, конечно же, не так. Внешний платья исламских красавиц напоминают собой индийские сари, однако они более закрыты, и сквозь них можно увидеть только половинку лица прекрасной его обладательницы. Такая специфическая женская одежда носит название аурт. Хотя изначально ауртом назывались и женские и мужские одеяния, показанные Аллахом людям для ношения. Если буквально перевести слова аурт – то мы получим что-то вроде закрытой зоны, которую нельзя никому демонстрировать. У женщины это всё кроме глаз, у мужчин обязательно от посторонних глаз должен быть спрятан пупок и мужские признаки. Смотреть на то, как одет другой человек в исламе считается грехом, независим от того смотрят на друг друга люди обоего пола или же разных полов (женщина смотрит на женщину, или же на женщину смотрит мужчина.). Если вы, к примеру, попали в исламскую страну и по привычке, или же по случайности на кого-то засмотрелись – знайте, взгляд, который брошен случайно, грехом не является, единственное чего вам не стоит делать, это повторять столь пристальный взгляд снова, т.к. скорее всего вы будете поняты не правильно.
Как уже говорилось выше к допустим для «просмотра» другими людьми частей тела относятся лицо и руки, т.к. для работающих женщин совершенно не возможно работать не при помощи рук. Несмотря на все эти запреты, женщина в любой стране остаётся, прежде всего, женщиной и ей очень трудно (да, наверно и практически невозможно) запретить пользоваться косметикой и красиво одеваться. Мода на одежду существует и среди исламских женщин, правда у них это понимается в большей степени под красотой и дороговизной тканей, из которых та или иная одежда сделана.
Слайд 12
Арабские цифры – это как раз те цифры, которыми пользуемся мы с вами для счёта, изображения нумерации квартир, домов, поездов, даже номера сотовых телефонов и те бедняги состоят из арабских цифр. Конечно, ради торжества справедливости скажем вам, что цифры о которых шла речь выше, и кстати пойдёт далее, не являются воплощением креативной идеи арабского народа, они были созданы и разработаны в Древней Индии, а арабами были переработаны и переосмыслены. Однако, Европу этим цифрам удалось увидеть при помощи арабов, которые их туда и привезли. В честь того, что арабы продемонстрировали и подарили миру сие прекрасное изобретение человеческого ума – они получили имя «арабские» и теперь говоря об одних , будут непременно вспоминать других и наоборот.
711 год – можно считать годом открытия этих цифр на территориях ближнего Востока, в Европу они, конечно же, попали гораздо позже. Почему именно Ближнего востока? Что ж, вполне законный вопрос. Дело в том, что замечательный город Бахда – или как мы привыкли называть его - Багдад в те времена был довольно привлекательным местом для ученых. Там было открыто множество научный и псевдонаучных школ, в которых, тем не менее, шёл обмен полученными знаниями и умениями. В 711 туда попал трактат о звёздах и заодно, о цифрах. Сейчас трудно сказать, были ли прогрессивными взгляды на цифры того индийского учёного представившего миру астрономический доклад, но вот то, что мы при его помощи сейчас обладаем арабскими цифрами поистине не забываемо и заслуживает премногой благодарности. В то время в науке пользовались в основном тремя системами исчисления чисел: римское, греческое и египетско– персидское. В принципе, они были достаточно удобны для ведения небольшого хозяйства скажем одного человека, но записывать при их помощи большие числа было весьма трудно, хотя древнегреческие философы и математики назвали свою систему счёта и записи цифр чуть ли ни самой совершенной в мире. Это по большому счёту, конечно, было не правда. Способ, придуманный индийцами и принесённый в мир арабами, был более удобный и экономичный, так можно было экономить не только ресурсы для письма (будь-то папирус, бумага или даже что-то другое) но и своё собственное время, которого людям во все времена катастрофический не хватало.
Если вы относитесь к числу тех недальновидных славянофилов, которые без разбору ругают всех подряд, то составляя какую-нибудь очередную фразу из серии: «№ ..Да, что они эти арабы и т.д..». Не спешите продолжать, а лучше задумайтесь о том, что арабы помимо средств гигиены, душа и туалета (классического в нашем понимании, с наличием унитаза) принесли всему миру очень мудрую религиозную систему и кроме того письменность. Арабская графика, начиная с века 7-8 и по наши дни, является одной из распространенных графических отображений письменности во всём мире. Многие исследователи часто называют арабский язык языком, на котором говорит и пишет сам Аллах. Конечно же, это шутка, в каждой из которой, на самом деле, есть доля правды. Всё дело тут вот в чём, Коран написан на арабском, и имамы имеют право исполнять богослужения только на этом языке, осуществлять молитвы и намаз также рекомендуется на арабском, в какой стране вы бы не жили при этом. Интересным является и тот чисто исторический момент, что в тех исламских странах, в которых по ряду веских причин ислам прижился, а вот арабский язык нет, очень часто пользуются просто арабской графикой – или же так называемым арабским письмом.
Для примера можно привести такие страны как Афганистан, Пакистан, некоторые африканские страны, и большое количество государств ближних к Арабским Эмиратам. Прародиной арабского языка можно считать территории современного государства Иордания – правда, иорданский язык к этому не имеет уже абсолютно никакого отношения. Но об определённого рода сходстве арабского языка с семитскими, конечно, говорить можно.
Классический арабский алфавит насчитывает в среднем приблизительного двадцать восемь символом – и плюс минус три – шесть букв в алфавитах Пакистана и Ирана, в основу которых лёг арабский алфавит. Странностью и особенностью этого алфавита является отсутствие гласных букв, однако это не означает, что при процессе говорения не существует гласных звуков – конечно, что – то похожее на гласный звук существует, но это не что иное, как плавный или редукативный согласный неполного образования. Арабское письмо отличается от латинки (латинской графики, характерной практически для всех европейских языков) ещё и тем, что требует написания ни с лева в право, а с право в лево.