Смекни!
smekni.com

Политика государства и церкви в отношении сектантов в России XVIII-XIX веков (стр. 11 из 44)

Итак вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что на рубеже XVIIXVIII веков сложилась уникальная атмосфера, которая способствовала укоренению религиозного инакомыслия на русской почве. С одной стороны, реформы Никона и раскол в церковных рядах породили сомнение в истинности ортодоксальных догматов и толкнули большое количество народа на путь правдоискательства. С другой, реформы Петра способствовали бюрократизации церкви, ее сращиванию с государственным аппаратом. В таких условиях недовольство политикой самодержавия сливалось с недовольством церковью. Тем более, что положение дел на местах и состояние приходского духовенства этому способствовали. Низкий уровень образования, бедность, полицейские функции священнослужителей, а также фактическое упразднение выборных функций приходов подтолкнули многих думающих людей к поиску верований, которое бы отвечали их нравственным принципам.

1.2. Классификация сект, хлысты и скопцы.

Итак, не удовлятворяясь окружающей жизнью, народ искал свою правду и находил ее у сектантов, которые были зачастую образованнее православных священников и всегда точно знали, чему учить, как завлечь и заинтересовать неискушенного в вере человека.

Для того, чтобы понять, на что меняли веру отцов отступники, что их прильщало в новых веяниях, следует остановиться подробнее на классификации сект.

Наиболее часто встречающимся, можно сказать классическим, является деление всех русских сект на рационалистические и мистические. Это деление, правда, не имеет официального подтверждения. «Русское законодательство по делам веры и церкви православной не знает деления сектантов на рационалистов и мистиков».[56] Д. Грацианский, например, так аргументирует правильность такой классификации: «Деление это имеет коренную верность – потому, что помимо сектантства типы людей по психологическому складу имеют классификацию по двум направлениям: воли и чувства…Под эти категории отчасти подходят…и все виды неверия и уклонения от вселенской церковной истины…К рационалистическим относятся шелапуты и молокане с их разветвлениями, к мистическим – хлысты, скопцы, молеванцы, духоборы – постники.»[57]

«Вырываясь из оков обряда и молитвенной формулы, эмоциональные натуры предавались свободному экстазу и думали посредством мистических упражнений открыть в себе путь к таинственному общению с божеством. С другой стороны, ум требовал более критического отношения к традиционному учению религии, то есть согласования этого учения с законами человеческой мысли и с приобретениями человеческого знания. Эти требования ума приводили спекулятивные натуры к рационализму, - к рассудочной оценке содержания откровенной религии и к постепенному отрицанию того, что передано преданием, а потом и самого откровения. Оба эти течения – и рационалистическое и мистическое – иногда идут независимо, иногда вступают в борьбу друг с другом, иногда, напротив, заключают союз, иногда переходят одно в другое.»[58] , - так понимал это деление Милюков.

Бонч-Бруевич же, напротив, считает, что «деление это [на мистические и рационалистические секты] не выдерживает ни малейшей критики... в каждом...учении обязательно присутствует, под разными видами мистическое начало Божества... У всех сектантов остается не порванная связь между реальным миром вещей и таинственным "небесным", "вездесущим"..., от которого по их понятиям зависит все, которое управляет миром."[59] Он предлагает другую классификацию, беря за основу отношение сект к повседневной жизни, делам, политике, государству, церкви и т.д. В результате, автор разделяет все секты на два типа:

- руководствующиеся разумом, логикой, общим правом

("свободомыслящие")

- руководствующиеся "предопределением" или Священным Писанием ("евангелики")

К первой группе он относит хлыстов, духоборов, молокан, малеванцев, новоштундистов, иеговистов, толстовцев. И делит ее на две подгруппы:

1. секты старого происхождения, принадлежащие к сектам восточного цикла: хлысты, молокане, скопцы, малеванцы, духоборы.

2. новые секты западного цикла: новоштундисты, евангелики, иеговисты. Ко второй - баптистов, пашковцев, редстонистов, евангельских христиан.

Ко второй группе он относил - баптистов, пашковцев, редстонистов, евангельских христиан.

" Причину всех...расколов внутри сект мы должны искать в совершающейся дифференциации крестьянства вообще, а следовательно - хозяйств сектантства."[60] Бонч-Бруевич считал, что социально-политические взгляды народа выражались в этот период в религиозной форме. Он отмечает, что у всех сектантов есть одинаковые требования: ограничение самодержавия, политическая свобода, демократические свободы и широкое самоуправление.

Есть исследователи, которые делят секты на простонародные и интеллигентные, но такое деление вряд ли можно считать верным так как, например, и к хлыстам и к скопцам принадлежат, как люди из народа, так и интеллигенты.

По мнению Буткевича «все секты по самой природе своей, более или менее не чужды мистицизма и ни одна из них не может быть названа в точном смысле рационалистическою… Секты одной категории часто делают заимствования у сект другой категории…»2

Явление сектантства на Руси столь многолико и разнообразно, что четко классифицировать его очень нелегко. Каждая секта со времени возникновения до начала XX века претерпевала значительные изменения, следуя за общими тенденциями исторического развития государства. Во второй половине XIX века в Россию проникают протестантские рационалистические идеи, они находят свое отражение и в сектах исконно мистических. Однако, несмотря на все эти процессы, деление сект на рационалистические и мистические, хотя и крайне условно, но все же наиболее верно, так как оно отражает глубинные основы сект. Поэтому в нашем кратком обзоре русских сект, мы будем ориентироваться на данную классификацию.

Хлысты.

Хлысты стали первой мистической сектой получившей широкое распространение в рассматриваемый нами период. До сих пор остается открытым вопрос происхождения секты. А между тем он очень важен. Так как данная секта появилась первой и первой получила распространение. Появление многих других крупных ересей связывают именно с христовщиной (так иначе называют секту хлыстов)

Все взгляды на происхождение хлыстов могут быть разделены на три группы:

4. Исследователи, относящиеся к этой группе, считают, что хлысты являются продуктом иноземного влияния и привнесены в Россию искусственно и случайно (Добротворский, Реутский).

5. Ученые второй группы считают, что христовщина являлась самобытным явлением, подобно старообрядчеству. Во мнении же на то, что повлияло на возникновение хлыстов у них разное: Щапов считает, что они порождение древнерусского язычества и шаманства, Тихонравов отождествляет хлыстовщину со стригольниками, а Милюков говорит, что хлысты берут начало в беспоповщине. Н. Барсов и Рождественский считают, что причины возникновения хлыстов следует искать в исторических условиях русской народной жизни.

6. К третьей группе относятся исследователи, которые считают христовщину продуктом соединения восточных ересей с исторически выработанным миросозерцанием русского народа (Е. Барсов, И. Корнеенко).

Рамки нашего исследования не позволяют остановиться на данной проблеме подробно, однако не лишним будет заметить, что хотя ни одна из теорий не имеет неопровержимых доказательств, наиболее заслуживающей доверия и подтвержденной фактами нам представляется мысль, о самобытности секты хлыстов. Безусловно, создатель секты, будь то Данила Филиппович, Суслов или Лупкин, был человеком думающим и сомневающимся, ищущим чего-то нового, противостоящим ортодоксальной церкви. Наверняка он должен был быть знаком с теми идеями, которые проникали на Русь из других стран. Но такие идеи, как скорое второе пришествие, отрицание церковной иерархии, обращение к раннехристианским идеалам были присущи многим сектам и ересям, так как являлись естественным протестом против сложившегося государственного устройства. Однако секта «людей Божьих», повторив эти общепринятые идеи, привнесла в учение и много своеобычного, например, идею вечного перевоплощения Христа. К сожалению, отсутствие должного количества источников поэтому вопросу, делает однозначный ответ на вопрос о происхождении данной секты невозможным.

2 Буткевич Т.И Обзор русских сект и их толков. Спб 1915. с.10

Каким бы ни было изначальное происхождение секты, она впервые начинает фигурировать в официальных источниках в первой половине XVIII века и с этого времени становится популярной в народной среде, порождает ту почву, на которой выросли остальные крупные русские секты – скопцы, духоборы и молокане.

Особенностью секты является самостоятельность ее общин – кораблей. Во главе каждого корабля стоял свой лидер – «Христос», который по своему трактовал учение и не был склонен делиться властью. Поэтому так разнятся вероучения отдельных кораблей. Однако есть и общие пункты, по которым можно определить принадлежность верующих к хлыстам. Прежде всего, это заповеди по преданию данные Данилой Филипповичем, воплощением Бога Отца на земле, в которых содержаться практические правила элементарной морали, вроде запрещения кражи, блуда, пьянства и предписания о дружбе, гостеприимстве и молитве.