2. экономическими факторами
Однако действия светских властей в отношении церкви нельзя рассматривать исключительно в политическом аспекте. Не меньшую роль играли и объективные экономические потребности государства. К XVIII веку церковь являлась крупным землевладельцем, в ее ведении находилась значительная часть населения. К 1720 году «в церковных владениях начитывалось 752091 ревизионных душ, сидевших на церковных и монастырских вотчинах и в посадских церковных дворах.»2 Громадные доходы, которые получала церковь со своих земель государство было заинтересовано пустить на свои нужды. Поэтому параллельно с утратой политической самостоятельности церковь лишалась своего имущества. В течение всего XVIII века происходил постепенный процесс секуляризации церковных земель.
3. идеологическими факторами
Несмотря на потерю политической и экономической самостоятельности, существовал еще один немаловажный фактор, влиявший на отношения церкви и светской власти. Царская власть нуждалась в идеологической поддержке, в идее способной сплотить народ. Православие, провозглашавшее царя помазанником Божиим, а подчинение ему святой обязанностью, полностью отвечало этим целям. Поэтому государство было заинтересовано в принадлежности своих граждан к традиционной для России религии и даже вменяло это им в обязанность. Данное обстоятельство нашло свое отражение законодательстве. «Определяя систему преступлений, свод поставил на первое место преступления против веры, на второе – преступления государственные, на третье – преступления против правительства»3 Такая градация преступлений свидетельствует о том, насколько серьезно царская власть относилась к вопросам веры.
Таким образом, государственная власть, с одной стороны стремилась подчинить церковь своим интересам, а с другой - поддержать ее влияние и даже дать свободу действия в рамках ее общения с прихожанами. Это противоречие также было важным фактором взаимоотношений церкви и государства.
Мы обозначили основные факторы, влиявшие на государственную политику в отношении церкви. В связи с ними можно проследить характерные особенности данных отношений в различные периоды.
§1 Первая половина XVIII века.
Реформы начала XVIII века, проведенные в период царствования Петра I, определили направление политики последующих монархов. Характерными, интересующими нас в рамках исследуемого вопроса, чертами данных преобразований стали:
1. включение церкви в структуру государственного аппарата.
После упразднения должности патриарха высшим церковным органом становится Синод – орган коллегиального управления. Постоянных членов в нем не было, они утверждались императором. Во главе Синода был поставлен представитель светской власти – обер-прокурор, «стряпчий о делах государственных»4
В первой половине XVIII века данная должность так и оставалась незначительной, а во времена Анны Иоанны на время была упразднена и восстановлена лишь при Елизавете.
Однако несмотря на то, что светский представитель в Синоде в этот период не играл значительной роли, в политическом плане церковь была подконтрольна государству - высшее духовенство назначалось и утверждалось только с ведома царя. Выборность низшего духовенства еще сохранялась, но все более и более стеснялась и ограничивалась.
2. лишение церкви части льгот, функций и доходов
Параллельно с огосударствлением церковь потеряла контроль над доходами. С восстановлением в 1701 году Монастырского приказа управление всеми церковными вотчинами перешло в руки специально назначаемых светских управителей. Это был первый шаг к секуляризации церковных имуществ. Все доходы поступали в кассу приказа, обратно же на содержание церковных учреждений выдавались определенные суммы, а излишки поступали в государственную казну и шли главным образом на военные нужды. «Прежняя свободы церковных имений от всякого тягла была заменена чрезвычайно тяжелым тяглом: помимо обычных общегосударственных повинностей на церковные земли дождем сыпались запросные сборы и чрезвычайные повинности…».5 Эти меры поколебали экономическую независимость русской церкви.
Правда с созданием Синода вотчины были переданы в его ведение. Это распоряжение до известной степени восстановило экономическую независимость церкви, поскольку она снова могла сама распоряжаться доходами.
После смерти Петра курс на постепенное ограничение экономической независимости церкви продолжался с переменным успехом. Свое выражение данный процесс нашел в следующих законодательных актах: в 1727 году в рамках Синода была выделена «коллегия экономии синодального правления», которая в 1738 году была передана в ведение Сената. Однако в 1841 году Синод добился возвращения части вотчин, а в 1744 году полного упразднения коллегии экономии и передачи в церковное ведомство всех хозяйств.
Следующим этапом стало решение Елизаветы от 09.1757 года лишить монастыри и архиерейские дома права управления своими вотчинами, а духовенство перевести на государственное содержание. Но духовенству удалось воздействовать на императрицу в пользу задержки этой реформы. В результате, был выработан компромиссный вариант: крестьяне церковных земель облагались денежно годичной податью в 1 рубль, причем, 50% от этой суммы передавалось государству, а остальная часть Синоду.
Таким образом, полного контроля над доходами церкви в первой половине XVIII века государство так и не получило.
3.идеологический аспект
Петр воспринимал принадлежность к православной вере в русле общегосударственных интересов, не как свободное волеизъявление гражданина, а как долг верноподданного. Соответственно, долгом церкви было обеспечение контроля за мирянами. Особенно тяжелые обязанности легли на плечи приходского духовенства. Выражением воли монарха стала Присяга утвержденная Сенатом 22.04.1722 года. Руководствуясь ею клир должен был быть «верным, добрым и послушным рабом и подданым» императора, доносить о всяком вреде и убытке для интересов царской власти и об открытых на исповеди «воровстве, измене или бунте на государя».6
16.07.1722 года вышел указ, в котором царь повелел: «По всем епархиям, во всех…приходах священству учинить именные прихожанам своим…книги по домам изъяснительно.»7 Эти книги были созданы с целью обнаружить раскольников и наложить на них двойной оклад, а православных обязать ходить на исповедь и в церковь.
Помимо этого, с начала XVIII века обязательными для всех священнослужителей стали торжественные службы в так называемые «царские дни». «Малейшее упущение по этой части каралось самым жестоким образом: оно приравнивалось к политическим преступлениям и ведалось тайной канцелярией»8
Почти за сорокалетний период после Петра I русский трон переходил из рук в руки семь раз. Большинство монархов при этом не являлись в полной мере законными наследниками, тем самым, нарушая уже ставшие традиционными принципы наследования по прямой линии. Измена традиции вызывала в среде дворянства и народа глухое недовольство, которое в кризисной ситуации могло обернуться крахом для каждого нового монарха, положение которого поэтому становилось весьма шатким. Для укрепления трона за собой, почти все наследники искали поддержки у церкви, вынужденно делая ей уступки.
Таким образом, основой государственной политики первой половины XVIII века стали реформы Петра. Они заложили основу для дальнейших преобразований в данной области. Церковь была поставлена в положение одного из бюрократических аппаратов светской власти, в обязанности ей вменялась идеологическая поддержка существующего строя, обеспечение лояльности мирян. Петр явно обозначил потребность государства в секуляризации церковных имуществ. Тем не менее, в рассматриваемый период экономическая самостоятельность церкви уничтожена не была. В области политической Синод имел возможность влиять на монархов непосредственно, поскольку должность обер-прокурора не играла значительной роли. Личные отношения монарха и иерархов церкви во многом определяли конкретные меры в отношении РПЦ.
Такому положению дел в немалой степени способствовала политическая обстановка в стране, а именно частая смена монархов и их относительная легитимность. И все же уже в правление Елизаветы страна была подготовлена к секуляризации церковных земель.
§2 Вторая половина XVIII века.
Во вторая половине XVIII века продолжались те тенденции, которые наметились еще при Петре I. Определяющими чертами данного периода стали:
1.Продолжение огосударствления церкви.
Наметившаяся с конца XVII века тенденция подчинения церковной власти светской во многом определила отношение государства к церкви. Процесс развития абсолютизма зашел настолько далеко, что говорить о независимости церкви в конце 18 века невозможно. В это время церковная политика государства могла заключаться либо в сохранении существующих отношений, либо в дальнейшем усилении подчиненности церкви государству.
Экономическое и политическое развитие страны требовало последнего. При Екатерине II высший орган церковного управления «…не имел значения самостоятельной, руководящей силы и рассматривался с точки зрения правительственной государственной власти как простое служебное орудие.»9 Такое положение дел усугублялось еще и тем, что «императрица… вступала в непосредственные сношения с св. Синодом или же пользовалась посредством кого-либо из синодальных членов»10
С воцарением Павла серьезных структурных изменений в высшем церковном управлении не произошло, и все же его качество изменилось. В это время закрепляется приближенность к трону синодских иерархов, которые повлияли на Павла в плане ослабления административного контроля государства над церковью. Так неугодный Синоду обер-прокурор Хованский, проводивший строгие бюрократические порядки, был замещен по просьбе архиереев Хворостовым, который фактически передал в руки митрополита Амвросия всю полноту церковного управления. На 3 года (до 1801г.) обер-прокурор по существу потерял всякую значимость.