Смекни!
smekni.com

Политика государства и церкви в отношении сектантов в России XVIII-XIX веков (стр. 4 из 44)

Документы Преображенского приказа до 1725 года, находящиеся в фонде

371, содержат информацию, в основном по старообрядчеству. Они были изданы в систематизированном виде в начале XIX века. И несколько раз переиздавались разными ведомствами.

Фонд 1431 РГАДА содержит дела местных судебных учреждений о старообрядцах и сектантах. Фонд насчитывает 4206 ед. хр. и охватывает период с 1796 по 1916 год. Документы данного фонда представляют собой дела судов:

А). Палаты суда и расправы, палаты уголовного суда, палаты уголовного и гражданского суда, Губернских судов

Б). Городовые магистраты, ратуши и уездные суды

В). Пореформенные суды ( окружные, областные)

Они, безусловно, представляют интерес при изучении положения русского сектантства в конце XIX - начале ХХ веков (подавляющая часть документов относится к данному периоду).

В Центральном Историческом Архиве Москвы также находятся важные сведения по вопросам государственной политики в отношении сектантов. Так, в фондах 93,94, 2023, 1358 и других содержатся постановления уездных судов (за 1755-1866 годы) относительно сектантов. Из материалов дел можно узнать многое о бытовой жизни отступников, об их взаимоотношениях с односельчанами и с православными родственниками, о способах завлечения в секты, а также об их верованиях.

Фонды 34-44,1843,1359 хранят материалы Городовых магистратов о переходе из православия в сектантство, а через Канцелярию Московского градоначальника (ф.105) проходили дела о наблюдении за сектантами, их аресте и высылке из Москвы.

В фондах Московского столичного и губернского статкома (ф.199) можно найти сведения о числе преступников и их категориях.

Особый интерес представляют дела 131 фонда, в котором содержится информация о Московском окружном суде. В разделе секретных и государственных дел можно найти документы множества процессов, проведенных над скопцами в период с 1860 по 1917 год. Уникальная данные всчтречаются в «Переписке прокурора московской судебной палаты о лицах принадлежащих к сектам хлыстов, скакунов и шелапутов» (ф.131 оп.27 д.142), а также в его же переписке по делу о распространении секты скопцов (ф.131, оп. 9, д. 114). В данных делах не только собраны ценные сведения о вероучении сект, но также содержатся мнения представителей судебной власти на местах по поводу мер, которые необходимо к ним применять и причин неэффективности раннее вводимых.

Богатый неизданный материал находится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Так, в фондах 135, 230, 369 содержится информация о главной «беде» Православной церкви на рубеже XIX-XX веков - штундистах.

В архиве В.Г. Короленко (ф.135) собраны вырезки из газет того времени посвященные сектантам, а также имеются рукописные свидетельства сектантов и официальные документы по тем же делам (в частности, дело о погроме в церковной школе в .деревне Антоновка Самарской губернии).

Возможность сравнить мнение официальной и опальной сторон предоставляются также при исследовании дел из архива В.Д. Бонч-Бруевича

(ф.369).

Большой пласт документов хранится в архивах Санкт-Петербурга столице Российской империи, в частности, в Российском Государственном Историческом Архиве (РГИА). В данном архиве содержатся все фонды Св.

Синода.

Таким образом, существует множество архивных документов, которые помогут пролить свет на отношение государства и церкви к сектантству.

Секты привлекли внимание исследователей еще в XIX веке, к данной теме обращаются многие авторы. Библиография сектоведческой литературы, изданная Алексеем Пругавиным, уже в 1887 году заняла целый том. Причем, за последующие дореволюционные 30 лет, было написано еще вдвое больше. Более точное представление о количестве написанных работ могут дать следующие сведения: преподаватель Владимирской духовной семинарии О. Сахаров составил сборник «Литература истории и обличения русского раскола». Он состоял из 3-х выпусков, в первом из которых было 1576 названий, во втором – 2229, а в третьем уже 3080. То есть общее количество работ, посвященных сектантству, достигло 6885 наименований.

Однако количество литературы не сказалось на ее качестве - авторы этого времени не ставили своей целью представить полное и всестороннее исследование сектантства. Поэтому работы в основном носят описательный характер и излагают историю появления конкретных сект и их основные догмы.

С политической точки зрения, исследователи сект отчетливо делятся на два противоположных лагеря. Общим у двух групп был интерес к сектантству, как общественно-политическому явлению, однако, подход был разным.

Первая линия сектоведческой литературы была остро радикальной. Она представлена этнографами и интеллигенцией. Пругавин, Щапов, Бонч-

Бруевич, Кони и др. интерпретировали сектантство, как проявление социального протеста и особое явления в религиозной жизни России.

Консервативная линия представлена специалистами так называемой «Внутренней миссии». Этот церковный институт, непосредственно подчиненный Синоду, ставил своей целью обращение русских сектантов в православие. Его органами были «Миссионерское обозрение», «Миссионер» и др., а также местные журналы, например, Рязанский Миссионерский сборник.

Миссионеры видели в сектантах преступников, которые представляют большую опасность для легковерных людей, православной церкви и для государства в целом.

Сектоведческую литературу дореволюционного периода можно классифицировать следующим образом:

1. общие работы, дающие обзорное представление о наиболее крупных сектах и проблеме сектантства в России в целом;

2. работы, посвященные истории конкретных сект, толков и течений;

3. литература, посвященная миссионерской деятельности в среде отступников от православной веры;

4. работы, освещающие вопросы суда, следствия и наказания сектантов;

5. произведения, в которых анализируется численность инакомыслящих и проблемы статистики сект;

6. художественная литература, в которой фигурируют сектанты.

Общие работы – наиболее часто встречающийся вид исследований дореволюционного периода. В них, в основном, приводятся общие сведения о различных сектах, время их появления, особенности культа и обрядов. При этом, практически отсутствует анализ причин появления сект, связи отношения к ним с политической ситуацией в стране, причин трансформации их учений и т.п. Чаще всего, в качестве причины появления сектантства называется невежество и необразованность населения. Однако данные работы, написанные современниками событий ценны своим фактическим материалом, зачастую почерпнутым из ныне утерянных источников.

Также было написано много работ, посвященных конкретным толкам. Чаще всего, в поле зрения исследователей попадали секты скопцов, хлыстов, духоборов, а также штундизм.

Существует несколько проблемных вопросов в истории секты «людей Божьих»: вопрос о происхождении секты, проблема классификации различных общин и признания или нет их хлыстовскими. Известно, что христовщина всегда отличалась большим количеством Христов и пророков и самостоятельностью отдельных кораблей. Поэтому со временем появилось множество мелких местных сект лишь номинально связанных с хлыстами. Некоторые исследователи причисляют все эти секты к хлыстам, другие же воспринимают их по отдельности.

Но, несмотря на разницу точек зрения, ни первыми, ни вторыми должных исследований местных хлыстовских общин проведено не было. Встречаются только сведения об отдельных, наиболее крупных общинах, таких, например, как шалопуты. Наибольшее количество таких сект собранно в сборнике Айвазова [10], но автор не проводит никакого анализа их учения и зависимости его от местности и лидера. Его исследование можно рассматривать только как источник.

Много материала собрал православный священник, исследователь раскола и романист П.И. Мельников. Он печатал свои ратобы в журнале «Чтения в

Императорском Обществе истории и древностей российских» [11]

Позиции по вопросу о происхождение хлыстов могут быть разделены на три группы:

1. Хлысты являются продуктом иноземного влияния и привнесены в Россию искусственно и случайно (Добротворский[12], Реутский[13], Мельников, Кельсиев[14], Ливанов[15].

2. Христовщина являлась самобытным явлением, как раскол и старообрядчество. Мнение же на то, что повлияло на возникновение секты у них разное: Щапов считает, что они порождение древнерусского язычества и шаманства, Тихонравов отождествляет хлыстовщину со стригольниками, а Милюков П.Н.7 говорит, что хлысты берут начало в беспоповщине. Барсов Н.И.8 и Рождественский считают, что причины возникновения хлыстов следует искать в исторических условиях русской народной жизни.

3. « Люди Божьи» - продукт соединения восточных ересей с исторически выработанным миросозерцанием русского народа (Барсов Е., Корнеенко И.).

Более подробный обзор данной дискуссии, развернувшейся на страницах монографий и журнальных статей будет уместней поместить в главе посвященной секте хлыстов.

Секта скопцов не вызывала у исследователей столько кривотолков – все они сходились во мнении, что она вышла из недр христовщины. Одним из первых специальных исследований данного течения стала работа медика – Е. Пеликана (Пеликан Е. Судебно-медицинские исследования скопчества и исторические сведения о нем. Спб 1872.). В последствии на это исследование опирались следственные органы при необходимости определить принадлежность подозреваемых к скопчеству. Автор дает краткую справку о мировой истории скопчества, но в основном подробно рассматривает те увечия, которые наносили себе сектанты. Следует отметить, что книга богато иллюстрирована и могла служить наглядным пособием.