Смекни!
smekni.com

Политика государства и церкви в отношении сектантов в России XVIII-XIX веков (стр. 9 из 44)

По другому, но все равно в религиозном, а не научном ключе, объясняют причины правдоискательства священники Губин и Скворцов. «Одни лица довольствуются одними готовыми понятиями истины, потому что их застали составленные раньше и они только по ним воспитываются, другие – ищут иных понятий, потому, что они не были знакомы с этими готовыми понятиями, не были в них воспитаны, а потому лица эти являются так сказать пионерами в отыскании истины. Поэтому сектантство связанно и в первоначальном своем зародыше и в дальнейшем своем существовании с переселенческим вопросом, проистекающим именно от того, что люди, ищущие истины, не были твердо ознакомлены с православными догматами»[32]

Однако не все авторы были склонны взваливать вину за отход от православия исключительно на самих искателей истины. Некоторые исследователи понимали, что поиски заканчиваются отходом от православия неспроста. «Многие ищут Христа не как отвлеченный образ, а как реальное его обнаружение в жизни последователей на земле…Для таких людей вопрос об отступлении от церкви – вопрос только времени.»[33] , - пишет Кальнев.

Такая позиция представляется нам наиболее верной еще и потому, что подтверждается свидетельствами самих сектантов. Так, крестьянин Иванов Е.Н. в своих воспоминаниях пишет, что искал истину прежде всего в лоне православной церкви,«посещал многие монастыри…, а вере от моего посещения вышло то, что я получил отвращение от монашеского общежития, потому что кроме тунеядства, разврата ничего не видел там…»[34]

Яркий пример правдоискательства, которое окончилось отходом от православия история крестьянина Сютаева. «- Разные книги доводилось читать, но только лучше Евангелия не нашел... Купил Евангелие, стал вникать, вникать и нашел ложь в церкви, ложь кругом, во всем ложь!.. Стал я искать правильной веры... Долго искал!.. Только вижу, христианин дерется, еврей дерется, старовер дерется, православный дерется... Во всех верах раз-дор, убийство идет... Нет ни одной правой!.. Языком все веруют, а делов нет... А вера - в делах, вера - в жизни... В церковь можно ходить, можно и не ходить, а жисть ну-жно наблюдать... Правда штобы на всяком месте была, правда! Правда да любовь - энто пушше всего...»1.

А вот еще один пример из книги А. Панкратова ―Ищущие Бога‖: «— Я знал одного такого искателя. Уже седой, но живой, подвижный человек ... У него дом , хозяйство, торговля. Но ничто не мешало ему гореть внутренним огнем. Услышит ли, или прочтет, что там-то открылась новая секта, или узнает , что Толстой сказал новое слово, сейчас же едет к сектантам или к Толстому. В вагоне — очки на носу и Библия в руках или разговор о Боге и душе с крестьянином. Помню первый разговор его со мной:

— У вас в такой-то статье есть такое то место. Я приехал поговорить по этому поводу.

И началось религиозное словопрение. Он и опровергал и в тоже время пытливо вслушивался:

— Нет ли чего-нибудь нового?

Он был у массы людей, интересующихся религиозными вопросами. Со всеми говорил. Яркими штрихами рисовал недостатки православной Церкви. Я спросил его:

— Вы сектант?

— Нет, не установился мнением,—ответил он.— Все ищу, всю жизнь ищу. И затем: Вот, говорят, на Волге, около Камышина появилась новая секта; Вы ничего не слыхали? Поеду туда, расспрошу. Может быть, истинная.

В толпе богомольцев вы найдете человека, который о цели своего путешествия скажет если вы с ним разговоритесь „по душам ", так : — Иду поклониться преподобному... А потом посмотреть, нет ли где праведной жизни.

Помню, на волжском пароходе седобородый паломник торжественно печально рассказывал мне:

—Где я только не был, обошел, почитай, все монастыри, был в Иерусалиме и на Афоне, и в Стародубе у староверов, каких сект не видал, с какими людьми не говорил,— и нигде не нашел правильной, Божьей жизни. Не живут люди, а колотятся. Одни говорят: „Идите к нам, — у нас истина". Другие: „Нет, к ним не ходите, — у нас она". [35]

Как мы видим из вышеприведенных примеров, сектантство зарождается как результат поиска истины. Но почему появляется потребность в поиске? Потому что окружающая жизнь не идеальна, не удовлетворяет искателей, не соответствует христианским нормам. Тут мы переходим к следующей причине отхода от православия, которая неразрывно связана с предыдущей - к состоянию православных приходов.

3.Православный приход и состояние духовенства.

«Рыба гниет с головы», - гласит народная мудрость. В полной мере это можно отнести к приходской жизни России XVIII-XIX веков. «Священники своим недостойным поведением способствуют усилению раскола. Пьянство, грубость, корыстолюбие в большей части православных священников – общие пороки»[36], отмечал надворный советник Брянчанинов, исследовавший раскол в Костромской губернии.

О сложностях и проблемах православного прихода писали и говорили много и не только в связи с ростом инакомыслия. Нравственный уровень священства, его образование и материальная обеспеченность были настоящей проблемой для высшего духовенства и государственных органов.

В свете данного исследования, нас интересуют те черты православных приходов, которые могли провоцировать простых людей отказываться от веры, в которой они были воспитаны. **********

Итак на основе данного краткого обзора состояния приходского духовенства в интересующий нас период можно сделать вывод, что основными чертами, способствовавшими отпадению от православной церкви были:

1. Многолюдство приходов, которое не позволяло наладить контакт с каждым прихожанином и даже физически вместить всех желающих посетить службу. «При многолюдстве приходов наши священники часто вовсе не знают своих прихожан в лицо, не говоря уже о том, что не знают их по убеждениям их не по склонности и правилам жизни ни вообще по душевному состоянию»[37], - сетовал епископ Никанор в переписке с обер-прокурором Синода Победоносцевым. Данный пример относится к концу XIX века, что явно показывает, что положение дел в данной области не улучшалось. А скорее наоборот.

2. Бедность церквей и самих священников. 26.06.1808 вышел указ «Об усовершенствовании духовных училищ, о начертании правил для образования сих училищ и составлении капитала на содержание духовенства» Во второй части законоположения «о содержании церковных причтов» содержится признание комитета, создававшего законоположение, что доходы православных церквей не только недостаточны, но даже в основном скудны. «В некоторых, доход показан от 5 до 10 рублей в год, а в самой большой части составлял от 50 до 150 рублей в год….Факт существования большой части церквей в России на доход в 100 рублей и менее в год наглядно обнаруживает не только бедственное положение приходского общества и его причта в материальном отношении, но и духовное оскудение этого общества равнодушно относящегося к своим важнейшим обязанностям».[38]

В результате, из-за бедности приходов приходское духовенство все время стояло перед проблемой, где взять денег. Причем, в зараженных приходах и доход оказывался меньше, а соответственно острее вставала необходимость сводить концы с концами. Священники либо проводили большую часть времени в поле, пренебрегая своими обязанностями, либо старались заработать на отправлении служб и вымогали деньги у крестьян. «Преступлений особенно по склонности к наживе и послаблений консистории относительно их усмотрения столько и таких, что это меня поразило…»[39], сетует епископ Херсонской губернии Никанор в конце XIX века.

А вот что вспоминает Сютаев: «- Дите у нас умерло. Говорят, надо хоронить, отпевать надо, - без энтого, говорят, на том свете в царство небесное не примут. Ладно, хорошо. Пошел я к попу. - «Похорони, говорю, батюшка...» - «Ладно, говорит, давай полтинник». - «Нельзя ли, мол, поменьше?» - Не соглашается. А денег у меня в ту пору всего-навсе тридцать копеек серебром было... Не согласился. Ушел я домой и думаю про себя: как так?.. За пятьдесят можно, а за тридцать нельзя? За пятьдесят примут, а за тридцать не примут?.. Не может энтого быть!.. И увидел я тогда, што грешен я кругом.

- В чем же ты грешен?

- Да нешто можно о Божьем благословении торговлю заводить?.. Нельзя покупать, думаю, Божьего благословения. Коли сам не заслужишь, ни за какие деньги его не купишь... Ни за какие тысчи не купишь!.. А коли заслужишь, то и безо всяких денег получишь, што следовает... раздумал я все этто, взял дите и сам похоронил - без попа, без дьячка, безо всего... Под полом похоронил!»[40] 3.Необразованность и неготовность к миссионерской работе. Выше было сказано, что при Петре I был введен образовательный ценз для кандидатов на должность приходского священника. Данная деталь явно свидетельствует о наличии проблем в данной сфере. В течение всего XVIII века это требование постоянно напоминалось. Тем не менее, поневоле приходилось ограничиваться самым низким цензом: прохождением курса элементарного духовного училища или просто домашним образованием. В последнем случае кандидат должен был выдержать специальный экзамен.